Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Зарема Дадаева: «Можно обойти в конкурсе Эрмитаж, если есть правильная, актуальная история и идея»

6.jpg

Музей истории города Махачкалы, создавший проект «Фрагмент занавеса №16», стал победителем уникального проекта по исследованию взаимодействия музея и театра-лаборатории «Театрум – 2019». Награждение махачкалинского музея прошло в Москве в рамках форума «Интермузей. 2019» на площадке центрального выставочного зала «Манеж».

Почему проект, разработанный махачкалинскими музейщиками, пришелся по душе маститым экспертам, объяснил куратор «Театрума – 2019» Антон Флеров в интервью радио «Культура»: «Они нашли фигуру внутри местного культурного контекста, вокруг которого они раскрутили проект. Это художник-авангардист, который работал в местном театре. Мало того, что эта фигура позволяет объединять разные институции внутри их локального сообщества, она легко соединяет театр и музей... Пример Махачкалы нам кажется показательным. Мы хотели бы им вдохновляться».

О том, кто эта личность, как создавался проект, и почему исходный вариант претерпел трансформацию, «МИ» рассказала директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева.

 

РАЗМЫВАНИЕ ГРАНИЦ

– Проект «Театрум» характеризуется как «лаборатория по исследованию взаимодействия музея и театра». Вы побывали внутри этой экспериментальной площадки, что смогли вынести оттуда?

– Лаборатория была придумана потому, что сегодня формируются новые языки, на которых театр и музей говорят со зрителем. Произошла глобальная смена парадигм, с интеллектуальной на чувственную. Кризис музея – просто выставка, нет события. Слово – не главное впечатление. Размываются границы между институциями. В изменившейся парадигме театр – актуальный инструмент для взаимодействия с человеком. И все, что существует сегодня на территории искусства, имеет право существовать в этом контексте – перформативные практики, художественный танец, саунд, аудио, медиа, инсталляции и др. И это размывание границ между театром и музеем... данность времени.

Мы подали заявку на конкурс, проводимый Благотворительным фондом Владимира Потанина совместно с фестивалем «Золотая маска» и Институтом театра, эксперты отобрали 10 лучших, на их взгляд, проектов из 130 присланных. Десяти отобранным финалистам предоставили возможность доработать, пересмотреть, переосмыслить свои проекты на лаборатории и затем по окончании выбрать лучший. Лаборатория проходила на территории историко-культурного музейного комплекса Вятское – это деревня в Ярославской области со своей яркой историей. Местный меценат создал удивительное пространство, которое включает одиннадцать частных музеев, реконструировал несколько кварталов и создал инфраструктуру для проведения подобного рода лабораторий, семинаров и встреч. Часть территории отдана под современную музейную историю, часть – село, где находятся памятники архитектуры, старинные дома, церкви и, собственно, тоже является музеем под открытым небом, все это живет и взаимодействует на стыке. На сегодняшний день более 100 тысяч туристов приезжает в Вятское, видит этот интересный опыт.

И вот в такое необычное и интересное пространство в отдалении от большого города организаторы абсолютно мудро пригласили проектировщиков и крутых экспертов из разных областей искусства для продуктивной и максимально эффективной работы работы.

– Проект «Театрум» можно рассматривать как дань Году театра? Или все-таки необходимость взаимодействия театров и музеев назрела достаточно давно?

– Это не дань моде, это наступившее настоящее. На лаборатории собрались настоящие профессионалы – арт-критики, искусствоведы, музейщики, кураторы, театральные деятели, режиссеры, драматурги, художники. Люди, которые именно здесь и сейчас создают современное искусство, современный музей и театр. В рамках «Интермузея» «Театрум» показал в Москве несколько лучших спектаклей, которые отбирались по всей стране. Один из них был поставлен в Третьяковской галерее. Галерея и зрители стали его участниками. Было интересно наблюдать, как театр и музей трансформируются сегодня, какие абсолютно новые языки взаимодействия со зрителем используются. Мир изменился, с появлением интернета, новых интерфейсов, смартфонов, способов потребления информации – с этим глупо не считаться.

 

ЛУЧШИЙ ПАМЯТНИК ПУТЕРБРОТУ!

– Легко ли нестоличным музеям дается участие в таких проектах?

