Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Три музейных «Оскара»: как Музей истории города отпразднует свой юбилей

8 (2).JPG

В юбилейный для дагестанской столицы год – 160-летие со дня основания – Музей истории города Махачкалы отпразднует свое десятилетие: сразу три экспозиции с разницей в несколько дней начинают свою выставочную работу на культурных площадках столицы.

Осмысливая все пережитое и созданное за 10 лет существования, директор Зарема Дадаева называет важные аспекты, которым музей не изменял, и проекты, сделавшие его трижды «оскароносным» в один год.

 

ПРЕЗЕНТУЕМ…

– У музея с Махачкалой один на двоих юбилей с круглыми датами, но разной величины. Вам по душе такой цифровой символизм? Как будете отмечать свой юбилей в общегородском контексте?

– Это закономерное явление, и музею в этом смысле абсолютно комфортно. Но в свой десятый год рождения мы решили ко Дню города презентовать масштабную юбилейную программу. Представить наши коллекции на городских площадках в сотворчестве с художественными институциями города. Один из наших любимых музейных проектов называется «Музей в городе», когда мы выходим за стены своего здания и показываем музейные проекты в теле города или на других площадках. В этом году наши коллеги и партнеры на культурном поле Махачкалы предоставили пространства для музея-именинника: Центр этнической культуры, Театр поэзии и Музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой. В Центре этнической культуры уже открылась и проходит выставка «Петровск – Махач-Кала в почтовой открытке: 1902 – 1923 гг.». Вчера открылась выставка в Театре поэзии «История моего города. Петровск. Вторая половина ХIХ – начало ХХ в.». На выходных, когда празднования юбилея города будут в разгаре, начнет работу «Живописная Махачкала», где будут представлены живописные произведения о городе (с городскими пейзажами) из собраний двух музеев – Музея истории города Махачкалы и Дагестанского музея изобразительных искусств.

– В республике это первый случай, чтобы музей выступил так масштабно, заняв своими экспозициями другие площадки. Городской темой охвачены все культурные территории?

– Мы решили покрыть культурную карту Махачкалы (улыбается). Думаю, это от моего внутреннего куратора, но могу сказать, что абсолютное большинство наших проектов сделано со словом «впервые».

Либо это впервые открывается новая ипостась, как это было с Манабой Магомедовой (в выставке, организованной Музеем истории города Махачкалы, Манаба Магомедова предстала в качестве талантливого фотографа. – Прим. «МИ»), либо тема исследуется и показывается в выставочном формате впервые, либо мы открываем новое имя. Или вот как сейчас: проходит блестящий проект – «Дагестан. Портрет нации». Представлены виды аулов, городов, портреты дагестанцев дореволюционного периода, более 300 изображений. Мы уже работали с дореволюционным материалом, но не в таком формате и не в таком объеме, как сейчас.

«Я погиб за Родину» – по этому проекту нас знает международное музейное сообщество. Когда мы перевели в цифровой формат 11-томную «Книгу памяти» не вернувшихся с Великой Отечественной войны дагестанцев, имя каждого солдата персонально проецировалось на экран на несколько секунд и снова исчезало в вечности. В едином формате 178 часов шла видеоинсталляция – впервые в истории музея в 2009 году проект вышел в город на больших светодиодных рекламных дисплеях. Этот проект эксперты определяют как contemporary art – современное актуальное искусство, где, несмотря на историческую составляющую, найден новый язык коммуникации со зрителем.

8 (1).JPG 

ОН АБСОЛЮТНО ДРУГОЙ

– Музей создавался, чтобы показать историю города Махачкалы. Однако каждая новая выставка, которую вы представляете на суд зрителей, бывает удивительным образом связана с настоящим. Музей очень современный во всех смыслах. И после выставочных проектов, даже если этого и не осознавал раньше, начинаешь жадно любить Махачкалу. На ваш взгляд, в чем главная идея музея?

– Музей не может влиять на политическую или, скажем, экономическую ситуацию, но музей может формировать смыслы, обозначать болевые точки, напрягать и обострять человеческую память на определенные события. На второй год своего существования. Музей города сделал выставку «Городские миражи»: о памятниках, зданиях архитектуры, культурных уголках и местах, которые город не сохранил и потерял. Это очень болезненная тема о том, что город не умеет ценить свои лучшие пространства, связанные с историческими эпохами.

Я очень люблю «Диалоги с городом». Там, где молодые могут сказать, как они видят и чувствуют город – фотографиями, живописью, видеоинсталляциями. У них Махачкала другая, не пафосная, но она любима ими по-своему. Молодые художники умудряются даже в достаточно спорном найти что-то особенное и красивое, потому что это их город.

И вот еще, наши коллеги из других регионов говорят – у вас абсолютно другой город, вы по энергии какие-то невероятные, колоссальные. Махачкала вся такая разнородная, кипит, бурлит, совершенно как мультикультурный котел! А наши проекты… да, они призывают полюбить свою территорию, потому что город, в котором ты живешь, должен быть любимым. Мы все живые люди: мы возмущаемся, переживаем, если что-то не то случается. Это как в семье, где разное происходит: и хорошее и плохое, но это не значит, что ты не любишь, что тебе все равно!

