Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

ОН БОРОЛСЯ ЗА СЧАСТЬЕ, СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАРОДОВ (К 310-Й ГОДОВЩИНЕ М. КАЛУКСКОГО

Есть личности, имена и деяния которых остаются в памяти народной на века. К их числу принадлежит Мирза Калукский.

Он жил и творил в конце XVII – первой половине XVIII вв. В истории дагестанских народов это был тяжелый период, когда на господство над Дагестаном претендовали Иран, Турция и Россия, и с этой целью многие иноземные завоеватели совершали разрушительные походы. Несмотря на сложное внешнеполитическое положение Дагестана, в социально-экономическом и культурном отношении края происходят дальнейшие сдвиги.

Дагестанская литература XVII – XIX вв. на арабском языке испытывала общее влияние средневековой арабской литературы, всеми своими корнями была связана с историей и культурой Дагестана и, таким образом, по существу составляла духовное наследие народов Дагестана, лишь пользовавшихся арабским языком на определенной стадии исторического развития.

Время, когда творил М.Калукский, по выражению академика И.Ю.Крачковского, - период второй волны арабского влияния на Кавказе.

В XVII – XVIII вв. табасаранцы, как и остальные народы Дагестана, создали литературу на арабском языке, которая выросла на местной почве и отражала события локального характера. Ничего удивительного в этом нет. Поэзия многих народов Малой и Средней Азии развивалась на фарси.

Творчество М.Калукского тесно связано c социально-экономическим развитием края, борьбой горцев за свою независимость.

Биографические данные о нем собрали и опубликовали профессор Б.Г.Ханмагомедов, И.Шахмарданов, М.Гасанов и другие. Стихотворения М.Калукского опубликованы в антологии табасаранской поэзии, в учебниках дагестанской литературы, хрестоматиях и других изданиях. Вместе с тем следует отметить, что поэтическая и общественная деятельность М.Калукского еще специально никем не исследована. Его творчество – значительное явление как в табасаранской, так и во всей дагестанской истории и литературе. М Калукский сочинял песни и пел их, но не записывал. Основа его творчества – народная поэзия. Многие его песни стали народными, и, наоборот, свои лучшие песни народ связывает с именем М.Калукского, хранившего в памяти народные песни. Он и его песни пользовались большой популярностью в Табасаране, в других обществах и владениях.

В XVII – XVIII вв. Табасаран распался на владения майсумов и кадиев, последние в свою очередь делились на бекства. Кроме того, в Табасаране были и союзы сельских общин: Нитрик, Калук, Суак, Дирче, Дюбек и др. Жители одних табасаранских обществ поэта называли Ваникским, других – Калукским.
Господствующий класс в феодальных владениях составляли майсумы, кадии, беки, а к крестьянскому сословию относились уздени - это свободные крестьяне, раяты – зависимые крестьяне. Кроме того, в отдельных табасаранских аулах была и прослойка рабов.

Родился Мирза в бедной узденской семье в 1697г. Многогранно поэтическое творчество М.Калукского. В своих стихотворениях он призывал узденей на борьбу с майсумами, кадиями, которые посягали на имущество и свободу жителей сельских общин Нитрик, Калук и других. В стихотворении «Ответ хану», которое представляет собой послание, М.Калукский не только осуждает табасаранских майсумов, кадиев, беков, сравнивает их с людоедами, но и предупреждает их о последствиях античеловеческих действий.

Что же это за ханы, беки –
Нескончаемый поток бедствий?
Издеваясь над людьми.
Злорадствуют аждахи.

Мирза Калукский не только выступал против жестоких, жадных притеснителей, но выражал и защищал интересы узденей. Поэт писал:

Вот Калука Мирзы ответ:
- Оставь узденей в покое!
Если ты разожжешь огонь,
На нем будет жариться из тебя шашлык.

В стихотворении звучит суровое предостережение хану: если он не образумится, не одумается, его ждет расплата.

Поэт глубоко сочувствует труженику, описывая его горести и думы. Его стихи носят философский характер.
В лице Мирзы Калукского совмещается не только поэт, но и мыслитель. Большое место в лирике Мирзы Калукского занимает тема любви и свободы. Об этом свидетельствует стихотворение «Счастливый соловей». Соловей – влюбленный, он счастлив, не знает ни горя, ни бед – всего того, что испытывают люди. Песня соловья радостная: он поет о солнце, о любви. Зимой улетает в теплые страны, весной возвращается в горы. У него есть своя любимая. Поэт радуется счастью соловья. Соловей для него символ высокой любви. В стихотворении «Счастливый соловей» М.Калукский пишет:

За всех за нас звени же ты,
Мой брат – счастливый соловей.
Ты выбрал милую уже?
Так свей гнездо, где по душе,
И пой о солнечном луче.
Мой брат – счастливый соловей.

М.Калукский горячо любил свой народ. Он был поборником дружбы народов. В своих произведениях он призывал дагестанских горцев жить в мире и дружбе и совместно выступать против завоевателей.

Значительное место в творчестве М.Калукского занимает тема борьбы против иноземных завоевателей. Как известно, дагестанские народы, в первую очередь, табасараны, подвергались беспрерывным нашествиям.

