Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Какой я вижу современную школу

Эту школу я вижу такой: работа в ней ведется по двум равноценным магистральным направлениям.
Первое – изучается единая для всех государственная программа. Но она только предлагает общий материал для изучения и определяет результат по каждому предмету на конец учебного года. Учитель сам будет решать, когда, какой материал давать, в каком порядке, по какой системе учить. В этом случае фундаментальные основы школы не нарушаются, расширяются только ее возможности, создаются условия для инициативы и творчества учителя. Может быть выпущено несколько учебников, существовать несколько программ. Но это еще не дает школе возможности выйти на качественно новый уровень. Поэтому необходимо второе магистральное направление. Это создание условий для длительного и многостороннего опробования учащимися своих сил в самостоятельной и творческой деятельности сверх учебной программы по различным направлениям, что позволит выявить, развить и учесть склонности и способности школьника и зафиксировать его работы в творческой книжке. С высокой точностью будут определены те виды труда, в которых ученик сможет достичь наибольших успехов, в которых раскроются его потенциальные возможности и которые выведут его на уровень высшей квалификации в кратчайшие сроки.
Новая организация работы школы решит и проблему двойки – с нею теперь можно будет переводить в следующий класс. Если ученик не усваивает какие-то программные учебные предметы, ему предоставляется возможность показать себя в различных видах самостоятельной работы, фиксируемых в творческой книжке, он может заниматься теми видами труда, которые в школе не предусмотрены.
В такой общеобразовательной школе, когда сравнительно рано будут проявляться склонности и способности школьников и появится возможность их объективной оценки, отпадет надобность учить всех 11 лет.
Если ученик усваивает программу и работает самостоятельно сверх нее, ему есть смысл учиться в общеобразовательной школе все 11 лет. Это потенциально высокообразованный человек, специалист широкого профиля и высшей квалификации, с «объемным» мышлением, то есть способный видеть всю проблему в целом и определить место своей работы в этой общей проблеме.
Тем ученикам, которые слабо усваивают теоретический материал школьной программы в целом или по ряду предметов, но имеют в творческой книжке много записей, после 14 лет нужна школа другого типа. Обучение должно продолжаться уже в специальной профессиональной школе, причем не только рабочим профессиям; надо предоставить возможность школьникам пополнять свои знания в профессиональных школах искусств, технических, педагогических. Из этих школ будут выходить тоже высокообразованные люди, широкопрофильные специалисты высшей квалификации с «объемным» мышлением, но уже практики. И учиться в таких школах необязательно только три года, а может быть, и 4, и 5, и даже 6 лет. Некоторые из них смогут быть приравнены к высшим школам.
Тех же, кто учится плохо, сверх программы не работает, хотя условия для этого есть, держать дальше в общеобразовательной школе не имеет смысла — только разлагать их бездельем. Поэтому их после 14 лет надо направлять в ПТУ, предварительно выявив в профориентационном кабинете их психофизиологические возможности. В таких ПТУ желательно тоже готовить специалистов широкого профиля, но по тем профессиям, где не требуется квалификация выше средней.
Как видим, все учащиеся будут продолжать обучение и после выхода из школы никто на улице не останется.
Естественно, что для такой школы и учитель должен быть нового типа: способный работать творчески – именно работать, создавать что-то конкретное, руководить самостоятельной и творческой работой учащихся по нескольким направлениям.
Выпускник педагогического института, на наш взгляд, должен владеть минимум тремя квалификациями и иметь творческую книжку, в которой были бы записи по 10-15 направлениям.
Первая квалификация – по предмету. Так, учитель физики должен уметь конструировать, делать учебные пособия, приборы; учитель труда – работать на уровне 3-5-го разрядов по
10-15 направлениям, изобретать, конструировать и т.д.
Вторая квалификация – педагогическая. Она формируется в процессе опробования на практике еще в стенах института полутора-двух десятков систем обучения – современных и существовавших в прошлом. Это снимет психологический барьер у тех, кто считает возможным существование только одной системы обучения, которую можно было бы монополизировать.
Учитель должен уметь проектировать процессы обучения в соответствии с заранее заданным им самим конечным эффектом. Это третья квалификация, совершенно необходимая для руководства самостоятельной и тем более творческой деятельностью учащихся. Для каждого такого случая нужен свой подход. Это видно из приведенных нами примеров работы трех творческих комнат.
Читатель воскликнет: «Это невозможно! Получается, что один учитель должен знать столько же, сколько сегодняшний НИИ?» Нет, он будет знать и тем более уметь больше, чем современный НИИ. Если в педагогические учебные заведения будут приниматься не только профессионально пригодные, но и уже подготовленные к педагогической деятельности, имеющие записи по 10-15 направлениям в творческой книжке, то учебный процесс можно будет сжать за счет отбрасывания всего лишнего, что не нужно для практической работы в школе.
Мы не обольщаемся в отношении того, что всех этому можно научить. Однако этому надо учить, а уж сколько кто сможет взять, как он потом использует эти знания и умения, будет зависеть от его индивидуальных способностей. Но если в каждой школе будет хоть один или два-три таких учителя (а это уже реально), то школа станет работать на полную мощь. Эти учителя смогут быть дирижерами в организации работы, направленной на выявление и развитие склонностей и способностей школьников, а в конечном счете – на практическую отдачу от полученных знаний и умений.
Закончу вопросом и ответом на него. Каким я мыслю учителя и ученика будущего? Таким, которого можно спросить: «А ты сейчас над чем работаешь?» 

