Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Эмирмагомед Даудов: «Воспитание сегодня ниже плинтуса»

Родился Эмирмагомед Даудович в селении Ахты, там же окончил среднюю школу. Трудился в совхозе, служил в Советской армии. После службы работал фрезеровщиком на заводе «Электросигнал» города Дербента, был ударником коммунистического труда.

Окончив подготовительные курсы ДГУ, поступил на исторический факультет этого вуза.

После его окончания учился в аспирантуре в Дагестанском филиале Академии наук. Работал в махачкалинских школах №16 и №10. В 2002 году стал директором школы №1.

Не будем забывать, что период был постперестроечный, когда страна после всех передряг и разрух только-только начала приходить в себя.

– Эмирмагомед Даудович, как же встретила Вас самая первая, самая главная школа города?

– Школа была в ужасном состоянии: крыша текла, по стенам расползались плесневые разводы, пахло сыростью. К тому же не хватало парт, а в здании начальных классов не было даже туалета.

Я с головой окунулся в работу. Собрал ребят, учителей, сделали ремонт своими силами, как-то замазали, закрасили это безобразие.

А через два года помогла и городская администрация: нам починили крышу, построили ограждения, все постепенно наладилось, и я занялся вплотную учебным процессом, выписал оборудование, укрепил материально-техническую базу школы.

За несколько лет поменял где-то 60% учителей, освободил школу от нежелающих работать.

Не поверите, за 28 лет своего директорства я ни одного человека не уволил по статье, не объявил ни одного выговора.

Всегда старался убедить: если не получается в этой специальности, нужно поменять профессию. И, поверьте, обиженных не было.

– А как насчет пенсионеров, не старались от них избавиться, как это делают многие руководители?

– Никогда. У меня работали педагоги и до 82 лет. Я ценю старых работников, очень высока квалификация педагога, полученная в советское время. Это золотой клад – наши пенсионеры.

Советское высшее педагогическое образование ценно тем, что тогда изучали педагогику от А до Я, психологию, теорию преподавания. Да и в педвуз поступали по велению души, а не из каких-то других соображений.

– А по какому принципу Вы подбираете современные кадры?

– Мой принцип самый демократичный – я провожу беседу с будущим работником, проверяю профессиональный уровень, устанавливаю, каковы его взаимоотношения с детьми.

Хорошему специалисту достаточно 5-7 минут, чтобы понять, кто перед тобой. Главные критерии – это профессионализм и любовь к детям.

К сожалению, сегодня трудно найти хорошего педагога. Я сейчас ищу учителя, но не могу найти. Беседовал с одной девушкой, которая с отличием окончила вуз, а у нее в голове только меркантильные интересы.

Но ведь нельзя работать в школе, думая только о материальной выгоде. Конечно, у нас человек теряет и в материальном плане, и во времени.

Мы не оазис, все, что происходит в обществе, присуще и нам. Но все-таки школа призвана воспитывать, формировать юную личность.

Школьник должен отличать добро от зла, получить со временем статус, в обществе уметь строить взаимоотношения с окружающими, в конце концов найти себя, получить профессию и прожить достойную, плодотворную жизнь.

– Кто же виноват, что так плохо с педагогическими кадрами: вузы или общий меркантильный настрой в обществе?

– Вузы тоже не изолированы от общества, там все происходит так же, как везде. Я много раз бывал за границей и убедился, что в развитых странах в образование много вкладывает само государство. Например, в Финляндии, Швеции в вузы принимают после профессионального тестирования.

Директор образовательного учреждения должен иметь полную самостоятельность, он не должен просить стул или парту, а может запланировать эту работу на учебный год и реализовать. Хотелось бы получать качественное оборудование, адаптированное к условиям пребывания детей.

Все должно быть качественным в школе, начиная от ремонта, туалета и заканчивая учебными помещениями. Как сказал кто-то из великих: даже стены школы воспитывают ребенка.

Когда грязно, неуютно, некомфортно, о каком воспитании может идти речь?

– Эмирмагомед Даудович, Ваша школа воспитала 5 Героев Советского Союза, в первые дни войны весь выпуск ушел на фронт. Возможно ли сегодня воспитать таких героев в современном образовательном учреждении?

– Знаете, сегодня совершенно другие обстоятельства. Во время Великой Отечественной войны была реальная угроза стране. Каждый хотел защитить родину, свою семью, детей. Люди проявляли чудеса героизма. Для меня наши 5 героев, весь выпуск 1941 года – святые люди, отдавшие жизнь за свою Отчизну.

Я не считаю героями людей, сражающихся на своей земле, убивающих своих братьев.

То, что происходит внутри государства, эти военные конфликты, вообще не должно происходить.

Я историк, хорошо знаю, что происходит в Афганистане: это постоянная междоусобная борьба за власть.

