Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Дом, в котором жила муза

Небольшой коридор мимо уютной гостиной дома поэта, ступеньки, ведущие на второй этаж, дверь, за которой кабинет народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Он небольшой и с более чем скромной обстановкой. И пусть никого не смущает то, что не увидела я в том кабинете ни истинно дагестанских изделий народных промыслов из ценных металлов, ни мягкой шкуры редкого животного на полу, ни модной мебели и фотографий с разного рода знаменитостями. Дочь поэта Патимат Гамзатова, вызвавшаяся стать моим экскурсоводом в кабинете своего отца, объясняет все это очень просто.

− По большому счету папе было не важно, каков его личный кабинет и что в нем должно находиться. Камерное пространство расширялось теми образами и поэтическими фантазиями, которые переполняли его своеобразную и очень богатую творческую натуру. Он не задавался вопросом, как оформить кабинет, чем его украсить, он творил, когда его никто не мог потревожить − рано утром или поздней ночью.

− Можно ли сказать, что он священнодействовал в неком творческом контексте?

− Почти так я и воспринимала процесс сочинения им стихов. Мне встретились воспоминания поэта-переводчика Якова Козловского, который бывал и у нас дома, и дома у нашего дедушки Гамзата Цадасы. Козловский пишет, что наша бабушка, когда Гамзат Цадаса сочинял стихи, снимала обувь, закрывала дверь, и сквозь щели доносилось его еле слышное шептание, похожее на молитву.

− Расул Гамзатов умел «пламенно» читать стихи с трибун и в кругу друзей, а в стенах своего дома он любил их читать? Спорил ли он сам с собой, подбирая «нужную» строку или рифму?

– Когда отец писал, он читал стихотворение вслух, негромко, но это было слышно. Этот акт творения оставил в моей душе глубокий след – это было соприкосновение с чем-то очень глубоко личным, закрытым от посторонних глаз. Речь была то ритмичной, размеренной, то взволнованной. Отец проговаривал строки в поиске ритма, адекватного выражению своих чувств, мыслей и переживаний.

− Многие думают, что кабинет Расула Гамзатовича роскошен и соразмерен тем почестям, какими он был окружен в последние годы жизни. Но здесь, в его доме, все очень скромно − письменный стол, стул, книжные полки, телевизор. Все схематично и, я бы даже сказала, минимизировано.

− Он совершенно не был склонен к роскоши и помпезности. И в своем завещании он просил, чтобы на его могиле поставили камень с надписью «Расул». Он написал, что и при жизни не терпел возвеличивания, а после смерти ему это и вовсе не нужно.

В этом кабинете немного вещей, но все они хранят дух того времени, в котором жил и творил папа. Некоторые вещи, как, например, одна из книжных полок, перевезены сюда из его старого кабинета. А эту полку (указывает на книжную полку из темно-коричневого дерева) мама и папа купили, когда только поженились.

− Намоленные годами вещи…

− Так и есть. Но каким бы ни было оформление, в папином кабинете всегда одна из стен была полностью отведена под книжные полки. Кабинет, находившийся в старом доме, был еще скромнее, чем здесь. Но неизменным предметом мебели в папином кабинете всегда была тахта, покрытая туркменским ковром из маминого приданого. На стене, как видите, портрет Шамиля, который подарил отцу его учитель − выдающийся русский поэт Павел Антокольский. Этот портрет написал его дядя − известный русский художник Лейба Антокольский. Павел Антокольский хотел преподнести этот портрет папе к его пятидесятилетию, но его жена − известная актриса − попросила мужа не откладывать с подарком, ведь всякое в жизни бывает. И это было знаком признания таланта моего отца, учительского благословения (он был папиным учителем в Литинституте) и знаком душевной щедрости Павла Антокольского, его благородства. А это вышивка портрета моего деда Гамзата Цадасы, выполненная известной дагестанской рукодельницей Гавриловой. Портрет вышит безупречно, визуально кажется, что это графика. В папином кабинете всегда был портрет Махмуда из Кахаб-Росо, творчество которого он очень любил и почитал. Есть несколько репродукций из работ Халилбека Мусаясула, где на переднем плане изображен имам Шамиль.

На один из папиных юбилеев мама подарила ему картину «Полуденная молитва», которая ему очень нравилась, и она тоже находится в кабинете.