– Дома мы придумали проект – спектакль, взяв за основу неоспоримую величину в искусстве Дагестана – работавшего на стыке театра и музея художника и сценографа Эдуарда Моисеевича Путерброта, интересный проект. Но поняли, что в случае с Путербротом и, видя происходящие сегодня процессы, изменения театра и музея, необходимо представить другую современную историю.

Участники лаборатории, среди которых большинство были театральные люди, интересно и красочно презентовали свои проекты. Они играли... а мы встали и честно рассказали, как решили начать все с нуля, что после интенсивных дней, проведенных на лаборатории, и работы с экспертами у нас родился «новый ребенок».

– Музей во главе с вами неоднократно становился участником и победителем в разных проектах. Конкурс «Театрум – 2019» вы тоже «победили» во всех смыслах этого слова. На ваш взгляд, почему из 130 участников жюри посчитало именно ваш проект «Фрагмент занавеса №16» самым интересным?

– Не в последнюю очередь потому, что наш проект полностью трансформировался, то есть тема осталась, а история обрела новую форму. И институции, которые эту лабораторию придумали, как мне кажется, получили таким образом подтверждение ее необходимости и нужности. Это ведь процесс обучения, и здесь показательно то, что все на самом деле не зря. А мы поняли, что нужно делать не какой-то один продукт, а большое масштабное событие, про новый театр и музей на разных культурных и художественных площадках города. Мы планируем пригласить на арт-резиденцию в Махачкалу художников, людей, которые работают в разных видах искусства, чтобы они, пожив здесь на протяжении определенного времени, создали свои проекты, впечатлившись искусством «гения места» Эдуарда Путерброта. Семь проектов будут представлены в городе, а восьмой – «точка сборки» откроется в Музее истории города Махачкалы.

Наш проект получился масштабным, как и сама личность Путерброта, который был новатором и шел впереди своего времени. И мы считаем, что представление сообществу сегодня в Дагестане, в Махачкале новых художественных и театральных практик – это, образно говоря, лучший памятник Путерброту.

И потом, нам сегодня необходима эта «Культурная инъекция»! Мир давно ушел вперед. Современное искусство может кому-то нравиться или нет, но оно есть и этого нельзя отрицать. Это не значит, что традиционных театров уже не будет. Будут, и слава Богу, но время другого искусства уже наступило здесь и сейчас.

В Москве молодые люди ходят на современные постановки, это стало модным. Запрос, сформулированный молодым поколением, уже сегодня отрабатывается людьми, которые работают и в театральной, и в музейной сфере. Они создают эти новые языки, чтобы войти в коммуникацию с молодежью.

 

ПРИОТКРЫЛИ ЗАНАВЕС...

– В СМИ упоминалось об участии Русского драмтеатра в этом проекте. Какова их роль во всем этом?

– Вначале мы думали об иммерсивном и документальном спектакле, в котором будут задействованы художники, друзья, воспоминания, письма Эдуарда Путерброта, который будет представлен на сцене Русского драмматического театра, где работал художник. Встретились с режиссером Мавлетом Тулпаровым и художником Магомедом Моллакаевым. Но несмотря на то, что первоначальный замысел трансформировался, мы надеемся на сотрудничество с театром и связываем с ним часть нашего проекта.

А так всю работу, связанную с проектом и вообще с работой самого музея, выполняет наша команда, как я иногда шучу, «полтора человека» – Дадаева, Наида Дибирова и Кавсарат Джакаева.

– Откуда взялось название «Фрагмент занавеса №16»? И какое отношение он имеет к занавесу вообще?

– Название родилось из писем Эдуарда Путерброта. В те совковые времена нефигуративное абстрактное искусство, мягко говоря, не поощрялось, и художественные советы не пропускали так называемое «враждебное западное искусство» на выставки. И Эдуард Путерброт придумал такой ход. Мог назвать свои работы, допустим, «Фрагмент занавеса» и конкретно указывал «№16». На художественном совете видели – что-то непонятное, но подписано «Фрагмент занавеса», то есть работа театрального художника, и вроде как такое допустимо. Так под покровительством театра художники в стране высказывались, выставлялись, изобретали свои языки в искусстве.