В 30-40 гг. XVIII века иранские захватчики неоднократно совершали походы в Табасаран. Сохранились легенды и предания, связанные с борьбой местных жителей против войск Надир – шаха. Борьбу жителей Табасарана против грозного завоевателя возглавил Мирза Калукский. Когда полчища Надир – шаха вторглись в Дагестан, М.Калукский призвал народ подняться на борьбу с кровожадным тираном. В стихотворении «Зов к народу» поэт пишет:

Эй, милый мой Табасаран,
Родные мои сограждане!
Шах Ирана – немой Надир,
Ненавистный враг идет на нас.
Встанем все, как один,
Как горные смелые львы.
Тот, кто подчинится врагу,
Народы Дагестана, как бра- тья,
Сплотятся в единую семью:
Аварцы, лезгины, даргинцы и лакцы –
Братья все помогут.

На борьбу с иранскими полчищами Мирза Калукский призывает народ и в другом стихотворении «Кегер» («Аргамак»), посвященном лошади.

Зовет нас сегодня родная страна,
Как плачущий на груди ребенок зовет свою мать.
В битве будем рядом, как братья.
Пришло время защищать Родину, Кегер!
Страшный день пришел,
Видимо, судьбе хотелось нас испытать,
Уничтожим Надир – шаха вой- ска дотла,
В тяжелых боях за Родину, Кегер!
Ноги твои такие же, как у пех левана,
В глазах твоих огонь борьбы пылает,
Сокрушая врага, покажи себя в бою,
Калукского Мирзы ты мускул, боевой Кегер.

Мирза Калукский возглавил отряды горцев против завоевателей, защищая не только территорию Табасарана, но и остальные части, владения и народы Дагестана. Он возглавил отряд табасаран, двинувшийся в 1741г. в Андалалскую долину, чтобы принять участие в битве с полчищами Надир-шаха. Дагестанские горцы выиграли это сражение. Потери горцев были значительными. Погиб в этом сражении и Мирза Калукский.

Но песни обессмертили М.Калукского, они передаются из поколения в поколение, потому что М.Калукский сумел постичь народно-поэтические традиции. На основе анализа социальной структуры табасаранского общества он создал реалистические образы представителей разных слоев общества, выразил любовь к крестьянину – узденю и заклеймил позором майсумов, беков, призывал народ к дружбе, а также к совместной борьбе против завоевателей.

Известно, что каждая национальная литература развивается, опираясь, прежде всего, на собственные художественные традиции. Однако это не значит, что она не испытывает влияния культур соседних народов. Народы «в области культуры всегда были в общении друг с другом» (Конрад Н.И.).

На творчество М. Калукского определенное влияние оказала поэзия дагестанских и азербайджанского народов. Табасараны находились в разносторонних связях с лезгинами, азербайджанцами, даргинцами, кумыками и другими.

М.Калукский обретает большую славу у различных народов. Его творчество полностью не собрано. Исследователи располагают всего лишь некоторыми произведениями поэта, сохранившимися только в устной передаче народа.
Несмотря на это, творчество М.Калукского оказало влияние на поэтов, писателей последующих поколений.

Впервые о Мирзе Калукском я узнал в годы учебы в школе от учителя родной литературы и затем от старожилов.

Продолжение следует
Количество показов:877

Последние новости

17.07.2019 16:15:23 | В мэрии Махачкалы опровергают отсутствие голосования по «Колесу обозрения»

17.07.2019 16:15:23 | Васильев: «Мы понимаем, как сделать так, чтобы больше деньги из бюджета не разворовывались»

17.07.2019 16:15:23 | Махачкалинские клубы провели первые матчи в ПФЛ

17.07.2019 16:15:23 | Горзеленхоз Махачкалы предупредил о необходимости спила старых деревьев

17.07.2019 16:15:23 | В Махачкале состоялась встреча с профессором Римского университета Sapienza Джалалудином Саидбеговым

17.07.2019 16:15:23 | Двойник Омара Алибутаева обманом вымогал деньги у пользователей соцсетей

17.07.2019 16:15:23 | Минздрав РД: В Дагестане 25 тысяч супружеских пар с диагнозом «бесплодие»

17.07.2019 16:15:23 | «Анжи» потратит 22 миллиона на сезон в ПФЛ

17.07.2019 16:15:23 | ПАО «Россети» проявляет интерес к ОАО «Махачкалинские горэлектросети»

17.07.2019 16:15:23 | В Махачкале будет возрожден футбольный клуб «Динамо»

17.07.2019 16:15:23 | В Минтруда Дагестана стартовал прием заявок на участие в конкурсе «Я – профессионал»

17.07.2019 16:15:23 | В Единой базе российских органов ЗАГС произошел сбой

17.07.2019 16:15:23 | Суд в Москве подтвердил вину четырех дагестанских компаний в картельном сговоре

17.07.2019 16:15:23 | Комиссия Фонда содействия реформированию ЖКХ с проверкой посетит Дагестан

17.07.2019 16:15:23 | Возле строящегося колеса обозрения в Махачкале инвестор оборудует бесплатную детскую площадку

17.07.2019 16:15:23 | Три школьницы из Кировского района Махачкалы сдали ЕГЭ на 100 баллов

17.07.2019 16:15:23 | До конца года принципы бережливости внедрят в семи поликлиниках Дагестана

17.07.2019 16:15:23 | Представительство МСП-Банка заработает в Махачкале со следующей недели

17.07.2019 16:15:23 | Сергей Неверов: «Распространение статуса ветеранов боевых действий на чеченцев требует отдельного законопроекта»

17.07.2019 16:15:23 | В Махачкале прошли публичные слушания по колесу обозрения в парке Ленинского комсомола