Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Восславим женщину-мать

Мы – дагестанцы – хорошо знаем, что любовь к матери – чувство святое. Самым большим грехом считается обидеть мать, и мы не прощаем человеку, который наносит обиду матери. Особенно мы, дагестанцы! Мать бессмертна в любом человеке. Она дала жизнь, дала душу, вложив в нее великую любовь ко всему прекрасному, качала колыбель и пела колыбельную песню о доброте и красоте.

Кружась на шумной карусели,
Куда-то мчусь, но вдруг опять
Сожмется сердце: «Неужели
Я начал маму забывать?»
Расул Гамзатов.

«Мать – единственное на земле божество, не знающее атеистов», – сказал кто-то из французских писателей. И у большинства гениальных людей были замечательные матери. А загляните в свои души! Нет ничего светлее в жизни, чем имя – Мать.
Материнские руки – воплощение нежности. Нам всем хорошо спалось на этих руках. До конца своей жизни тепло этих рук согревает наши души. Есть дагестанское изречение:
Чтоб не болело у детей,
Сердца болят у матерей.
Сердце матери – это обитель человеческой боли, страданий и радости, и я считаю, любовь к матери и преданность ей – это высшая школа гражданственности, преданности интересам своей Родины.
Мы живем в трудное время. В Дагестане участились убийства, взрывы, противоправные действия. И вот, часто задумываясь о сегодняшних проблемах и человеческих взаимоотношениях, я негодую: безнравственно, что Дагестане все еще нет символа Матери в скульптуре, который принесет большую пользу в общественном и в индивидуальном отношении людям.
Место, где будет стоять этот памятник, станет действительно святым местом, куда будут приходить в день свадьбы жених и невеста, граждане, которые прощаются со страной или возвращаются на родину, родители, у которых появились долгожданные дети. Такая величественная скульптура поистине станет свидетельством человеческого величия. Она будет служить выражением нашего миросозерцания, соответствовать разумному жизненастроению и времени.
Искусство, как мы знаем, оказывает нравственное воздействие на человека, потому что доставляет наслаждение путем усиления нравственных идеалов и взглядов. Искусство обязано всегда отвечать человеческим потребностям, идеалу и помогать ему, человеку, в отыскании этого идеала. Целью искусства, если оно высокое и настоящее, должно быть объединение людей в одном и том же чувстве, захватывающем сущность души человека. «Искусство есть одно из средств единения людей», – писал
Л.Н. Толстой.
Конечно же, в скульптуре матери должна быть прежде всего ясная, определенная цель и мысль: для чего она нужна нам. Скульптура женщины-Матери, значение которой слишком велико, видится мне величественной, но в то же время простой и ясной, как говорят, без «чудачества», где запечатлено благословение ее величия. Необходимы соответствие художественной формы и художественной мысли, современность и полезность.
Скульптор должен стоять на одном уровне с сегодняшними понятиями и идеалами, понимать, что для нас значит это великое и простое имя – Мать. Для этого от скульптора требуется глубокое понимание души и чаяний своего народа, его духовных запросов, это должен быть отдающий все свои способности, всю свою энергию заботе о человеке художник.
Скульптурное искусство Дагестана все еще находится на стадии формирования своей национальной художественной школы. Его зарождение связано с именами Х. Аскара-Сарыджи, А. Газалиева, И. Ибрагимова, А. Ягудаева, А. Магомедова, А. Сайгидова и др.
Произведения, созданные скульптором Али-Гаджи Сайгидовым, отличаются свободой пластического решения и четко выраженной традиционностью. Среди его скульптурных произведений по разнообразию и содержательности творческих исканий ведущая роль все-таки принадлежит пока работам портретного жанра.
В последние годы работы скульптора Али-Гаджи Сайгидова поражают смелостью замысла и образа. И мне кажется, что ему под силу создать образ пластики женщины-Матери Дагестана. Такие его работы, как «Призыв», «Первенец», «Афганская трагедия», «Утро», монументальный ансамбль в селении Салта, говорят о его творческом мышлении в монументально-декоративной пластике крупного размера.
Передать типичные черты в многообразии индивидуальных характеров, а в обобщающем образе сохранить его конкретные жизненные основы – таковы главные проблемы портретной скульптуры образа Матери, который под силу мастерству Али-Гаджи Сайгидова.
К образу матери в скульпторе надо относиться с конструкторской строгостью, лаконизм композиции должен соответствовать монументально-героической практике образа женщины-Матери. Причем немалое значение имеет выбор скульптурного материала, способствующего усилению тех или иных сторон образного решения. Материал сам по себе не определит характер решения образа. Напротив, художник выбирает нужный ему материал соответственно своему замыслу. Но внутреннее единство творческого замысла, образного решения и материала, естественно, играет в скульптуре большую роль.
Ясность духа и целеустремленность скульптурного образа Матери можно выразить в бронзе, отлитой полновесной строгой формой, четко решенным объемом, высотой и точной моделировкой формы, определяющей подвижность внутренней жизни, интенсивность эмоций и умудренную сосредоточенность.
Я вижу этот памятник, воплощающий в себе обобщенность формы, компактность объема, суровую сдержанность света и жесткость фактуры для действенности одухотворенного образа, где есть цельность характера и духовное горение, где черты нравственной убежденности гармонируют с чистотой самых сокровенных чувств.
Хочется в бронзе, граните или мраморе ощутить, получить впечатление поэтической монументальности и внушительной силы, где скульптором переданы эмоциональная приподнятость чувств и заострены интеллектуально-психологическая выразительность, понимание и значение своего творения.
Главное – решительно избегать предвзятых штампов и форм в поисках нового психологического и художественного решения. Здесь нужна талантливая рука мастера-монументалиста, которая, опираясь на национальные традиции, строит образ синтетического строя и содержания, руководствуясь общим знанием закономерностей натуры.
Скульптор имеет право опереться и на поэтический вымысел, и на исторически сложившиеся общие представления о собирательном человеческом типе матери вообще, олицетворяющем дагестанский народ в целом.
Женщина-Мать – это образ эпического строя, заключающий в себе представление не только об определенном типе женщины, но и о складе всего народа, его самобытной культуре, избегающий узкожанрового, чисто иллюстративного истолкования. Воплощать тему Матери надо как широкое монументальное обобщение символического смысла в зрительном, наглядном, пластически осязаемом образе.
Давайте все-таки решим, а нужно ли вообще нам браться за это наитруднейшее в финансовом и художественном осуществлении дело? Наш незабвенный Расул Гамзатов писал: «Думаю, памятники так же, как и песни, так же, как праздники, должны не разъединять людей, а объединять. Такие памятники я видел во многих городах мира. Памятник безымянным матерям меня трогает не меньше, чем памятник безымянным солдатам. Особенно много их в городах Латинской Америки, где ежегодно отмечают День Матери. С предложением отмечать и у нас такой же праздник я выступил в «Комсомольской правде», «Правде», обращался в Комитет (советских женщин) с просьбой проявить инициативу в этом благородном деле, выразил готовность содействовать этому. Но, увы. Комитет не ответил мне. Между тем добрый праздник Матери по своей инициативе проводят в некоторых наших республиках. А надо бы организовать всеобщий День Матери и создать памятник, к которому сыновья и деды, солдаты и поэты могли бы возлагать цветы».
Пора нам успокоить душу великого сына своей земли, пора услышать зов матерей всех народностей Дагестана и увековечить память о них!
И в заключение приведу мудрые слова Максима Горького, который, к слову сказать, совершенно непредвзято, с любовью относился к дагестанской истории и литературе: «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери – вот что насыщает нас любовью к жизни!». И еще его же слова: «Прославим в мире женщину-Мать, единственную силу, перед которой покорно склоняется смерть!».
 