– Своим появлением музей напомнил всем о том, что в Махачкале есть своя особенная городская культура. Вернее, то, что она собой представляет, из чего и кого она состоит, в 90-е годы все это было замято и забыто.

– Сейчас Интернет, соцсети кишат фотографиями с выставок музея города, создаются отдельные группы про Махачкалу, которая «та и сейчас». Как весь этот фотоматериал собирался годами, реставрировался – это отдельная история. Урбанистика и миграция – вот два процесса, сильно изменившие город. Но появилось сообщество, которое взяло на себя миссию сохранения изначальной городской культуры. Можно сформировать новую, она и формируется, новые поколения диктуют свою моду, вводят тренды. Но очень важна преемственность. И, конечно, усилия музея в этом смысле значительны.

Я очень благодарна проекту «Был такой город» Светланы Анохиной, который уже зафиксирован в книге. Он печатался в разных еженедельниках, и уже создан сетевой ресурс на Facebook, объединивший махачкалинцев, которым этот город дорог до сих пор. Музей отдал значительную часть фотоизображений и материалов для иллюстрации книги. И очень важно, что в ней запечатлена актуальная во всем мире культура повседневности. А сейчас уже в группе «Был такой город» на Facebook можно увидеть колоссальное количество фотографий из домашних архивов махачкалинцев, разлетевшихся по всему земному шару.

 

«ПРО НАШИ “ОСКАРЫ”»

– Вы часто повторяете в своих интервью, что каждая выставка начинается с …нулей. У вас изначально не было фондов, хранилищ – как вы находите выход из положения?

– Нам же никто ничего не передал. Обычно как работают музеи? Со своими собраниями. Работники музеев хранят их в своих фондах и занимаются исследованиями музейных предметов. А нам вначале нужно добыть, найти, придумать, понять, что и для чего мы будем делать. Ты идешь в архив или списываешься с коллегами из разных городов, находишь изображения, реставрируешь их. У нас замечательный фотореставратор Татьяна Юха. Еще надо написать текст, распечатать издательскую продукцию, в зависимости от бюджета – это или буклет, или каталог.

У нас в музее замечательный коллектив профессионалов своего дела. И в этот год своего десятилетия музей получил три музейных «оскара». Это не то что бы признание, это такие результаты, и, наверное, они не случайны. Про наши «оскары» расскажет Наида Дибирова.

Наида Дибирова – заместитель директора музея города Махачкалы:

– В этом году два наших проекта выиграли престижные конкурсы международного значения. Наш музей был представлен на фестивале «Интермузей». На площадке Союза музеев России Зарема Гаджиевна представляла проект в номинации «Династия города N…». Мы решили отдать на суд жюри проект, который был связан с исследованием и презентацией творческого художественно-фотографического наследия династии Чутуевых. Музеем неоднократно проводились выставки известного дагестанского фотографа Камиля Чутуева, также мы обращались к творчеству его отца, первого профессионального фотографа Амина Чутуева. У него никогда не было персональной фотовыставки, при том, что его знал весь Дагестан, и он первый фотохудожник в Дагестане. Мы восстановили историческую справедливость, приурочив фотовыставку его работ к 100-летию со дня рождения. Если говорить о творчестве Камиля Чутуева, то хочется вспомнить прошлогоднюю выставку – «Про любовь». Такая абсолютно теплая, семейная, домашняя, которая была связана с личными фотографиями Камиля и его семьи. Это была подлинная история фотографа и его Музы.

Есть такой замечательный грантовый конкурс, который называется «Меняющийся музей в меняющемся мире». Он ежегодно проводится Благотворительным фондом Владимира Потанина. Для российских музеев считается очень престижным побеждать в конкурсах фонда, это дает старт для дальнейшего узнавания и развития в музейной среде и предоставляет новые возможности. На конкурсе приветствуются проекты с неординарным подходом к интерпретации исторических событий, презентации музейных коллекций. Большое внимание уделяется работе с местным сообществом, когда музей – это не замкнутая институция, а коммуникативная площадка для сотворчества и взаимодействия с людьми, живущими в городе. Наш проект «Махачкала в перечне» победил в конкурсной программе «Музейный гид» в номинации «Страна-музей». Эта номинация ориентирована на проекты, связанные с маркировкой территории, выходом музея в городское пространство, работой с ландшафтом. «Махачкала в перечне» – название, одноименное со стихотворением известного дагестанского искусствоведа Сталины Андреевны Бачинской, в котором она пошагово проходит по всем значительным историко-культурным и смысловым доминантам города: маяк, порт, собор, армянская церковь. Поэтому у нас возникла идея положить это стихотворение в основу поэтического маршрута по нашему городу. В рамках проекта мы будем устанавливать информационные модули, связанные с историческими, архитектурными или смысловыми доминантами. Это может быть море, звуки города, запахи, утерянные исторические здания. Планируется разработка аудиогида, который будет размещен на платформе
iziTRAVEL. Наконец, у нашей столицы появится свой аудиогид. Благодаря этому проекту в городской среде появятся интересные арт-объекты, которые послужат связующим звеном между историей города и современностью. Вот опять мы возвращаемся к той преемственности, о которой говорили.

