Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

ШТУРМ АУЛА АХУЛЬГО



Величие и красота кавказских гор всегда привлекали внимание тех, кто на самом деле умеет ценить особое живое искусство - природу. О Кавказе писали стихи и книги, художники создавали свои шедевры, завороженные великолепием гор. Горные пейзажи изображали многие русские живописцы, среди них: Г. Г. Гагарин, И. Ф. Александровский, Т. Горшельт, И. К. Айвазовский,
П. И. Бабаев, Е. Е. Лансере и др. История горцев не оставила равнодушным и великого художника Франца Рубо.

Когда 1865 году в семье мелкого одесского коммерсанта, переселенца из Марселя, родился мальчик, названный в честь своей далекой родины Францем, никто и представить себе не мог, что большая часть его жизни и творчества будет посвящена горцам, их жизни.

Первые годы своей жизни он провел в Одессе, здесь пошел в рисовальную школу Общества изящных искусств. После семья переезжает в Мюнхен, где мальчик учится в Баварской королевской Академии художеств. Талант Рубо был целенаправлен и опирался на большое трудолюбие, это и дало ему возможность
писать огромные панорамные картины. Еще в студенческие годы художник совершал путешествия по Украине, Средней Азии, России, особенно же юного Франца привлекали кавказские горы: созданные тогда наброски и этюды послужили ему хорошей базой в дальнейшей работе.

Начинал он в бытовом жанре, небольшими картинками, чаще всего сценами охоты, но постепенно перешел к батальной живописи. Через два года после окончания Академии молодой художник получает заказ от Тифлисского музея «Храм славы» на серию картин из истории Кавказской войны. Для Рубо была важна не обыденная жизнь простого населения, его интересовали самые важные моменты, яркие исторические события, напряженные схватки. Кавказский цикл включил в себя 15 картин, охватывающих временной промежуток со дня вступления Петра I в Тарки и до русско-турецкой войны 1877-78 годов. Это такие знаменитые картины, как «Вступление Петра I в Тарки», «Взятие аула Гимры», «Штурм Салты», «Взятие Дарго», «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет», «Пленение Шамиля», «Штурм аула Ахульго» и др. Он писал широкоохватные панорамы, дающие благодаря удачному сочетанию картины с трехмерным макетом иллюзию исторического события, происходящего на глазах у зрителя.

Свою добросовестность и умение правдиво изображать реальные события, употребляя хорошо усвоенные и проверенные профессиональные приемы, он с наибольшим успехом реализовал в военно-исторической панораме “Штурм аула Ахульго” (1896), которая явилась центральным произведением цикла картин о Кавказе.

Создание картины гигантских размеров: 120 метров в длину и 12 в высоту, затребовало большого количества времени и сил. Художник писал картину около 2-х лет вместе с группой своих учеников. Но самые большие трудности были связаны с финансовой стороной дела, Рубо был вынужден обратиться к кредиторам, у которых он занял 35 тыс. марок. Эти деньги он не мог
вернуть в течение 5 лет, пока не реализовал картину.

Панорама не входила в число заказанных, поэтому продать ее оказалось делом непростым, но все же успех этой картины в Европе привлек к ней внимание русского царя, который в последствии ее и приобрел для музея.

Панорама заинтересовала многих. Впервые ее выставили в Мюнхене, затем в Париже. Она принесла автору орден Святого Михаила и звание профессора Баварской Академии художеств. Но художник мечтал показать свое произведение в России, так как подходящего для этого помещения не было, архитектором В. В. Шене был создан специальный план, по которому было построено здание в виде ротонды с прямоугольным входным порталом, увенчанное огромным куполом. Это сооружение было возведено в Нижнем Новгороде и привлекло к себе множество желающих полюбоваться картиной. Причем строение было организовано так, что смотрящий как бы оказывался на сторожевой башне, откуда мог наблюдать кавказский пейзаж. И несмотря на большие трудности, связанные с транспортировкой картины таких размеров (каждый раз ее приходилось снимать с подрамников и сворачивать в рулон, что, естественно, не могло не сказаться на качестве) произведение искусства все же дошло до своего зрителя.

Масштаб полотна - это одно из важнейших достижений автора, но картина примечательна еще и тем, что художник использует не только традиционные средства живописи, но и камень, дерево, воск, элементы, скульптуры, различные предметы. Переход от изображения к макету был почти не заметен, а изображенные сакли и части моста имели чуть ли не натуральную величину.

Картина запечатлел аборьбу горцев с напавшими на Ахульго солдатами Кабардинского и Апшеронского полков. Сражение в разгаре, и, несмотря на прорыв нападающих и численный перевес, горцы самоотверженно сражаются, теряя силы и людей. В сражении участвуют все -от мала до велика. Женщины в оборванных одеждах сбрасывают камни на врагов и возвращают в бой тех, кто пытается бежать. Горцы подожгли мост, и половина сражающихся прикрыта завесой дыма. А на первом плане тела погибших и с той, и с другой стороны. Изобразив врагов, лежащих почти рядом друг с другом, автор как бы делает акцент на том, что в смерти все равны, нет победителей и побежденных. Если всмотреться в глаза горца, пробирающегося к убитому односельчанину, можно прочесть всю злость и ненависть к врагу, ожесточение и остервенение. И все это происходит на фоне спокойного пейзажа. Природе нет дела до людских войн, и вообще люди, увлеченные борьбой, кажутся лишними, не гармонирующими с окружающим
пейзажем.

