Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Новые стандарты как метод социализации

– Новый стандарт начального общего образования делает акцент не на том, что именно надо учить ребенку, а на том, что ему надо знать и понимать для достижения успехов в жизни. Меняется все: и учебники, и подходы учителя к обучению и воспитанию детей.

– Каким образом все это происходит?

– Фактически можно говорить, что это не какой-то новый педагогический метод, он был разработан нашими отечественными психологами-методистами еще в тридцатые годы прошлого столетия. Но именно сейчас, когда мы уже вступили в новую эру социальных и экономических преобразований в государстве, он оказался востребованным. Это системный, деятельный подход, основная идея которого заключается в том, что в основу обучения ученика необходимо положить развитие его самостоятельных, личных качеств, то есть его стремление к самообразованию, самосовершенствованию. Школа, работая по новым стандартам, оценивает результаты не только обучения школьника, но и его духовное и физическое развитие, личностный рост ребенка.

– Почему эта, некогда непризнанная педагогическим сообществом идея именно сейчас легла в основу внедрения новых образовательных стандартов, а не, допустим, лет тридцать-сорок назад? Какие новшества и метаморфозы послужили тому причиной?

– Как Вы понимаете, в связи с процессом глобализации количество новых знаний для учащихся с каждым годом возрастает. И уже понятно, что те привычные, старые подходы, когда мы ставили перед собой задачу дать ученику как можно больше знаний, сегодня не уместны, потому что весь объем знаний, существующий сегодня, при всем желании дать невозможно. Поэтому современные методисты решили, что можно дать ученику начальных классов минимум качественных знаний, целенаправленно отобранных, и одновременно обучить его следующим навыкам современными инновационными методами, по которым он будет уже самостоятельно эти знания нарабатывать.

В основе новых стандартов лежит еще одна социальная проблема. Все помнят, как в лихие девяностые годы, когда на глазах разваливалась инфраструктура, перестали работать фабрики и заводы, наша молодежь оказалась в сложной жизненной ситуации, вынуждена была где-то переобучиваться, переквалифицироваться, перестраиваться. В то время мы потеряли очень много образованной молодежи по причине ее неготовности, неприспособленности к таким жизненным переменам.

На опыте именно того времени и было принято реформирование общего и высшего образования, где главной составляющей является умение человека в любой жизненной ситуации выживать и перестраивать свою работу. Поэтому в настоящее время актуальным является упор в образовании не на знания, а на социализацию ученика. Такая вот целевая сторона новых образовательных стандартов.

– Значит ли это, что теперь учителям придется переучиваться для того, чтобы менять привычную профессиональную установку, методику преподавания?

– Естественно, меняется не только содержание образования, но и сама методика преподавания. Говоря о методике, я предполагаю не только то, что мы просто обучаем социализации, а то, как учитель «преподносит» предмет, чтобы сподвигнуть ученика на получение новых знаний, оставляет какую-то загадку для того, чтобы ребенку было интересно разгадать ее самостоятельно.

Учитель должен шагать в ногу со временем, быть в курсе всех последних информационных новинок. К примеру, та же интерактивная доска сегодня уже устаревает, и мы можем с легкостью заменить ее обычной доской с помощью проектора. Поэтому не стоит пренебрегать знаниями и советами учеников, ведь для них все это сегодня ближе, чем для людей старшего поколения. Нужно сделать ученика своим сподвижником, помощником в использовании этих ресурсов для его же стимулирования к более обширным и глубоким знаниям.

– Были ли готовы образовательные учреждения города к введению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе их внедрения?

– Сказать по правде, когда мы делали первые шаги в этом направлении, у нас, конечно, присутствовал некий страх, были проблемы с разработкой и подготовкой учебников, поздно поступали методическая литература, пособия по предметам для учителей. Но постепенно, с помощью методистов наладив связь с Москвой, непосредственно с издательствами, которые выпускают эти учебники, проведя в режиме он-лайн несколько семинаров с авторами учебников, устраивая встречи с учителями, нам удалось в течение трех-четырех месяцев наладить эту работу. Конечно, и с нашей стороны были недоработки и недопонимание, но, как говорится, если бы знал, где упадешь, подстелил бы соломку. Мы не ожидали, что будет настолько сложно, ведь новые учебно-методические комплекты рассчитаны на уже подготовленного ученика. Этот факт подтолкнул нас к тому, что хорошо бы ввести предшкольную подготовку ученика.

– Но ведь в дошкольных образовательных учреждениях уже давно идет процесс реформирования, предусматривающий реализацию федеральных государственных требований, в которых четко расписано, по каким критериям и как дошкольник должен быть подготовлен к школе.

– Это верно, раньше этих единых требований не было, и довольно сложно было определить, какое ДОУ и с какой подготовкой выпускает потенциального ученика для школы. Но сегодня нам легче налаживать контакты, и в настоящее время мы более тесно пытаемся обеспечить преемственность между школой и дошкольным учреждением. Понимая, что не все дети охвачены дошкольным образованием, мы при школах открываем классы предшкольной подготовки. Школы будут сами набирать в своем микрорайоне таких детей, и такие классы уже открыты во многих из них.

– В положении о новых стандартах начального образования делается упор также и на дополнительное образование школьника. Значит ли это, что дополнительная нагрузка на учителя будет материально поощряться?