Зарема Дадаева: – В этом году музей города также получил первый приз на Международном грузинском фото-фестивале Kolga за проект «Манаба Магомедова. Искусство фотографии. Дагестан и Грузия. 1950 – 1970-е гг.». Это значительное мероприятие, которое ежегодно проходит в Грузии. Проект получился грандиозным, потому что Манабу Магомедову все знают как мастера-ювелира, а мы заявили о ней, как о фотографе. Для всех это был культурный шок, никто не ожидал увидеть ее фотоискусство.

 

ПРОСТРАНСТВО, КОТОРОЕ ОБРАЗОВЫВАЕТ

– Формат музея шире, чем просто история города. Самые современные дагестанские художники перебывали в его стенах. Чем их привлекла ваша площадка? Тем, что здесь процветает демократизм в духе «дадаевщины»?

– Мне часто говорят, ты делаешь не совсем про Махачкалу и не только про Махачкалу. На что я всегда отвечаю так: «Махачкала – это столица Дагестана, и в этой связи мы имеем право делать то, что касается всего Дагестана».

Музей сегодня – это не просто консервативная институция. Это пространство, где маркируются проблемы, пространство, которое образовывает. В этом году будет несколько презентаций: презентация сборника материалов научно-просветительского семинара «Городские чтения», который музей проводит ежегодно. И мы уже больше года работаем над книгой «Очерки истории и культуры города» – с древнейших времен и до сегодняшнего дня.

Когда мне приходилось объяснять художественную политику музея, я повторяла, для меня очень важно, чтоб сюда шла разновозрастная целевая аудитория. Иначе будет скучно и пресно. Музей должен быть разным, как и сама Махачкала. Вот проект «Пальтар» Мурада Халилова. Он был одним из самых посещаемых наших проектов. О чем это говорит? Что молодым интересно, они хотят видеть современного художника в контексте времени, в музее города в том числе. Это не значит, что у нас разноплановая политика – мы, как и город, разнородны, но нам важно, чтоб каждое событие, которое тут происходит, было качественным и запоминающимся.

 

Лариса ДИБИРОВА

Количество показов:1463

Последние новости

25.05.2019 23:47:30 | В ДТП возле Дербента погибли три человека

25.05.2019 23:47:30 | В Махачкале арестован и.о. руководителя Росреестра Дагестана

25.05.2019 23:47:30 | Дагестанские животноводы завоевали 17 медалей на всероссийской выставке овец и коз

25.05.2019 23:47:30 | Нариман Казимагомедов: «В результате землетрясения конструкция школ в Буйнакске не повреждена»

25.05.2019 23:47:30 | Салман Дадаев поручил устранить нарушения в центре Махачкалы

25.05.2019 23:47:30 | В Махачкале начался демонтаж летнего кафе ресторана «Казан-Мангал»

25.05.2019 23:47:30 | Дербентские хирурги спасли жизнь 9-летней девочке

25.05.2019 23:47:30 | В Махачкале житель села Агачаул ограбил граждан Индии

25.05.2019 23:47:30 | Из Махачкалы и Баку можно будет доехать на ночном экспрессе

25.05.2019 23:47:30 | В Махачкале возбуждено уголовное дело о незаконном завладении земельным участком у озера Ак-Гель

25.05.2019 23:47:30 | Трое боевиков были ликвидированы в Кизилюртовском районе Дагестана

25.05.2019 23:47:30 | Пятеро дагестанцев одержали победу на турнире PFL 13 в США

25.05.2019 23:47:30 | Уммупазиль Омарова рассказала журналистам о проведении ЕГЭ-кампании в этом году

25.05.2019 23:47:30 | В бюджете Дагестана заложили 300 млн рублей на жилищные субсидии инвалидам

25.05.2019 23:47:30 | Полковник ФСО возглавил службу судебных приставов Дагестана

25.05.2019 23:47:30 | В Дагестан не пропустили около 200 тонн зараженного товара из Азербайджана и Ирана

25.05.2019 23:47:30 | Атлетическая комиссия Невады сократила срок дисквалификации для команды Хабиба Нурмагомедова

25.05.2019 23:47:30 | Число пользователей Wink от «Ростелекома» в Дагестане за два месяца увеличилось почти в два раза

25.05.2019 23:47:30 | МВД Дагестана сообщило о попытке взлома страницы ведомства в Instagram

25.05.2019 23:47:30 | Салман Дадаев проверил качество поставляемой махачкалинцам воды