А название, да, очень удачное, говорящее про эпоху – про театр и художника.

 

ТРИ ТАКИХ ГРАНТА

– Кому этот проект нужен больше: музею, театру или широкой публике?

– Мы говорим о чистом искусстве, оно не для пешеходов. А чтобы было понятно, нужно об этом часто говорить. Приходят зрители и спрашивают, зачем оно нужно – современное искусство? Оно нужно, чтобы ты мог выбирать, быть тебе «плоским» или сложным. Если ты сложный, ты можешь в любой работе считать заложенный в ней смысл. А в современном искусстве много смыслов. Художников волнуют процессы, они идут впереди времени, и чтобы это осмыслить, когда ты видишь такое произведение, нужно в себя вкладывать. Это большая работа. Кому-то это не нужно, но есть категория людей, которая это понимает, и их много.

Людям нужно показывать, что современное искусство есть в мире, оно живет и работает. Никто не призывает «залюбить» это здесь и сейчас.

– Насколько сам проект материально емкий? На что будут потрачены присужденные 500 тысяч рублей?

– Если учесть, что каждому из 7 приглашенных художников нужно оплатить перелет в обе стороны, проживание, питание, снабдить необходимым материалом, проект получается материально затратным, и, конечно, нам нужно искать дополнительное финансирование, возможно, участвовать в других конкурсах.

Нас все спрашивают: как вы победили в «Театруме»? У музея истории города Махачкалы сформировалась своя профессиональная репутация, и когда потом после всех 10 презентаций было обсуждение среди экспертов – они говорили, да, этот музей – сделает. То есть когда ты реализовал не один проект, фонд понимает, что эта работа будет сделана на хорошем уровне. И еще мы осознали, что это сейчас необходимо той локации, откуда мы пришли. Традиционное довлеет, нет серьезных работ, новое абсолютно не используется. Но нужно снять шелуху, и тогда новое придет обязательно.

 

Лариса ДИБИРОВА

Количество показов:387

Последние новости

21.07.2019 22:28:44 | Преподаватель из Тверской области переехала жить в Цумадинский район Дагестана

21.07.2019 22:28:44 | «Анжи» начнет борьбу за Кубок России матчем против «Алании»

21.07.2019 22:28:44 | Жителям поселков Сулак и Кяхулай временно запретили использовать водопроводную воду

21.07.2019 22:28:44 | В Дагестане был обнаружен автомобиль с мертвым мужчиной за рулем

21.07.2019 22:28:44 | В Дагестане задержан сбивший человека житель Краснодарского края

21.07.2019 22:28:44 | Лечение Максима Дадашева оплатит Федерация бокса России

21.07.2019 22:28:44 | «Легион-Динамо» разгромил «Махачкалу» в стартовом матче Кубка России по футболу

21.07.2019 22:28:44 | Салман Дадаев проверил ход ремонтных работ в микрорайоне ДОСААФ и на улице Нахимова

21.07.2019 22:28:44 | Дагестанцы устроили драку на матче чемпионата России по пляжному регби: ВИДЕО

21.07.2019 22:28:44 | Дагестанский боксер Максим Дадашев впал в кому после боя в США

21.07.2019 22:28:44 | Администрация Кировского района Махачкалы запускает в Instagram рубрику ретро-фотографий

21.07.2019 22:28:44 | В Махачкале отметили Международный день бокса

21.07.2019 22:28:44 | Депутат южносухокумского городского собрания лишен полномочий

21.07.2019 22:28:44 | Махачкала направит более 77 млн рублей республиканских субсидий на коммунальный сектор

21.07.2019 22:28:44 | Срок ареста Шамиля Гаджиева продлен на четыре месяца

21.07.2019 22:28:44 | Артур Амутинов назначен заместителем Кавказского управления Ростехнадзора

21.07.2019 22:28:44 | В Махачкале спасатели сняли с крыши 19-этажного дома молодую девушку

21.07.2019 22:28:44 | Свыше 45 тысяч человек остались без газа из-за аварии в Кизилюрте

21.07.2019 22:28:44 | Инициированный властями Дагестана законопроект о минимальных ценах на вино прошел первое чтение в Госдуме

21.07.2019 22:28:44 | В Дагестан не пропустили 19 тонн фруктов из Грузии