Что изменилось в этой стране после нашего вмешательства? Опять братоубийственная война, как торговали они наркотиками, так и торгуют, даже еще больше. Нищета, убогое население, безграмотность, ни городов, ни дорог. Это государство не проявило себя ни в науке, ни в спорте.

Что касается Чечни, то если бы государство защитило вовремя свои интересы, не было бы никаких конфликтов. Убивать друг друга в одной стране – о каком героизме может идти речь?

– Получается, что конфликты происходят из-за элементарного отсутствия порядка в стране?

– Я думаю, что это на самом деле так. Почему не соблюдаются законы? Элементарно. Во многих структурах власти работают непрофессионалы, которые не заинтересованы в наведении порядка.

Кто угодно становится сегодня руководителем. Профессионалов перестали привлекать на руководящие должности. Вся беда в том, что современные чиновники не любят свою страну и свой народ.

Главное сегодня, что вплоть до плинтуса опустилось воспитание.

– Вот мы опять вернулись к проблеме воспитания. Действительно, все так плохо в этом вопросе?

– Сегодня нет ответственности в семье за воспитание детей, в этом вся беда.

В Европе, например, действует ювенальное право, это законодательство по делам несовершеннолетних. Согласно этому праву родитель несет ответственность за воспитание своего ребенка.

Родители отвечают за образование ребенка, за пребывание его на улице в ночное время, за поведение в общественном месте.

У Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова в одной из книг прямо говорится о том, какое важное значение имеет воспитание, которое дается в семье.

Воспитание и обучение – это два крыла для ребенка. Если в семье нет нормального воспитания, нет культа обучения, никто не может приучить ребенка к порядку, ни книги, ни учителя.

Школа может только корректировать его, дать образование, научить, как адаптироваться в обществе.

Еще одна беда сегодня – дома родители не стараются поднять авторитет учителя. Для многих родителей директор, учитель – взяточник, ищущий во всем выгоду.

Например, я в первые классы не могу принять больше 130 детей. Если не принимаю, то родители думают, что мне от них что-то нужно.

Мне ничего не нужно, кроме удобства для детей. У меня двухкомнатная квартира, не полученная от государства, нет ни дачи, ни машины.

Существует порядок, почему мы должны обязательно его нарушать? Почему с окраины города нужно вести ребенка и устраивать его в нашу гимназию?

Приходят родители к учителю, и если ребенок сидит не на первой парте, говорят, а что эти места у вас куплены?

Можно обозвать учителя, можно нахамить ему, и никто не несет за это ответственности.

Вот издали закон в октябре 2013 года «Об ответственности родителей за воспитание детей в Дагестане». К чему он обязывает? Ни к чему абсолютно. Призывает к совести, которой у многих уже давно нет.

Когда нет санкций, все так безнаказанно и происходит.

– Какие санкции, на Ваш взгляд, могли бы помочь в данной ситуации?

– Я не требую никаких жестких мер, просто на правовом уровне родители должны нести ответственность за воспитание детей.

Почему в Англии за пропуск ребенком занятий без уважительной причины родитель несет материальную ответственность?

У нас же и уроки пропускают, и на улице по ночам бродят бесхозные, никому не нужные дети…

– Ну, это все звенья одной цепи, имя которой отсутствие порядка.

– На самом деле я не понимаю, как в нашем городе, в столице можно жить без регистрации, иметь дом или квартиру? Разве это порядок?

В законе при приеме детей в школу сказано, что он должен иметь городскую регистрацию. А если ее нет, нас все равно вынуждают принимать таких детей.

Сегодня город стал как проходной двор: никто не регистрируется, никто за этим не следит. Приведу такой пример: пришла ко мне девушка 27 лет, у нее до сих пор нет паспорта. Просит справку, что когда-то училась в нашей школе. Я спрашиваю: «А где же Вы все это время находились, как жили без паспорта?»

Люди, проживающие в городе, должны быть с именем, отчеством и фамилией.

Сегодня многие родители не заинтересованы, чтобы дети учились, им нужно, чтобы они были просто заняты. Советское воспитание было хорошим, потому что существовала система: люди работали 5 дней, а субботу и воскресенье проводили с семьей.

Сегодня нет нормированного рабочего дня, родители иногда и ночью оставляют детей одних, сами уходят неизвестно куда.

Раньше директор, учитель мог обращаться за помощью по месту работы родителей. Сегодня такой возможности нет.

Я проводил как-то социологический опрос, более 70% родителей наших детей официально числятся безработными. Это, конечно, не так. Но в любом случае: дети сами по себе, родители также сами по себе.

Что получается при этом? Дети перестали читать, заниматься, а в Интернете получают массу негативной информации.

– Еще такой вопрос: как-то привычно для уха, что первая школа носит имя Ленина. Но сегодня гимназия № 1 названа именем Саида Омарова. Куда исчезло имя Ленина и кто такой Саид Омаров?

