Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Светить всегда, светить везде!

Гази Мулинович Газиев видел в жизни и холод, и голод, и трудное детство, и горечь потерь, и радости обретения. Но при этом в лабиринтах сложного жизненного пути не потерял человеческие качества: доброту, порядочность. Он с ранних лет воспитывал свой стойкий характер и закалял волю, считал и считает целью своей жизни – приносить пользу стране и народу.

Гази Мулинович часто вспоминает отца. И это не только кавказское уважение к старшим, но и, скорее всего, подтверждение прописной истины воспитания: наши поступки – добрые или злые – родом из детства.

Судьба Газиева-старшего не была легкой. Он испытывал немало трудностей и невзгод. Но ничто не заставило его переступить через нравственные принципы и идеалы. Всего он добился собственным трудом. В Лакском районе он прослыл уважаемым овцеводом. Но в 1937 году честного труженика назвали кулаком и выслали в Казахстан. Там, в поселке Сульфат, и родился Гази. А отец благодаря своему трудолюбию стал прекрасным специалистом-промысловиком и удостоился государственных наград.

Слова Газиева-старшего: «Не бегай от работы», «Пообещал – сделай, и не обещай того, чего не можешь выполнить», «Судьба благосклонна только к тому, кто хочет и умеет трудиться» – были советами, а для Гази Мулиновича стали заповедью.

Советы отца помогли ему хорошо учиться и в школе, и в Московском институте железнодорожного транспорта.

Вернувшись в Дагестан, Гази Газиев работал дежурным железнодорожной станции Махачкала-Сортировочная, начальником железнодорожных станций Буйнакск, Махачкала-Пассажирская и Махачкала-Сортировочная.

В одной из характеристик Газиева того времени записано: «Человек неуемной энергии, специалист с творческим подходом и нестандартными решениями. В 1980-х годах он стал одним из основателей новых форм управления железнодорожным транспортом».

– Да, все было просто, – рассказывает Газиев. – Каждая станция тогда состояла из десятка различных контор, не связанных между собой и не подчиняющихся друг другу, так называемая многозвенная система ведения эксплуатационной работы и организации перевозок. Громоздкая и неэффективная. На нее я тогда и замахнулся...

Но когда Газиев об этом первый раз заикнулся на совещании, его не захотели даже слушать: «Мальчишка, пусть поработает». Ему действительно не было и тридцати. Но за плечами был уже двенадцатилетний опыт работы и готовая к защите диссертация во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта.

Он сумел убедить тогдашнее руководство дороги, но уперлись в главке. Сперва, мол, им не дано право разрешать эксперименты, потом – нельзя разрешить именно этот

эксперимент, поскольку цель его противоречит существующему порядку.

Борьба продолжалась несколько лет. Однако он сумел довести свою идею до внедрения.

Разработанная им система единого оперативного и хозяйственного руководства на крупных железнодорожных станциях была одобрена МПС СССР и стала одним из ключевых направлений реформы отрасли. «Метод Газиева» стал по сути общесоюзным государственным стандартом, который применяется на железной дороге уже четверть века.

Впрочем, в самом Дагестане Гази Газиева больше чтут как «отца» железнодорожной линии Кизляр – Карлан-Юрт. Ее протяженность 84 километра. Но о значении ее говорит название – «Дорога жизни». Так нарекли ее в народе.

С 1992 года Дагестан из-за событий в Чечне на несколько лет оказался в транспортной блокаде. Необходимо было строить дорогу в обход Чечни. Причем действовать требовалось незамедлительно. Гази Газиев отправляет по инстанциям свои предложения. Вскоре Правительство России принимает решение о строительстве железнодорожной линии Кизляр – Карлан-Юрт. И уже 6 июля 1997 года произошла стыковка ее Северного и Южного участков.

С блокадой было покончено. Восстановлено грузовое сообщение между Россией и Азербайджаном. Ожил Махачкалинский международный морской торговый порт. К нему в кратчайшие сроки также провели стальные пути для паромной переправы и построили инфраструктуру.

Железнодорожники его уважают. «Нам повезло с начальником: зарплата, социальный пакет, условия труда тут на высоте». И в то же время Газиев распекает работников за невыполнение его распоряжений.

