Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

СЛУЖИЛ КОРАБЕЛЬНОМУ ДЕЛУ

Одним из дагестанцев, чье имя стало бессмертным, является Генрих Гасанов, уроженец небольшого села Алкадар, что в Сулейман-Стальском районе.
«Инженер, ученый, педагог» - так называлась статья в малотиражной газете «За кадры верфям» от 15 июля 1970 года, в которой впервые в честь 60-летия открыто писали о Герое Социалистического труда, лауреате Ленинской и Государственной премий СССР, докторе технических наук, профессоре кафедры энергетики Ленинградского кораблестроительного института Генрихе Алиевиче Гасанове. Будучи засекреченным ученым-конструктором, он тогда был мало известен в Дагестане. Внук известного ученого-философа, поэта, педагога Гасана Эфенди Алкадари, брат композитора, лауреата Государственной премии СССР Готфрида Гасанова, Генрих родился 8 июля 1910 года в Дербенте в семье служащего Алимирзы Гасановича Гасанова. Отец братьев Гасановых прославился тем, что перевел на русский язык один из основных трудов своего отца Гасана Эфенди Алкадари «Ассари Дагестан», мать - Елена Владимировна Бек-Гасанова, являлась родной теткой писателя Александра Бека, автора «Волоколамского шоссе», «Жизни Бережкова».
Детские и школьные годы Генриха Гасанова прошли в Дербенте, Буйнакске, а затем в Махачкале. В 1927 году, окончив школу, он поступает в Ленинградское Военно-морское училище им. Фрунзе, где учится вместе с другом детства, будущим Героем Советского Союза Магомедом Гаджиевым. В 1929 году Генрих был демобилизован из Военно-морского училища по болезни и вернулся в Махачкалу, где поступил на работу слесарем бондарного завода Дагрыбтреста. В 1930 году он как лучший рабочий был направлен на учебу в Азербайджанский нефтяной институт. В 1931 году со второго курса перевелся в Ленинградский кораблестроительный институт, который оканчивает в 1935 году, и направляется на работу в качестве инженера-конструктора в центральное конструкторское бюро Балтийского судостроительного завода г.Ленинграда.
Г.А.Гасанов начинает работать в группе проектирования морских котлов и в короткий срок становится ведущим специалистом в этой области. В 1938 году он возглавил проектную группу.
Сорок лет своей яркой, полной творческих замыслов и открытий жизни отдал Генрих Алиевич становлению и развитию отечественной морской энергетики. Еще до войны им был создан испытательный стенд, на котором отрабатывались варианты обеспечения живучести корабельных энергетических установок. Предвидение и масштаб его прогнозов позволили снизить потери на флоте. В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, Г.А.Гасанову за целый ряд научных разработок была присуждена Государственная премия СССР первой степени. В 1943-1944 годы, считая основной своей задачей оказание технической помощи личному составу кораблей в эксплуатации, в наладке и ремонте корабельных установок, а также в проведении исследований, способствующих техническому развитию отечественного кораблестроительного котлостроения, Генрих Алиевич Гасанов провел на кораблях Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов серию испытаний, за что был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и рядом орденов и медалей.
После войны повысились требования к котельным установкам. Для создания новых котлов, отвечающих высоким требованиям, необходимо было создать сильный, работоспособный коллектив. И Генрих Гасанов выступил в роли организатора. В 1946 году он назначается начальником и главным конструктором бюро. Ему поручается организация бюро на Балтийском судостроительном заводе им.Серго Орджоникидзе. Его коллеги говорили, что он был, прежде всего, главным конструктором, а уже потом начальником. Он сам вникал в процесс проектирования, был первым советчиком конструкторов, которые работали над унификацией узлов и деталей судовых котлов. Создаваемые им конструкции каждый раз имели новые улучшенные качества. На всех судах советского флота главные и вспомогательные котлы были разработаны отделом, который возглавлял Генрих Алиевич Гасанов. Итогом этой большой работы явилось награждение отдела орденом Трудового Красного Знамени.
Кипучая энергия талантливого конструктора, неутомимого исследователя и новатора поставила ученого в число выдающихся создателей новой судовой техники. Любые трудности творческого поиска вдохновляли Гасанова на более решительные действия по их преодолению. Он обладал необычайной смелостью при решении сложнейших научных и технических проблем, прекрасной интуицией и научной прозорливостью. В послевоенный период под непосредственным руководством Г.А.Гасанова и при его личном участии был создан ряд котельных конструкций, за которые в 1958 году он был удостоен почетного звания лауреата Ленинской премии СССР, а в 1970 году за новые открытия в области морской энергетики Г.А.Гасанову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1959 году Г.А.Гасанов был утвержден Высшей аттестационной комиссией в качестве доцента кафедры котлов Ленинградского кораблестроительного института, а в 1966 году ему были присвоены ученая степень доктора технических наук и ученое звание профессора. Профессор Г.А.Гасанов вел большую научную и педагогическую работу. Его лекции по теории и проектированию судовых парогенераторов с большим интересом слушались студентами, а учебные пособия Г.А. Гасанова и по сегодняшний день являются ценным материалом при выполнении курсовых и дипломных работ.