– Конечно, по новой системе оплаты труда предусмотрены хорошие стимулирующие выплаты, которые прежде всего ориентированы на то, чтобы учитель был заинтересован в качестве обучения своих подопечных. То есть он получает дополнительные выплаты за результативность своей деятельности – это и победы его учеников в конкурсах, олимпиадах и, конечно, его собственные достижения и наработки.

Естественно, что дополнительное образование будет как бы усиливающим, углубляющим те или иные моменты обязательного образования фактором. Эта внеурочная деятельность педагога предусмотрена в рамках самой школы, а также за счет центров дополнительного образования. В уставе школы есть пункт, предусматривающий, что родители по желанию могут официально запросить у школы кружковую деятельность, оплачивая ее за свой счет.

– Как часто проводится мониторинг проверки знаний и усвоения программы новых стандартов в школах и каковы его результаты?

– Введение новых методик преподавания не может не отслеживаться. В чем заключается мониторинг? Во-первых, в проверке качества обученности детей, в мониторинге удовлетворенности родителей теми услугами, которые предоставляет школа, и одновременно в мониторинге удовлетворенности профессиональных потребностей самого педагога. А реакция Управления образования

г. Махачкалы на какие-либо жалобы, недочеты в работе, не заставит себя долго ждать.

На сегодняшний день результаты мониторинга по первым и вторым классам в целом показывают, что качество обученности детей в принципе улучшается, удовлетворенность родителей намного выше, чем по традиционной системе обучения.

Мы с помощью методистов стараемся со своей стороны оказывать помощь в разработке различных программ, тесно налажена связь с типографией, ежегодно проводятся соответствующие семинары, и сказать, что в этой сложной ситуации учитель оставлен наедине со своими проблемами, будет неправдой. Возникали ситуации, когда какие-то учебники вызывали вопросы и недовольство учителей. К примеру, учебник математики по программе Александровой. Тогда мы собрали консилиум, на котором разрешили все спорные вопросы. Ошибка автора была в том, что вовремя не было подготовлено пособие для учителя, а большинство педагогов начальных классов сами по себе не математики, а учителя начальных классов, и поэтому преподавание этого предмета было затруднено. В связи с этим данный учебник мы заменили на равноценный. Такие моменты были, и все они решались в рабочем порядке.

– Какова будет нагрузка на дошкольника в условиях дальнейшей реализации нового образовательного стандарта?

– Как таковой дополнительной нагрузки испытывать он не будет. Все отражено в учебном плане, который разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.

– Среди проблем, перечисленных при введении образовательных стандартов, Вы также отметили проблему кадровой переподготовки учителя. Знаю, что в Управлении образования города Махачкалы организованы городские клубы профессионального мастерства в помощь учителю. Чья это была идея?

– Да, такие клубы открыты по инициативе начальника Управления образования Кубзара Исраповича Гуруева. Идея заключалась в том, чтобы собрать костяк из самых сильных педагогов города по каждому предмету и на этой базе создать клуб профмастерства. С молодыми педагогами уже проводятся наставнические лекции, им помогают в решении любых педагогических вопросов, проводятся также семинары, мастер-классы, открытые уроки; в общем, педагоги со стажем делятся своим опытом. Эта работа необходима, так как не в каждой школе есть сильный учитель, за которым можно закрепить молодого специалиста. 

Количество показов:236

Последние новости

23.08.2019 11:41:29 | Артем Здунов принял участие в церемонии открытия мирового чемпионата WorldSkills в Казани

23.08.2019 11:41:29 | В Сочи задержаны предполагаемые участники перестрелки, в которой погиб дагестанец

23.08.2019 11:41:29 | Заработок Нурмагомедова за бой с Порье станет одним из самых крупных за всю историю MMA

23.08.2019 11:41:29 | Экс-глава администрации Избербаша получил условный срок за превышение должностных полномочий

23.08.2019 11:41:29 | В Дагестане возбуждено два уголовных дела за уклонение от призыва на военную службу

23.08.2019 11:41:29 | В пожаре в Цунтинском районе погибли два человека

23.08.2019 11:41:29 | Открыт прием заявок для участия в республиканском кинофестивале «Мирный Дагестан»

23.08.2019 11:41:29 | Дни индийской культуры пройдут в столице Дагестана

23.08.2019 11:41:29 | В Махачкале провели технический осмотр школьных автобусов

23.08.2019 11:41:29 | Ход реализации федеральных программ в Махачкале обсудили в столичной мэрии

23.08.2019 11:41:29 | В Нальчике пройдет первый на Северном Кавказе фестиваль городской культуры

23.08.2019 11:41:29 | Уголовные дела в отношении Исмаила Эфендиева и Асхабали Абдулатипова направлены в суд

23.08.2019 11:41:29 | Всероссийская акция «Ночь кино» пройдет в Махачкале

23.08.2019 11:41:29 | В 2019 году в Дагестане будет заложено 900 гектаров молодых виноградников

23.08.2019 11:41:29 | Гостевые дома в Дагестане получат субсидии и освобождение от налогов

23.08.2019 11:41:29 | В Дагестане ищут инвесторов для горнолыжных курортов

23.08.2019 11:41:29 | Дагестанский историк Зураб Гаджиев ответил Кадырову на вопросы об имаме Шамиле

23.08.2019 11:41:29 | Набиюла Карачаев: «Россия пока не готова к раздельному сбору мусора»

23.08.2019 11:41:29 | В Махачкале откроется Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей

23.08.2019 11:41:29 | Владимир Васильев прокомментировал заявления руководства Чечни относительно исторической роли имама Шамиля