Количество показов:542

Последние новости

14.12.2019 23:28:05 | Глава Дагестана обсудил со старейшинами основные проблемы республики

14.12.2019 23:28:05 | В Махачкале завершается благоустройство дворовых территорий по федеральной программе

14.12.2019 23:28:05 | Депутат Госдумы Заур Аскендеров награжден почетным знаком Республики Дагестан

14.12.2019 23:28:05 | В Махачкале состоялось открытие обновленного Городского сада

14.12.2019 23:28:05 | Владимир Васильев присвоил почетные звания Республики Дагестан работникам чеченского ансамбля «Нохчо»

14.12.2019 23:28:05 | Послу России в Эритрее Азиму Ярахмедову присвоен высший дипломатический ранг

14.12.2019 23:28:05 | Махачкалинцам рекомендовали погасить налоговую задолженность до конца года

14.12.2019 23:28:05 | Дагестанский боец ММА Магомед Исмаилов пожаловался на запрет проезда к мечети в Москве

14.12.2019 23:28:05 | Компании «Хевел» и «Корпорация развития Дагестана» сформируют кластер солнечной энергетики

14.12.2019 23:28:05 | Мэрия Махачкалы до конца года определит подрядчика для реконструкции проспекта Шамиля

14.12.2019 23:28:05 | Владимир Путин присвоил звание генерал-майора Арсену Рахманову

14.12.2019 23:28:05 | Бой Нурмагомедова и Порье занял 4-е место в списке событий года по версии Google

14.12.2019 23:28:05 | В Махачкале был организован праздник для детей с ограниченными возможностями

14.12.2019 23:28:05 | Силовики проводят выемку документов в дагестанском казначействе

14.12.2019 23:28:05 | Хабиб Нурмагомедов передал 600 тысяч рублей на лечение тяжело больного ребенка

14.12.2019 23:28:05 | Глава Махачкалы провел личный прием граждан

14.12.2019 23:28:05 | Улади Уладиеву присвоено звание генерал-майора юстиции

14.12.2019 23:28:05 | Салман Дадаев поздравил дагестанцев с Днем Конституции РФ

14.12.2019 23:28:05 | Владимир Васильев: «Конституция РФ провозгласила высшими ценностями права и свободы личности»

14.12.2019 23:28:05 | Из-за тумана в Махачкалу не могут прибыть три самолета