Ученый-дагестанец всегда с большой радостью встречал и оказывал необходимую помощь землякам с Каспийского машиностроительного завода, которые учились и защищали дипломные работы в институте. Под руководством Г.А.Гасанова подготовлены и успешно защищены многочисленные диссертационные работы. Г.А.Гасанов активно участвовал и в работе Научно-технических советов Министерства судостроительной промышленности СССР.
Доброта и отзывчивость, готовность делиться своим опытом с молодыми снискали Г.А.Гасанову высокое уважение и почитание среди коллег и студентов.
Анатолий Петрович Александров, президент Академии наук СССР, долгие годы работавший с Генрихом Алиевичем, в поздравительном адресе к 60-летию конструктора дает ему такую оценку: «...во время совместной длительной и очень плодотворной (с вашей стороны) деятельности мы знали Вас как творца оригинальных и прогрессивных конструкций. Вы вполне заслужили свое неофициальное имя «Железный Генрих» и его полностью подтвердили, хотя в последнее время вас более точно следовало бы назвать «Генрихом Полиметаллическим». В последнее время ваша неутомимая изобретательность дала новую яркую вспышку. Вы предложили все перевернуть вверх дном и построить на новых принципах. Мы кинулись вслед за вами. И сейчас с надеждой идем к тому времени, когда будет получен решающий результат. Мы уверены, что ваша кипучая энергия и плодотворная деятельность дадут еще одно абсолютно новое предложение».
В газете "Красная Звезда" от 15 сентября 1988 года рассказывается, как «...целый месяц не покидая кабинет, не отвечая на звонки, три крупных ученых Н.И.Долижал, В.Н.Перегудов и Г.А.Гасанов - видный специалист по корабельной энергетике, поставили чертежную доску, с утра до ночи считали, чертили, снова чертили и считали. Постепенно определили вес атомной энергетической установки, ее габариты. Они создали атомный реактор для подводных атомных лодок». Кораблестроители называли Г.А.Гасанова «богом котлостроения».
Генрих Алиевич отличался скромностью, никогда не говорил о своих достижениях, да и нельзя было в то время этого делать. Был такой случай. Г.А.Гасанов принес домой Государственную премию СССР, жена - Ангелина Николаевна, спросила его, за что он получил такую весомую награду. На что ученый ответил: «Да я и сам не знаю за что».
В.Ф.Савочкин, заместитель начальника главка Министерства судостроительной промышленности СССР, вспоминал: «Г.А.Гасанов был обаятельным человеком, жизнелюбом и признанным острословом. Его остроумие проявлялось не только в часы отдыха, оно было его постоянным орудием в борьбе с равнодушием, бюрократизмом, просто некомпетентностью...».
Человек большого таланта, самых разнообразных интересов, он до конца своих дней был предан корабельному делу. Будучи уже серьезно больным, он каждый день заставлял себя вставать и идти на работу. Все уговоры близких были тщетны. Он никого не хотел слушать. Ему казалось, что он необходим там, где проработал всю жизнь, что ему обязательно нужно еще раз что-то обдумать, проверить, осуществить.
Генрих Алиевич очень любил природу. Отдых признавал только активный. Во время отпуска он редко выезжал в санаторий или дом отдыха. Брал ружье и спиннинг, продукты, все необходимое для ночевок на природе и вместе с супругой и друзьями отправлялся в Карелию или Прибалтику, или просто уходил в лес, или на озеро. Именно в общении с природой, во встречах с близкими людьми он видел прелесть отдыха, получал новый заряд творческой энергии.
В 1971 году, после двадцатипятилетнего перерыва, Генрих Алиевич вместе с женой Ангелиной Николаевной получил возможность посетить Дагестан. В этой поездке его сопровождал начальник одного из отделов специального конструкторского бюро Балтийского судостроительного завода Гири Моисеевич Хазан. Г.А.Гасанов с большой радостью встретился со своими родственниками в Махачкале, в родном селении Алкадар посетил могилы деда Гасана Эфенди Алкадари и отца Алимирзы.
Он встретился с друзьями детства в Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Гунибе. С Абакаром Гаджиевым совершил свое второе восхождение на Гимринский хребет (первое совместно с братьями Абакаром и Магомедом Гаджиевыми, а также с Эффенди Капиевым состоялось в юности). С Абакаром Гаджиевым и директором одного из заводов г.Каспийска Камилем Гасановым посетил строящуюся Чиркейскую ГЭС. Переночевали на турбазе «Орлиное гнездо» и утром следующего дня вернулись в Махачкалу.
За короткое время Г.А.Гасанов объехал пол-Дагестана, и радости не было конца, улыбка не сходила с его лица, а усталости не чувствовалось.
Вернувшись в Махачкалу, он собрал в нашем доме всех своих родственников и близких, сел напротив и обратился к жене: «Лина, посмотри, какие они красивые». Лина незаметно вытерла слезу. Она знала, что ее супруг уже серьезно болен.
28 мая 1973 года Генриха Алиевича не стало. Похоронен он в Санкт-Петербурге на Богуславском кладбище. В похоронах участвовала дагестанская делегация в составе секретаря Обкома КПСС Дагестана Ш.И.Исмаилова, президента Дагестанского филиала Академии наук СССР, члена-корреспондента АН СССР А.Х.Амирханова, главного инженера Каспийского завода Д.Эмирбекова, родственников Шихсаидова А.Р., Гусейнова Н.Г., Алкадарского С.И. и других.
И после смерти Генрих Алиевич Гасанов остался верен флоту. Его имя присвоено крупному танкеру Северного флота, который был спущен на воду 28 июля 1976 года. Строки В.Маяковского "...чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие добрые дела", думаю, относятся и к имени этого великого человека и ученого.
Количество показов:473