Количество показов:757

Последние новости

15.11.2019 21:37:50 | В Махачкале начались мероприятия по пресечению продажи жевательного табака

15.11.2019 21:37:50 | Сотрудник Минприроды Дагестана обвиняется в проведении незаконной проверки предприятия

15.11.2019 21:37:50 | Незир Гусейнов назначен председателем Главархитектуры Дагестана

15.11.2019 21:37:50 | Центробанк отозвал лицензию у кизилюртовского «Кредитинвеста»

15.11.2019 21:37:50 | Махачкалинцы поблагодарили Салмана Дадаева за эффективную борьбу с незаконным строительством

15.11.2019 21:37:50 | «Ростелеком» познакомил предпринимателей Дагестана с новыми цифровыми услугами

15.11.2019 21:37:50 | В Махачкале начата борьба со снюсом

15.11.2019 21:37:50 | Минэкономики РД: «15 категорий граждан освобождены от налога на имущество»

15.11.2019 21:37:50 | Глава Кировского района Махачкалы обсудил привлечение инвестиций с руководством Агентства стратегических инициатив

15.11.2019 21:37:50 | В Махачкале проходит обсуждение хода государственной кадастровой оценки

15.11.2019 21:37:50 | Глава Дагестана посетил пострадавшее от пожара село Тисси-Ахитли

15.11.2019 21:37:50 | Глава Дагестана осмотрел ход строительства спорткомплекса в Цумадинском районе

15.11.2019 21:37:50 | В селах Дагестана строится бoлее 50 объектoв инфраструктуры в рамках реализации гoспрограммы

15.11.2019 21:37:50 | Юрий Левицкий: «Дети из одной семьи должны будут приниматься в одну школу или в один детский сад»

15.11.2019 21:37:50 | «Ростелеком» консолидирует 100% Tele2 Россия для создания крупнейшего в стране интегрированного провайдера цифровых сервисов

15.11.2019 21:37:50 | Арестован начальник ФСИН Ростовской области Муслим Даххаев

15.11.2019 21:37:50 | Девочка из Махачкалы скончалась во время отдыха в «Артеке»

15.11.2019 21:37:50 | Владимир Васильев вручил медали участникам событий 1999 года

15.11.2019 21:37:50 | До конца 2024 года Дагестан должен ввести 11 миллионов квадратных метров жилья

15.11.2019 21:37:50 | В Махачкале шестеро человек совершили нападение на сторожа МУП «Питомец»