Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

В поисках архитектурного облика

Горсреда.jpgАрхитектура Махачкалы остается одной из самых обсуждаемых проблем на протяжении последних лет. Небольшой приморский городок, в котором когда-то вся жизнь протекала на тихих привокзальных улочках, сегодня – самый крупный и быстроразвивающийся город СКФО. Однако кипящая здесь жизнь и бурное строительство, о чем в положительном ключе часто говорят приезжие, имеет и оборотную сторону – нарушение градостроительных норм и архитектурный хаос.

В каком направлении сегодня развиваются архитектурные решения современных городов и как эти тенденции можно применить в Махачкале, попытались разобраться «МИ».

 

ИДЕЯ, А НЕ ПЛАН

На Форуме урбанистов, прошедшем в конце 2019 года в Зарядье, на вопрос мэра Москвы Сергея Собянина к архитекторам из Великобритании, чем они руководствуются, когда формируют городскую среду, англичане ответили: «Мы руководствуемся идеей, которую предлагают сами горожане».

О таком подходе в градостроительстве, комментируя проблему, «МИ» рассказал известный дагестанский архитектор Камиль Цунтаев.

«Нынешние города России, в том числе и Махачкала – это наследие советской эпохи, когда города строились вокруг инфраструктурных центров, заводов, фабрик и т.д. В итоге мы получили города с так называемыми жилыми кварталами и отдельно индустриальными районами, – обращает внимание Цунтаев. – Образ Махачкалы менялся неоднократно. Архитектуру Махачкалы детально описал ныне покойный Сабир Гейбатов. В целом я разделяю точку зрения Гейбатова в том, что современная Махачкала состоит из остатков города Порт-Петровск XIX века, постройки которого сохранились в прибрежной зоне, элементов советского модерна с типовыми многоэтажками и развязками дорог, а также третьей эпохи – уже современного строительства, которую мы наблюдаем повсеместно.

При этом надо сказать, что все города в советское время были построены согласно генеральному градостроительному плану».

Страны Запада, в отличие от СССР, с 70-х гг. пошли по другому пути, отмечает архитектор. Там города разбиты на зоны, которые благоустраиваются согласно тому, как решат проживающие там горожане. Общего генплана города нет. Все согласуется с архитекторами, и городское пространство развивается с небольшими преобразованиями.

На Западе приняли именно такую форму градостроительства, так как практически любой гражданин имеет право приобрести землю, в том числе и в городе, где может что-то построить или разбить сквер. Однако строить разрешается лишь то, что одобрено местным городским советом и жильцами, причем любое архитектурное решение любой такой постройки должно вписываться в единый ансамбль городского ландшафта.

 

АРХИТЕКТУРА НАЧИНАЕТСЯ С МЕЛОЧЕЙ

«Основной показатель качества архитектуры – это доступность и благоустройство для детей и людей с особенностями, – продолжает Камиль Цунтаев. – Вот, например, у нас нет автобусных остановок, которые были бы приспособлены к беспороговому въезду в городской транспорт на инвалидной и детской коляске. А ведь это очень актуальная проблема для маломобильных граждан.

Такая же проблема у нас присутствует и на железнодорожном вокзале, где приходится буквально запрыгивать в вагон или подставлять разные предметы для импровизированной лестницы».

Цунтаев предлагает обратить внимание на развитие пешеходных зон, формирование велосипедных дорожек, когда начнется реконструкция главного магистрального проспекта Махачкалы – Шамиля.

«Весь мир развивается по принципу “город для людей”. Главным в таком городе должен быть пешеход, а не транспорт или индустриальная зона. Архитекторы города должны решить и так называемую проблему “визуального шума” – хаотичных построек, не имеющих определенного стиля, эклектичной рекламы, не подчиняющейся никаким стандартам, и т.д.

Установка шумозащитных экранов положительно повлияет на самочувствие горожан, если ввести стандартизацию для рекламных вывесок, подбор единой колористики зданий, – все это создаст общую единую концепцию архитектуры. Это только самые очевидные предложения», – замечает архитектор.

Собеседник «МИ» также обращает внимание на не так давно разработанный Минстроем России по поручению Правительства РФ совместно с Институтом «Стрелка» план создания современной городской территории ДОМ.РФ. Это стандарт комплексного развития – методическое руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых, а также рекомендации по формированию облика города и сохранению его исторической застройки при экономически выгодном использовании в современной жизни.

Принципы стандарта в данном случае подразумевают создание районов с развитым стрит-ритейлом, совмещающих жилые, офисные и сервисные функции, учет определенного масштаба в зданиях средней этажности и открытых пространствах, разнообразие маршрутов и баланс всех видов перемещений, эффективность общественного транспорта, разнообразные планировки и типы жилой среды, плюс качественные места общего пользования как стимул для жильцов совместно управлять домом и территорией.

Как отмечает заместитель генерального директора Фонда ДОМ.РФ Кристина Ишханова, стандарт ограничит разрастание городов, создаст требования к компактной модели городов, эффективному использованию земельных ресурсов и распределению транспортной и инженерной инфраструктуры. «Сделав акцент на смешанном использовании, мы сформируем среду, устойчивую к экономическим и демографическим изменениям», – приводятся слова Ишхановой на сайте фонда.

 

ПРОСПЕКТ ШАМИЛЯ И МАХАЧКАЛА БУДУЩЕГО

В этом году в Махачкале запланировано начало масштабной реконструкции проспекта Шамиля с созданием 8-полосного движения и шести подземных переходов.

С вопросом, как в представлении архитекторов города будет выглядеть Махачкала в ближайшие годы, «МИ» обратились к врио начальника Управления архитектуры и градостроительства мэрии дагестанской столицы Казимагомеду Мугуеву.

