Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Зарема Дадаева: «Можно обойти в конкурсе Эрмитаж, если есть правильная, актуальная история и идея»

6.jpg

Проект Музея истории города Махачкалы - «Фрагмент занавеса №16» - стал победителем уникальной лаборатории по исследованию взаимодействия музея и театра - «ТHEATRUM 2019». Награждение махачкалинского музея прошло в Москве в рамках форума «Интермузей 2019» на площадке центрального выставочного зала «Манеж».

Почему проект, разработанный махачкалинскими музейщиками, пришелся по душе маститым экспертам, объяснил куратор «ТHEATRUM 2019» Антон Флеров в интервью радио «Культура»: «Они нашли фигуру внутри местного культурного контекста, вокруг которой они раскрутили проект. Это художник-авангардист, который работал в местном театре. Мало того, что эта фигура позволяет объединять разные институции внутри их локального сообщества, она легко соединяет театр и музей... Пример Махачкалы нам кажется показательным. Мы хотели бы им вдохновляться».

О том, кто эта личность, как создавался проект, и почему исходный вариант претерпел трансформацию – «МИ» рассказала директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева.

 

Размывание границ

– Проект «ТHEATRUM 2019» характеризуется как «лаборатория по исследованию взаимодействия музея и театра». Вы побывали внутри этой экспериментальной площадки, что смогли вынести оттуда?

Лаборатория была придумана потому, что сегодня формируются новые языки, на которых театр и музей говорит со зрителем. Произошла глобальная смена парадигм, с интеллектуальной на чувственную. Кризис музея – просто выставка, нет события. Слово – не главное впечатление. Размываются границы между институциями. В изменившейся парадигме театр – актуальный инструмент для взаимодействия с человеком. Все что существует сегодня на территории искусства имеет право существовать в контексте музейно-театрального проекта: перформативные практики, художественный танец, саунд, аудио, медиа, инсталляции и др. И это размывание границ между театром и музеем... данность времени.

Мы подали заявку на конкурс, проводимый Благотворительным фондом Владимира Потанина совместно с фестивалем «Золотая маска» и Институтом театра, эксперты отобрали 10 лучших на их взгляд проектов из 130 присланных. Десяти отобранным финалистам предоставили возможность доработать, пересмотреть, переосмыслить свои проекты на лаборатории, и затем, по окончании, выбрать лучший. Лаборатория проходила на территории историко-культурного музейного комплекса Вятское – это деревня в Ярославской области со своей яркой историей. Местный меценат создал удивительное пространство, которое включает одиннадцать частных музеев, реконструировал несколько кварталов и создал инфраструктуру для проведения подобного рода лабораторий, семинаров и встреч. Часть территории отдана под современную музейную историю, часть – село, где находятся памятники архитектуры, старинные дома, церкви, которое тоже является музеем под открытым небом. Все это живет и взаимодействует на стыке. На сегодняшний день более 100 тысяч туристов приезжает в Вятское, видит этот интересный опыт.

И вот в такое необычное и интересное пространство, в отдалении от большого города, организаторы намеренно и абсолютно мудро пригласили проектировщиков и крутых экспертов из разных областей искусства для продуктивной и максимально эффективной работы.

– Проект «ТHEATRUM» можно рассматривать, как дань Году театра? Или все-таки необходимость взаимодействия театров и музеев назрела достаточно давно?

– Это не дань моде, это наступившее настоящее. На лаборатории собрались настоящие профи – арт-критики, искусствоведы, музейщики, кураторы, театральные люди, режиссеры, драматурги, художники. Люди, которые именно здесь и сейчас создают современное искусство, современный музей и современный театр. Гигантское спасибо им за этот незабываемый опыт общения и получения знаний!

В рамках фестиваля «ТHEATRUM 2019» на разных площадках Москвы были показаны региональные и столичные музейно-театральные спектакли. Один из них - «Репин» был представлен в Третьяковской галерее. Было интересно наблюдать, как театр и музей трансформируются сегодня, какие абсолютно новые языки взаимодействия со зрителем используются. Мир изменился с появлением интернета, цифры, новых интерфейсов, смартфонов, способов потребления информации - с этим глупо не считаться.