У Гази Газиева своя теория управления, которую он называет «граница суверенности». Суть ее проста: власть руководителя над подчиненными не беспредельна. И границу ей ставит компетентность.

– Не помню, когда и где прочитал, что права и обязанности похожи на яблоко, – говорит он, – его можно съесть самому или целиком отдать другому, разрезать пополам или на дольки. Невозможно только съесть все яблоко и одновременно угостить им другого. И когда мы начинали реформирование структурных подразделений нашего отделения железной дороги, то постарались учесть это. В то, что доверено решать мастеру, бригадир участка вмешиваться не должен. Если полномочия переданы бригадиру участка, то руководитель подразделения не должен влезать без нужды.

Что дала реформа структурных подразделений? Из трех дистанций организовали две. Из 130 бригад и околотков создали 9 укрупненных участков. Разработали положение о производственном участке. В нем расписали, кто за что отвечает, какие права имеет, определили технологию выполнения путевых работ силами участка. Качество содержания пути улучшилось в два раза.

Практически в 10 раз уменьшились неполадки в эксплуатационной работе. Стали единичными случаи непредвиденных нарушений.

20 сентября 2009 года. В Дагестане идет проливной дождь. За 12 часов выпадает больше месячной нормы осадков. На перегоне Кизилюрт – Махачкала происходит размыв железнодорожных путей. Восемь вагонов грузового поезда сходят с рельсов. Движение поездов, в том числе и пассажирских, приостановлено.

Железнодорожники вместе с сотрудниками дагестанского МЧС приступают к восстановительным работам. Первым делом позаботились о пассажирах. Для их перевозки было задействовано 40 автобусов. Организовано горячее питание. 330 человек и техника работали как часы...

 

ГОРА И МУЖЧИНА

Гази Мулиновичу Газиеву

 

В одеянии зеленом

Или с грудью обнаженной,

Или в ледяной кольчуге

Ей стоять пришла пора,

Но гора под небосклоном

В летний полдень раскаленный,

В час грозы, во время вьюги,

Что бы ни было — гора!

И в бессилии, и в славе,

В жизни всякою порою

Радость ждет или кручина,

Смерть ли, женщина, иль бой,

Но, не избегая яви,

Так же, как гора — горою,

Быть мужчиною — мужчина

Век обязан в час любой!

 Юсуп Хаппалаев,  народный поэт Дагестана

 

Авария произошла 21 сентября в 1.15. А 22 сентября в 4.45 было восстановлено

150 метров размытого участка. В 6.25 началось движение пассажирских поездов.

Или другой случай. На перегоне Махачкала-Порт – Тарки террористы подорвали локомотив грузового поезда. К счастью, никто из людей не пострадал. Движение было оперативно восстановлено. Грузовые поезда задержались не больше, чем на два часа...

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», подводя итоги соревнования между отделениями железной дороги страны, не случайно обратил внимание на такую особенность: «Махачкалинское отделение СКЖД у нас стабильно показывает хорошие результаты работы, хотя участок считается тяжелым. И в этом большая заслуга руководителя отделения Гази Газиева. Его новаторский и организаторский талант давно известен».

Это примеры его действий – руководителя отделения железной дороги. Но Гази Мулинович готов действовать в любых, даже напрямую не относящихся к нему экстремальных ситуациях. Вспоминает полковник Шамиль Гаммадов:

– Был такой случай – меня, командира Дагестанского ОМОНа, подняли по тревоге: оказалось, в районе санатория «Талги» упал пассажирский самолет, на котором летели члены семей чабанов, работавших в Калмыкии и Ставрополье. На борту было много пассажиров, в том числе детей. К сожалению, никого спасти не удалось. Самолет крылом зацепился за выступ горы и прополз на брюхе более 3-х километров по лесному массиву. Это было страшное зрелище. Сиденья вместе с пассажирами были вырваны и выброшены за сотни метров. Фрагменты тел висели на деревьях и валялись на земле. Здесь работали бригады городских больниц и скорой помощи, медикам становилось плохо, и даже они теряли сознание. С наступлением темноты врачи и гражданские лица прекратили работы. Вызванная для освещения местности передвижная электростанция пожарной охраны не дала эффекта. Прожектор освещал верхушки деревьев, а внизу ничего не было видно. Нужны были фонари.

Согласовав вопрос с ответственным дежурным по МВД, я поехал к Гази Мулиновичу домой. Он вместе со мной приехал на работу, хотя время было позднее, поднял нужных людей, в течение 40-50 минут обеспечил железнодорожными фонарями и перчатками. Мы работали до утра, было очень холодно, снег лежал.

Газиев организовал кипяток для чая и хлеб, так как в городе в это время суток работала только одна столовая. Гази Мулинович оставался на рабочем месте почти до утра, поддерживал со мной связь по рации, интересовался, как идет работа и какая нужна помощь…

Много лет Газиев был членом Государственного Совета республики, представляя в нем свою национальность – лакцев. А что говорят о нем его земляки, горцы из родного района?

В Лакском районе все от мала до велика знают Газиева и готовы рассказывать о нем бесконечно.

– В деревне всякий житель знает, – говорила Мариям Магомедова в райцентре Кумух, – что чем больше черпают воду из колодца, тем чище вода. И Гази Мулинович со всей теплотой души относится к тем, кто нуждается в его участии.

Он устраивает молодежь на работу и учебу в вузы. (Позже от ректора Международной гуманитарно-технической академии Бексолтана Бексолтанова узнал, что по инициативе Газиева в академии открыты факультет и курсы по подготовке специалистов-железнодорожников.) Помог открыть в селах мастерские по пошиву одежды и постельного белья. То спортинвентарь, то книги для библиотек и школ купит... и так всегда и везде.

– Это благодаря ему я сегодня пасу тут такое стадо, – оживленно рассказывает животновод Сулейман Куруглиев, показывая рукой на коров и овец. – Он хозяин своего слова, настоящий горец...

В селах района все занимаются в основном животноводством. Но колхозы и совхозы рухнули, а главным производителем стал горец.

– Но к чему пришли – рассказывает овцевод. – Поголовье скота резко сократилось: одна, считай, корова на семью. Излишки молока девать некуда. Я пытался делать сыр и возил продавать его на базар в соседние села. Но дохода от этого практически никакого не получал. А тут приезжает к нам Газиев и спрашивает: «Почему держите по одной корове, когда кругом столько пастбищ?» Мы в один голос: «Не знаем, куда молоко девать и от одной».

Пообещал ситуацию исправить. И, действительно, вскоре появился у нас пункт по приему молока. Затем цех по изготовлению сыра. А у людей появился стимул. Можно жить…

Сейчас в Лакском районе заготовка молока организована более чем в половине сел района. Работают 16 цехов по производству сыра. Почти полторы тысячи человек получили стабильный заработок.

Предложенный Газиевым способ поднятия села прост и эффективен, требуется сделать только первый шаг: найти помещение и купить оборудование. Остальное лакцы сделают сами.

– Гази Мулинович помог разработать Стратегию развития Лакского района до 2020 года, – говорит глава района. – Мы проанализировали российский рынок сыров, и пришли к выводу, что лакский сыр можно реализовывать не только в Махачкале, он будет конкурентоспособен на территории всей России. Кроме того, этот опыт актуален для всех остальных муниципальных образований Дагестана.

А в скором времени в Лакском районе появились пункты приема и переработки мяса. Так пообещал землякам Гази Газиев. «Если Гази Мулинович обещал помочь, значит, проблема будет решена», – уверен глава администрации села Куба Омари Кадиев.

Вместе с председателем Совета старейшин Махачкалы Омаром Беговым решали вопрос открытия в Дагестане филиала Российского экономического университета имени Плеханова, получили на это от ректора вуза Виктора Ивановича Гришина принципиальное согласие. И он обещал всяческое содействие, чтобы это произошло как можно быстрее. Здание для филиала практически готово. По этому вопросу состоялась встреча с Президентом Республики Рамазаном Абдулатиповым. Возражений с его стороны тоже не было. Он, как никто другой, понимает, как важно, чтобы молодежь республики училась. Тем более «Плешка» в рекламе, как говорится, не нуждается. Это качественное и глубокое образование.

Сейчас решается вопрос об организации дополнительного льготного поезда для ветеранов Великой Отечественной войны, «афганцев», «чернобыльцев» в Махачкалинском отделении Северо-Кавказской железной дороги.

Известный дагестанский политолог, действительный член Российской академии социальных наук Абдулла Абдуллаевич Магомедов так отзывается о своем давнем друге: «Гази Мулинович – одна из самых характерных и блестящих фигур дагестанского общества, образно говоря, император безграничной доброты, лучших межчеловеческих отношений и мужской элегантности по всей своей жизненной и творческой сути. И в малом, и в большом.

Очаровательный, спокойный, чистый, совершенно не тщеславный, без «головокружения от успехов». Скромный и сильный. Обладает массой замечательных качеств. Я десятки, если не сотни раз видел его в работе, на конференциях, пленумах, деловых встречах. И мне в любых ситуациях казалось одно – цель управления людьми Газиев понимал как-то гуманистически, видел ее в том, чтобы вспахать и взрыхлить своим тихим и деловым голосом душу трудового человека, сделать ее способной обратиться к добру и через такое отношение к людям прийти к хозяйственным успехам и достижениям. Он ценит и любит людей труда и совести.

В его поведении нет искусственной заданности, он умеет сплачивать и сближать даже несовместимых людей, побеждает оппонентов не грубой силой, а мощью ума, блеском логики, тонкостью интуиции. На всех этапах своей жизни и служебной карьеры развитым природным чутьем улавливает время и пространство, а главное – обладает чувством реальности. Гази Мулинович Газиев всегда в любой ситуации и условиях был «резонатором» времени, честно и со знанием дела выполнял и выполняет свой долг перед дагестанским народом». 

Количество показов:650

Последние новости

09.12.2019 03:13:49 | Три объекта социальной и инженерной инфраструктуры открылись в Тляратинском районе

09.12.2019 03:13:49 | Боксер Магомедрасул Меджидов нокаутировал британца Тома Литтла

09.12.2019 03:13:49 | В Махачкале в КОРе был обнаружен труп мужчины

09.12.2019 03:13:49 | В прошедшей в Махачкале игре «Что? Где? Когда?» победу одержала команда медиа и блогосферы

09.12.2019 03:13:49 | Глава Минсельхозпрода Дагестана предложил дать возможность владельцам подсобных хозяйств регистрироваться в качестве самозанятых

09.12.2019 03:13:49 | Махачкала вошла в список самых «кошачьих» городов России

09.12.2019 03:13:49 | К матери в Дагестан вернули троих детей из Сирии

09.12.2019 03:13:49 | В Дагестане выпущено 650 тысяч карт «Мир»

09.12.2019 03:13:49 | Средняя цена на баранину на ярмарке в Махачкале составила 290 рублей

09.12.2019 03:13:49 | В Махачкале в аварии пострадали двое полицейских

09.12.2019 03:13:49 | В Дагестане впервые раскрыты реестры государственного и муниципального имущества

09.12.2019 03:13:49 | В Махачкале по улице Гамидова открылась благоустроенная площадка для жителей

09.12.2019 03:13:49 | В Дагестане накажут виновных в предоставлении педагогами недостоверных портфолио

09.12.2019 03:13:49 | В рамках развития автодорог России появится трасса от Дербента до Нальчика

09.12.2019 03:13:49 | Владимир Васильев рассказал, как Дагестан потратит миллиардный грант из федерального бюджета

09.12.2019 03:13:49 | «Ростелеком» дарит месяц подписки на популярные фильмы и сериалы в Wink

09.12.2019 03:13:49 | Более 40 сирот получат жилье в Махачкале до конца 2019 года

09.12.2019 03:13:49 | Артем Здунов со своей командой откроет турнир «Что? Где? Когда?» в Махачкале

09.12.2019 03:13:49 | В Махачкале презентовали новый круглосуточный телеканал

09.12.2019 03:13:49 | Владимир Колокольцев назначил нового замминистра МВД Дагестана