Полотно, которое столь ярко и живо отобразило накал страстей горской битвы, пять лет не покидало своего создателя, и только через годы царь все же купил панораму для «Храма Славы», уплатив за нее 15 тыс. рублей. Н. Новгород, Севастополь, Петроград любовались этим шедевром. Но в дальнейшем картину ждала тяжелая участь: в 1924г. она оказалась затопленной. По просьбе наркома просвещения Дагестана А. Тахо-Годи панорама была передана Дагестанскому краеведческому музею, ее перевозили на открытых платформах, что, конечно же, не лучшим образом сказалось на сохранности. Здесь о ней совсем забыли, и она пролежала несколько лет в условиях, несоответствовавших музейным требованиям. Затем в 40-е ее разрезали на части, в хранилище вернули только три более или менее сохранившихся фрагмента, да и о них надолго забыли. Остальной холст уничтожили.

Об удивительной картине вспомнила уже в 70-е годы покойная Патимат Гамзатова, ей стоило огромных усилий найти и реставрировать оставшиеся фрагменты. По ее просьбе в архиве Эрмитажа были найдены фотографии, сделанные в 1911г., которые и помогли в реставрации и последующем создании копии картины.

Замысел П.С.Гамзатовой относительно реставрации фрагментов оказался воплощенным в жизнь, но свою мечту о воссоздании панорамы в полном соответствии с авторским вариантом она так и не успела осуществить.
Идея восстановить картину,

Заместитель директора музея Татьяна Павловна Петенина заметила по этому вопросу: «Конечно, вернуть картину хотелось бы, и несмотря на все проблемы, можно было бы найти и средства, и помещения, но где найти Рубо? Сейчас много талантливых художников, но что бы они ни предпринимали, повторить шедевр не удастся, это все равно будет уже совсем другая картина. Сейчас наша задача -сохранить хотя бы те фрагменты, которые до нас дошли, а это тоже не так уж и легко». С 1997 г. в зале русской живописи Музея изобразительных искусств имени П. Гамзатовой экспонируется эскиз - копия панорамы в масштабе 1:10, и несмотря на то, что оригинал был написан 210 лет назад, а копия лишь отдаленно напоминает о нем, сюжет остается интересен и передает те чувства, которые испытывал французский художник к Кавказу и его истории.
Количество показов:860

Последние новости

21.08.2019 22:16:35 | В 2019 году в Дагестане будет заложено 900 гектаров молодых виноградников

21.08.2019 22:16:35 | Гостевые дома в Дагестане получат субсидии и освобождение от налогов

21.08.2019 22:16:35 | В Дагестане ищут инвесторов для горнолыжных курортов

21.08.2019 22:16:35 | Дагестанский историк Зураб Гаджиев ответил Кадырову на вопросы об имаме Шамиле

21.08.2019 22:16:35 | Набиюла Карачаев: «Россия пока не готова к раздельному сбору мусора»

21.08.2019 22:16:35 | В Махачкале откроется Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей

21.08.2019 22:16:35 | Владимир Васильев прокомментировал заявления руководства Чечни относительно исторической роли имама Шамиля

21.08.2019 22:16:35 | В 2019 году в Дагестане могут быть приватизированы 8 ГУПов

21.08.2019 22:16:35 | Дагестанское историко-географическое общество выступило с инициативой проведения всероссийской конференции к 160-летию окончания Кавказской войны

21.08.2019 22:16:35 | Абдулрашид Садулаев: «Три года назад исполнилась мечта моего детства»

21.08.2019 22:16:35 | Глава «Роскосмоса»: Использование космического мониторинга увеличит собираемость налогов в СКФО на 30%

21.08.2019 22:16:35 | Хадис Ибрагимов дебютирует в UFC на турнире в Китае

21.08.2019 22:16:35 | Экс-глава компании по обслуживанию таксофонов обвиняется в крупном мошенничестве

21.08.2019 22:16:35 | Число безработных в Дагестане снизилось до 22 тысяч человек

21.08.2019 22:16:35 | Глава Дагнаследия прокомментировала ситуацию вокруг села Гамсутль

21.08.2019 22:16:35 | В двух районах Махачкалы временно отключат газ из-за ремонта оборудования

21.08.2019 22:16:35 | Салман Дадаев: «Выходные – для жителей, а не для нас, муниципальных служащих»

21.08.2019 22:16:35 | Восстановлено электроснабжение 10 тысяч жителей Кизилюртовского и Хасавюртовского районов

21.08.2019 22:16:35 | В Дагестане бывшие судебные приставы подозреваются в хищении 2,5 миллионов рублей

21.08.2019 22:16:35 | Дагестану подарили «КамАЗ» для работы на «скорой» стоимостью 11 млн рублей