Лучший памятник Путерброту!

– Легко ли не столичным музеям дается участие в таких проектах?

– Дома мы придумали проект-спектакль о художнике, сценографе, неоспоримой величине в искусстве и культуре Дагестана Эдуарде Моисеевиче Путерброте. Но на Лаборатории вдруг поняли, что необходимо создать новую современную историю.

Наши коллеги-проектировщики, среди которых большинство были театральные люди, интересно и красочно презентовали свои проекты, профессионально сыграли... а мы встали и честно рассказали, как накануне решили обнулиться, что после интенсивных дней, проведенных на лаборатории, и работы с экспертами у нас родился «новый ребенок».

– Музей во главе с вами неоднократно становился участником и победителем в разных проектах. Теперь - «ТHEATRUM 2019». На ваш взгляд, почему из 130 участников жюри посчитало именно ваш проект «Фрагмент занавеса №16» самым интересным?

– Не в последнюю очередь потому, что наш проект полностью трансформировался, то есть тема осталась, а история обрела новую форму. И институции, которые эту лабораторию придумали, как мне кажется, получили, таким образом, подтверждение ее полезности и нужности. Это ведь процесс обучения, и здесь показательно то, что все на самом деле не зря. Мы вот именно там поняли, что нам нужно создавать не какой-то один продукт, а большое масштабное событие, про новый музей и театр, на разных культурных и художественных площадках города. Мы планируем пригласить на арт-резиденцию в Махачкалу художников, людей, которые работают в разных видах искусства, чтобы они, пожив здесь на протяжении определенного времени, создали свои проекты, впечатлившись искусством «гения места» Эдуарда Путерброта. Семь проектов будут представлены в городе, а восьмой – «точка сборки» - откроется в Музее истории города Махачкалы.

Наш проект получился масштабным, как и сама личность Путерброта, который был новатором и шел впереди своего времени. И мы считаем, что представление сообществу сегодня в Дагестане, в Махачкале новых художественных и театральных практик – это, образно говоря - лучший памятник Путерброту.

И потом, нам сегодня необходима эта «культурная инъекция»!

Это не значит, что традиционных театров уже не будет. Будут, и слава Богу, но функции искусства изменились, появился уникальный опыт «соучастия» зрителя в форматах спектакля и выставки. В Москве, например, молодые люди охотно ходят на современные постановки новых культовых театров, это стало модным. Запрос, сформулированный молодым поколением, уже сегодня отрабатывается людьми, которые работают в театральной и в музейной сфере. Они создают эти новые языки, чтобы войти в коммуникацию с молодежью. Будущее уже наступило, здесь и сейчас.

Приоткрыли занавес...

– В СМИ упоминалось об участии Русского драмтеатра в этом проекте. Какова их роль во всем этом?

– Вначале мы думали об иммерсивном и документальном спектакле, в котором будут задействованы художники, друзья, воспоминания, письма Эдуарда Путерброта, и который будет представлен на сцене Русского драматического театра, где работал художник. Встретились с режиссером Мавлетом Тулпаровым и художником Магомедом Моллакаевым. Но, не смотря на то, что первоначальный замысел трансформировался, мы надеемся на сотрудничество с театром и связываем с ним часть нашего проекта.

А всю музейную работу, и работу в рамках проектов выполняет наша собранная в пазл команда, как я иногда шучу, «полтора человека» – Дадаева, Наида Дибирова и Кавсарат Джакаева.

 

– Откуда взялось название «Фрагмент занавеса №16»? И какое отношение он имеет к занавесу вообще?

– Название родилось из писем Эдуарда Путерброта. В недавние совковые времена нефигуративное абстрактное искусство, мягко говоря, не поощрялось, и знаменитые художественные советы не пропускали так называемое «враждебное западное искусство» на выставки. И Эдуард Путерброт использовал такой ход. Мог назвать свои работы, допустим, «Фрагмент занавеса» и конкретно указывал «№16». На художественном совете видели: что-то непонятное, но подписано «Фрагмент занавеса», то есть работа театрального художника, и вроде как такое допустимо. Так под покровительством театра художники в стране высказывались, выставлялись, изобретали свои языки в искусстве.

А название, да, очень удачное, говорящее про эпоху – про Театр и Художника.

 

Три таких гранта

– Кому этот проект нужен больше: музею, театру или широкой публике?

Когда меня спрашивают, зачем оно нужно – современное искусство? Отвечаю, что современное искусство и искусство в принципе, нужно затем, чтобы стать сложнее. Это – про способность уметь делать выбор, уметь считывать заложенные смыслы. И тут уже каждый сам выбирает быть «плоским» или сложным.

В современном искусстве много смыслов. Художника всегда волнуют процессы, направленные во вне и внутрь, он остро чувствует время. Осмыслив и прочувствовав произведение искусства, человек меняется. Это большая работа. Важная и необходимая. Общество подобно воску и если сообщать ему тепло, оно меняет форму.

– Насколько сам проект материально емкий? На что будут потрачены присужденные 500 тысяч рублей?

- Если учесть, что каждому из 7 (возможны группы) приглашенных художников, нужно оплатить перелет в обе стороны, проживание, питание, снабдить необходимым материалом, проект получается очень затратным, и, конечно, нам нужно искать дополнительное финансирование, и, по хорошему, три таких гранта )) Возможно, будем участвовать в других конкурсах и искать партнеров. Надеемся, что арт-резиденция станет ярким событием для нашего города и запустит новые современные процессы в культуре и искусстве Дагестана.

 

Лариса ДИБИРОВА

Количество показов:602

Последние новости

13.11.2019 16:27:07 | В селах Дагестана строится бoлее 50 объектoв инфраструктуры в рамках реализации гoспрограммы

13.11.2019 16:27:07 | Юрий Левицкий: «Дети из одной семьи должны будут приниматься в одну школу или в один детский сад»

13.11.2019 16:27:07 | «Ростелеком» консолидирует 100% Tele2 Россия для создания крупнейшего в стране интегрированного провайдера цифровых сервисов

13.11.2019 16:27:07 | Арестован начальник ФСИН Ростовской области Муслим Даххаев

13.11.2019 16:27:07 | Девочка из Махачкалы скончалась во время отдыха в «Артеке»

13.11.2019 16:27:07 | Владимир Васильев вручил медали участникам событий 1999 года

13.11.2019 16:27:07 | До конца 2024 года Дагестан должен ввести 11 миллионов квадратных метров жилья

13.11.2019 16:27:07 | В Махачкале шестеро человек совершили нападение на сторожа МУП «Питомец»

13.11.2019 16:27:07 | Дагестанскую Дирекцию единого государственного заказчика-застройщика возглавил Багавдин Алиев

13.11.2019 16:27:07 | Жители двух улиц Махачкалы и садоводческого общества «Урожай» на время останутся без газа

13.11.2019 16:27:07 | В Дагестане проходит благотворительная медицинская акция

13.11.2019 16:27:07 | В 2019 году более 200 врачей трудоустроят по программе «Земский доктор»

13.11.2019 16:27:07 | Духовное наследие мусульманских богословов обсудили в Махачкале

13.11.2019 16:27:07 | Журналист газеты «Илчи» вышел в финал Всероссийского конкурса «СМИротворец-2019»

13.11.2019 16:27:07 | Посольство России в Словении подтвердило задержание экс-главы Минпечати Дагестана Наримана Гаджиева

13.11.2019 16:27:07 | «Ростелеком» подключил «Виртуальную АТС» Дагестанскому центру медицины катастроф

13.11.2019 16:27:07 | В Махачкале для строительства новой дороги была демонтирована АЗС

13.11.2019 16:27:07 | Экс-мэра Каспийска Джамалудина Омарова отпустили под подписку о невыезде

13.11.2019 16:27:07 | Мужчина умер на борту самолета, летевшего в Махачкалу

13.11.2019 16:27:07 | Компaния «Газпром газораспределение Махачкала» провелa рейды по домовладениям абонентов