«В соответствии с принятым генпланом, определен вектор развития градостроительной деятельности города. Генеральный план – это живой документ, который требует актуализации и постоянной корректировки», – отметил чиновник, добавив, что в этой связи планируется внесение изменений и приведение в соответствие той части документа, которая была упущена ранее.

«Мы уже получили проект реконструкции проспекта Имама Шамиля, в рамках которого определяются объекты, подлежащие сносу, которые были построены на инженерных коммуникациях, а также в нарушение градостроительных правил и технических регламентов. Далее, согласно проекту реконструкции, будут приведены в единый стиль все остановочные павильоны, нестационарные торговые объекты, также будет определен единый стиль оформления фасадов вдоль всего проспекта, проспект Шамиля должен стать локомотивом развития архитектурного облика города».

Комментируя жалобы горожан на отсутствие в городе нормальных пандусов, удобных тротуаров и лестниц, адаптированных под маломобильных граждан, архитектор отметил, что и эта работа будет планомерно вестись.

«При реализации программы “Формирование комфортной городской среды” благоустраиваются дворы многоквартирных домов и общественные пространства, основной задачей ставится создание благоприятных условий для проведения досуга горожан и создание безбарьерной среды, устанавливаются заниженные бордюры и пандусы. Все здания, имеющие лестничные подъемы, будут снабжены пандусами. А те пандусы, которые уже имеются, будут приведены в соответствие с установленными требованиями», – заверил врио начальника городского Управления архитектуры.

Что касается велодорожек, то, по словам Мугуева, они будут включены в проект реконструкции проспекта Шамиля, где планируется интегрировать их в пешеходную зону между тротуаром и зелеными насаждениями. Это послужит созданию основной артерии не только для автотранспорта, но и для велосипедистов.

Далее уже будет рассматриваться вопрос развития велосипедной инфраструктуры в городе и возможность создания велосипедных полос в соответствии с нормативными требованиями.

Говоря о транспортных развязках и эстакадах, которые решат проблему пробок в городе, чиновник отметил, что ранее была разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, в соответствии с которой будет определен план реализации на ближайшее время.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Архитектурный облик многих зданий в Махачкале – это чаще всего, помимо отсутствующей эстетики, многочисленные пристройки и надстройки в самых неожиданных местах и строительство на инженерных коммуникациях.

Обнадеживает стремление Управления архитектуры города решить ряд задач, но остается надеяться, что реализация этого плана начнется в ближайшее время. Ни для кого не секрет, что в Махачкале большинство территорий находится в частных руках. Поэтому неудивительно, что генплан приходится постоянно корректировать.

Усложняет любые архитектурные преобразования и используемая практика планирования, которая была актуальна в советское время, где вся земля города находилась в его собственности. Сейчас же, когда по новому Земельному кодексу РФ, каждый имеет возможность приобрести в собственность землю в черте города, любой, даже самый современный генплан, всякий раз будет сталкивается с какой-нибудь постройкой, которая не будет вписываться в общий градостроительный ландшафт.

В сердцах многие желают все пустить под бульдозер, но ведь за каждым домом, каждой небольшой пристройкой стоят живые люди, чья-то семья… Может, действительно, стоит перенять опыт стран, где ведется кластерная застройка? Тогда застройщик обязан будет согласовать свое здание с местными жильцами, приглашать архитекторов для того, чтобы все было органично и комфортно для всех.

Но непременным условием для этого должна стать активная позиция самих горожан, которые будут реально влиять на архитектуру своего района. Готовы ли мы, горожане, взять ответственность за облик Махачкалы?

 

Руслан ЛУГОВОЙ

Количество показов:437

Последние новости

05.08.2020 20:44:42 | В Махачкалу на допрос доставлен экс-глава Дербентского района

05.08.2020 20:44:42 | В Новом городе Махачкалы снесено незаконное строение

05.08.2020 20:44:42 | Сулейман Керимов занял первую строчку российского списка Forbes

05.08.2020 20:44:42 | Центр одаренных детей в Махачкале начал прием учащихся на 2020-2021 год

05.08.2020 20:44:42 | На улице Братьев Нурбагандовых проводится благоустройство двора по федеральной программе

05.08.2020 20:44:42 | Между Махачкалой и Каспийском начато строительство подземного пешеходного перехода

05.08.2020 20:44:42 | Салман Дадаев встретился с главными врачами медучреждений Махачкалы

05.08.2020 20:44:42 | Артём Здунов поручил организовать безопасное обучение дагестанских школьников

05.08.2020 20:44:42 | Бой между Магомедшариповым и Родригесом сорвался

05.08.2020 20:44:42 | Главой Дербентского района назначен Наби Алиев

05.08.2020 20:44:42 | Министр здравоохранения Дагестана встретился с профессором Римского университета Джалалудином Саидбеговым

05.08.2020 20:44:42 | В Махачкале обнаружено тело молодой девушки

05.08.2020 20:44:42 | «Ростелеком» объявляет набор на программу по кибербезопасности в научно-технический университет «Сириус»

05.08.2020 20:44:42 | Владимир Васильев встретился с новым руководителем Кизлярского района

05.08.2020 20:44:42 | Госжилинспекция направила в суды 14 протоколов на Дагестанский фонд капремонта

05.08.2020 20:44:42 | В Дагестане усилят контроль за восстановлением земель после карьерных разработок

05.08.2020 20:44:42 | В Казбековском районе открылся новый ФАП

05.08.2020 20:44:42 | Прокуратура выявила многочисленные нарушения в работе выставки животных в музее «Россия – моя история»

05.08.2020 20:44:42 | В Махачкале открыли памятник Сулейману Стальскому и Абуталибу Гафурову

05.08.2020 20:44:42 | В Кизляре сообщили о росте числа больных COVID-19