– Действительно, раньше наше образовательное учреждение называлось «средняя школа № 1 имени Ленина». Но когда я пришел сюда работать, на школьной печати было обозначено просто средняя школа № 1. Имя Ленина само собой исчезло за годы перестройки. Гимназией наша школа стала в 2005 году, когда аттестационная комиссия признала все наши показатели хорошими и порекомендовала поменять статус. Саид Омаров – директор нашей школы в военные годы. Очень достойный человек, талантливый педагог. Мы гордимся этим именем.

– Помогает ли Вашей гимназии кто-нибудь из выпускников, имеющих возможность это делать?

– Могу назвать только бывшего Президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, который помог в создании проекта «Новая виртуальная школа будущего». Больше никто нам не помогал.

– Эмирмагомед Даудович, Вы депутат Махачкалинского городского Собрания. Расскажите об этой стороне своей деятельности.

– Депутатом впервые стал в 1987 году, когда председателем горисполкома был Сиражутдин Ильясов. С тех пор избирался еще четыре раза. До последнего 5-го созыва был председателем комиссии по науке и образованию, членом Президиума.

Знаете, я – человек скромный, у меня нет привычки прорываться куда-то, расталкивая других локтями.

Стать депутатом не я решил, а коллектив, где работал в то время. Избирался на альтернативной основе. Тогда представительный орган назывался горсоветом депутатов трудящихся. Сегодня именуется – Махачкалинское городское Собрание.

Будучи депутатом, всегда старался помогать городской системе образования. Хотя считается, что эта система стабильно работает, но всегда имеется много проблем: подготовка к новому учебному году, зарплата учителей, социальные вопросы, капитальный ремонт, создание благоприятных санитарно-гигиенических условий.

Понимаете, проблемы такие, как нехватка детских садов, образовательных учреждений, финансирование, не кончаются.

Сегодня воспитание детей стоит на первом месте, а с классного руководителя, который должен полноценно работать, снимается за это доплата. Кто теперь пойдет в классные руководители?

Я всегда и во всем защищал интересы работников образования.

Вся моя жизнь связана со школой. Когда дети подходят, здороваются, улыбаются – сразу забываются все проблемы, неприятности.

– Неужели Вы знаете всех детей в гимназии?

– У нас обучаются 1525 детей, я знаю каждого. Любой ребенок может зайти ко мне в кабинет, рассказать о своих проблемах.

У меня нет графика приема. Не могу сказать: в это время принимаю, а в это – нет!

Люблю школу, детей, свой предмет, горжусь своим высоким званием – учитель!

 

Количество показов:316

Последние новости

23.08.2019 11:41:29 | Артем Здунов принял участие в церемонии открытия мирового чемпионата WorldSkills в Казани

23.08.2019 11:41:29 | В Сочи задержаны предполагаемые участники перестрелки, в которой погиб дагестанец

23.08.2019 11:41:29 | Заработок Нурмагомедова за бой с Порье станет одним из самых крупных за всю историю MMA

23.08.2019 11:41:29 | Экс-глава администрации Избербаша получил условный срок за превышение должностных полномочий

23.08.2019 11:41:29 | В Дагестане возбуждено два уголовных дела за уклонение от призыва на военную службу

23.08.2019 11:41:29 | В пожаре в Цунтинском районе погибли два человека

23.08.2019 11:41:29 | Открыт прием заявок для участия в республиканском кинофестивале «Мирный Дагестан»

23.08.2019 11:41:29 | Дни индийской культуры пройдут в столице Дагестана

23.08.2019 11:41:29 | В Махачкале провели технический осмотр школьных автобусов

23.08.2019 11:41:29 | Ход реализации федеральных программ в Махачкале обсудили в столичной мэрии

23.08.2019 11:41:29 | В Нальчике пройдет первый на Северном Кавказе фестиваль городской культуры

23.08.2019 11:41:29 | Уголовные дела в отношении Исмаила Эфендиева и Асхабали Абдулатипова направлены в суд

23.08.2019 11:41:29 | Всероссийская акция «Ночь кино» пройдет в Махачкале

23.08.2019 11:41:29 | В 2019 году в Дагестане будет заложено 900 гектаров молодых виноградников

23.08.2019 11:41:29 | Гостевые дома в Дагестане получат субсидии и освобождение от налогов

23.08.2019 11:41:29 | В Дагестане ищут инвесторов для горнолыжных курортов

23.08.2019 11:41:29 | Дагестанский историк Зураб Гаджиев ответил Кадырову на вопросы об имаме Шамиле

23.08.2019 11:41:29 | Набиюла Карачаев: «Россия пока не готова к раздельному сбору мусора»

23.08.2019 11:41:29 | В Махачкале откроется Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей

23.08.2019 11:41:29 | Владимир Васильев прокомментировал заявления руководства Чечни относительно исторической роли имама Шамиля