Последние новости

18.04.2019 19:53:59 | Николай Патрушев проведет выездное совещание в Махачкале

18.04.2019 19:53:59 | Екатерина Курбангалеева: о проблемах трудоустройства людей с инвалидностью

18.04.2019 19:53:59 | Махачкалу и Тбилиси свяжет прямое авиасообщение

18.04.2019 19:53:59 | Екатерина Толстикова провела совещание с директорами ГУПов Дагестана

18.04.2019 19:53:59 | Андрей Максимов рассказал о своем видении туристического потенциала Дагестана

18.04.2019 19:53:59 | Махачкалинские активисты закрасят рекламу наркотиков на улицах города

18.04.2019 19:53:59 | Народные контролеры проверили качество питания в образовательных учреждениях Махачкалы

18.04.2019 19:53:59 | «Зенит» оштрафован на 350 тысяч рублей за оскорбительные кричалки своих фанатов в адрес «Анжи»

18.04.2019 19:53:59 | Владимир Иванов стал участником встречи выпускников «Школы губернаторов» с Владимиром Путиным

18.04.2019 19:53:59 | В Махачкалу с рабочим визитом прибыла Диана Гурцкая

18.04.2019 19:53:59 | Жителя Дагестана обязали выплатить 150 млн рублей за ущерб лесному фонду

18.04.2019 19:53:59 | В Дагестанском кадровом центре прошел второй этап конкурса в Администрацию Главы и Правительства РД

18.04.2019 19:53:59 | Электроснабжение в Махачкале и районах Дагестана будет восстановлено к 14:00

18.04.2019 19:53:59 | Администрация Махачкалы демонтирует установленные без разрешительных документов летние кафе

18.04.2019 19:53:59 | Члены Общественной палаты РФ положительно оценили итоги реализации программы капремонта в Дагестане

18.04.2019 19:53:59 | Минздрав РД: В текущем году в Дагестане проведут более 7 тыс. высокотехнологичных операций

18.04.2019 19:53:59 | Самолет «Москва-Махачкала» приостановил взлет из-за возгорания крыла (ВИДЕО)

18.04.2019 19:53:59 | У предпринимательницы из Хасавюрта полиция изъяла 65 бутылок контрафактного алкоголя

18.04.2019 19:53:59 | В Дагестане пресекли попытку ввоза 15 кроликов из Азербайджана

18.04.2019 19:53:59 | Владимир Васильев: «В Дагестане качество проведения ЕГЭ стабильно растет, повышается средний балл работ»