Экономика ислама – такова была тема очередного, октябрьского заседания научно-просветительского клуба «Наука и религия». С докладом на данную тему выступила кандидат экономических наук, магистр теологии, доцент Дагестанского гуманитарного института Динара Ахмедова.

В докладе были даны фундаментальные основы исламской экономики. Основными ее маркерами являются отсутствие банковского и ростовщического процента (риба), кредитов под большие проценты, жестких условий кредитования и возврата займа, отсутствие пени по платежам. Исламская экономика ни в коем случае не заключает договоры о несуществующем продукте, избегает неопределенности в сделках (гарар), что свойственно экономикам капиталистических систем. Исламская экономика делает ставку на товарищеских началах (мушарака) и совместной ответственности при ведении бизнеса (мудараба).

После доклада завязалась дискуссия о правилах и возможностях исламской экономики оздоровить российскую и дагестанскую экономику, стать стартером для полезных и эффективных социальных преобразований.

Основное отличие исламской экономики от капиталистической в том, что исламская признает гуманные божественные законы, которые не могут быть отменены человеком. А капиталистическая же модель исходит из неограниченных человеческих потребностей, страстей и алчности; капиталист может иметь неограниченное количество благ и частной собственности; через лоббизм и другие механизмы законотворчества он может «подмять» под себя большие ресурсы. Капитализм, как учили классики, при своем необузданном течении превращается в империализм – стадию военных конфликтов и желания увеличить ресурсы для все более увеличивающихся интересов капиталиста. В основе же исламской экономики – Бог и покорившийся Ему интеллектом и душой человек, который в своей экономической и политической деятельности должен исходить из нравственных идеалов и целью которого должно быть обустройство мира и вовлечение в цивилизационный процесс (в основе которого обучение, вера, нравы) максимально большего количества людей и народов. В основе исламской экономической политики – человек как творение Всевышнего Бога. В капиталистической и глобалистской политике же мы видим регулирование рождаемости для нужд олигархата и тайных финансовых корпораций (лож, клубов) и искусственное создание тяжелых ситуаций («новых резерваций») для определенных народов и континентов.

В итоге дискутанты пришли к выводу, что исламская экономика – это гуманная экономика. Однако реализация исламских финансовых инструментов и продуктов в России затрудняется по ряду субъективных и объективных причин. Нет правовой базы для осуществления деятельности исламского банкинга.

Как отмечали выступающие, исламская экономика могла бы принести пользу обществу и государству через беспроцентные ссуды (которые, кстати, были, в ходу в СССР) и продукты жилищно-ипотечного кредитования для молодых семей. Вопрос ныне очень актуальный, вокруг которого происходит определенное напряжение. При увеличении социальной планки девушки не спешат заключить брак с молодым человеком без жилищных условий и перспектив. Решение жилищного вопроса, ключевого для создания семьи, замедлило бы трудовую миграцию и ослабило бы тот градус напряженности, который мы наблюдаем по конфессиональному и этническому срезу в т.н. «русских» регионах России.

Участники обсуждения пришли к выводу, что тему надо обсуждать на разных интеллектуальных площадках и выводить на новый социально-политический уровень.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь