Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Город начинался с вокзала

В последние годы в Дагестане активно развивается туризм. Много гостей из разных регионов страны этим летом посетило и Махачкалу. Однако отдых – это нее только море, фрукты и красивый пейзаж. Очень часто туристов привлекает история того места, которое они собираются посетить. Знакомить их с нашим городом с недавнего времени начал лектор-экскурсовод Исторического парка «Россия – моя история», который подготовил полуторачасовой пешеходный маршрут. В своей первой публикации он рассказал о начальной точке, с которой открывается для туристов историческая Махачкала.

10 (3).jpgМахачкала – это город относительно молодой. Его история началась в 1844 году, когда было заложено укрепление Петровское, названное в честь российского императора Петра I. Лишь 24 октября 1857 года разросшееся укрепление Петровское получило статус портового города Петровск. Это был приморский портовый городишко, однако основой экономического и культурного развития города в последующем во многом стала Владикавказская железная дорога, которая в 1893 – 1896 годах была проложена через Петровск. Эта дорога в те годы связала наш город как с Владикавказом, так в дальнейшем и с Баку.

Став достаточно важным логистическим и производственным центром, Петровск развивался и рос, появлялись промышленные предприятия. Росло и население города. Стартовав в ходе первой известной в истории переписи с кажущейся сегодня забавной цифрой 118 человек в 1861 году, уже в 1880-х годах население города составляло уже порядка 2000 человек. За двадцать лет город увеличился в 20 раз. Эти цифры говорят о притоке рабочей силы, которая была востребована и труд которой был хорошо по меркам региона оплачен. Характерно, что к 1914 году в городе проживало уже 24,8 тысячи человек.

Население росло в основном за счет русских крестьян, переселявшихся из других частей империи в поисках лучшей жизни. Это определяло национальный состав города, являвшегося преимущественно русским. Также значительную часть населения составляли кумыки, евреи, персы, азербайджанцы, армяне, оседавшие в городе по купеческим и промышленным делам. Процент дагестанских горцев в первые годы был крайне низким.

10 (1).jpg10 (2)_1.jpgИнтересен и сословный состав населения города. К примеру, в 1913 году представители сельского сословия составляли 52% населения, городское сословие (купцы и мещане) – 28%, около 3% составляли дворяне и 6,5% военные. При этом количество военных в Петровске неуклонно сокращалось (с 19% в 1896 г. до 6,5% к 1913 году), что свидетельствует о превращении военного укрепления Петровское в торгово-промышленный город Петровск. Империя ширилась, армия уходила дальше на юг.

Возвращаясь к роли железной дороги в развитии города, нужно отметить, что Махачкалинский железнодорожный вокзал, основанный в мае 1894 года, входит в число самых крупных транспортных узлов на участке Северо-Кавказской железной дороги.

Историческое, но, к сожалению, недошедшее до нас двухэтажное здание железнодорожного вокзала было введено в строй в 1895 году. Сегодня мы можем видеть его лишь на немногочисленных сохранившихся фотоснимках (на фото). Оно было снесено в результате повреждений, полученных вследствие печально известного землетрясения 14 мая 1970 года.

Современное здание вокзала было сооружено в 1974 году и реконструировано в 2001-м. На станции расположено две платформы – основная и боковая, а также пять путей. Главный фасад вокзального комплекса выходит на улицу В. Эмирова (бывшая Вокзальная).

Из исторической части комплекса зданий железнодорожного вокзала на сегодняшний момент сохранились лишь три здания. Это встречающая нас у входа на привокзальный рынок водонапорная башня, которая была возведена в 1910 году для обеспечения вокзала водой. Также сохранилось здание железнодорожной дистанции связи, где сейчас располагается офис банка, а также отделение транспортной милиции, останавливающее взор каждого приезжего своей красивой кирпичной кладкой. Не так давно это здание также предлагалось обшить современными материалами, однако ввиду возмущения общественности его исторический облик удалось сохранить.

 

Руслан ДЖАМБУЛАТОВ, лектор-экскурсовод Исторического парка «Россия – моя история»

Количество показов:364

Последние новости

20.10.2020 08:50:08 | Молодые фермеры из Дагестана одержали победу во Всероссийской бизнес-игре «Начинающий фермер»

20.10.2020 08:50:08 | В Дагестане соберут рекордный урожай риса

20.10.2020 08:50:08 | Салман Дадаев проверил ход благоустройства дворовых площадок в Махачкале

20.10.2020 08:50:08 | В Кизлярском районе по госпрограмме полностью обустраивают село

20.10.2020 08:50:08 | Сергей Меликов поздравил дагестанских борцов с победой на чемпионате России

20.10.2020 08:50:08 | Житель Буйнакского района осужден на 15 лет за убийство жены

20.10.2020 08:50:08 | В Махачкале завершают ремонт дороги на улице Сергея Лазо

20.10.2020 08:50:08 | В Ботлихском районе избрали нового руководителя муниципалитета

20.10.2020 08:50:08 | Ученые обнаружили слабое место коронавируса

20.10.2020 08:50:08 | Дагестан получит более 7 млрд на создание дополнительных мест в школах

20.10.2020 08:50:08 | Завершено расследование уголовного дела в отношении братьев Магомедовых

20.10.2020 08:50:08 | Дагестан оказался одним из наименее закредитованных регионов России

20.10.2020 08:50:08 | В Дагестане прошла II республиканская выставка-ярмарка «Агро Тур 2020»

20.10.2020 08:50:08 | Алихан Жабраилов победил в дагестанском финале чемпионата России

20.10.2020 08:50:08 | В Дагестане задержан подозреваемый в убийстве Калимат Омаровой

20.10.2020 08:50:08 | Первый замглавы Минсельхоза России побывал в Ахтынском и Сулейман-Стальском районах

20.10.2020 08:50:08 | Абдулрашид Садулаев стал пятикратным чемпионом России

20.10.2020 08:50:08 | Автопарк МВД Дагестана пополнился 20 новыми автомобилями

20.10.2020 08:50:08 | На главной канализационной насосной станции Махачкалы устраняют последствия аварийной остановки двигателей

20.10.2020 08:50:08 | Дагестанские вольники выступят во всех финалах третьего дня чемпионата России