− Расул Гамзатович был верующим человеком? В наши дни в Дагестане принято говорить о набожности как о неотъемлемом компоненте духовной жизни человека, равно как и принято выказывать свою приверженность исламским ценностям и нормам. Мне кажется, эта сторона жизни Расула Гамзатова была скрыта от тех, кто его знал.

− Отец был верующим человеком и никогда этого не отрицал. Недавно я читала в интервью, датированном 1982 годом, данном отцом известному болгарскому журналисту Кеворку Кеворкяну, где он говорит, что видит большой недостаток в том, что люди перестали верить в Бога, считая, что им все позволено. У отца есть стихи на религиозную тему, написанные в советское время.

В его стихотворении «Молитва» развивается мысль о той связи и той гармонии, которая присутствует в мире по воле Всевышнего. Восхищает, насколько ясно и пронзительно он смог выразить словами необходимость человека в молитве, его духовной потребности в уединении со Всевышним. Там есть строки о том, что когда человек увидит, как восходит солнце, как женщина кормит ребенка грудью, то «тогда молитва хлынет горлом». Это естественная потребность обращаться к Богу, благодарить Бога. Зачастую мы воспринимаем все предписания религии, как нечто обременительное, просто должны и все, поэтому религиозные правила со временем могут «бронзоветь», как бы терять свое главное духовное наполнение. Молитва – это не просто обязанность, а естественная духовная потребность человека. Очень важно обновлять свое восприятие мира, и обновляется оно через сердце, чувства, переживания. Я высоко ценю это стихотворение, так как там выражена сама идея поклонения Всевышнему.

− Это естественная потребность человека быть благодарным, и, мне кажется, благодарность – это некая форма счастья, потому что испытываешь чувство радости от того, что Всевышний тебя облагодетельствовал своими милостями… Многие были благодарны поэту за творчество, и многим Расул Гамзатов щедро дарил свои книги. А какие книги он хранил на своих книжных полках, какие книги дарили ему?

− Однажды к нам в гости пришел спортсмен и художник Гусейн Магомаев. Он пришел с делегацией китайских ушуистов, и один из них оказался сыном китайского поэта. Любопытства ради он порылся на папиных полках и сразу же нашел книгу, где были стихи и его отца, чему сам же немало порадовался. В действительности здесь довольно много разных книг разных авторов.

− Расул Гамзатович был «всеядным» в плане чтения, были ли у него любимые авторы?

− Он был жадным до чтения и очень любил все новое. Но он сам не использовал разные стили, всегда пребывал как бы на своей волне − писал в свойственной ему манере.

− Его друзья бережно хранят его фотографии. В кабинете, как вижу, фотографий совсем немного, картина и небольшой бюст поэта. Разве Расула Гамзатова не интересовали фотографии или какие-либо другие художественные работы, связанные с ним?

− Все фотографии, портрет и бюст появились в кабинете после его ухода из жизни. Он не любил позировать, быть статичным, замирать и оживать по чьему-то слову. А в одном из интервью, когда его спросили, какой из его портретов ему самому больше всего нравится, он сказал, что тот, который изображен Кукрыниксами. А это просто небольшая карикатура. То есть он не относился к себе с некой помпезностью, не любил ничего официального.

− Вам никогда не хотелось что-либо изменить в его кабинете? Время шло, все покупали новую мебель, технику, выбрасывали деревянные окна и ставили пластиковые… Вы не говорили с ним о том, что пора бы сделать модный евроремонт?

− Белый лист на столе и ручка − вот то, что его занимало. Все, что здесь сделано, выполнено по замыслу моей мамы. В этот процесс он не вмешивался и всегда был благодарен ей за заботу. Но сувенирных вещей в его кабинете было немало. Многие из них он привозил из своих поездок, и мне, как ребенку, эти вещи казались необычайно привлекательными. Например, у него были индонезийская кукла-марионетка и очень интересные индийские маски, какие-то африканские деревянные фигурки.

− Маскам приписывают магические свойства…

− Он был равнодушен к магии.

− Его стихи легко перекладываются на музыку, они очень музыкальны, да по природе своей поэзия мелодична и ритмична. Он владел музыкальными инструментами?

− У папы были своеобразные музыкальные реликвии. У него был чунгур Сулеймана Стальского, который тот некогда подарил Эффенди Капиеву, а его жена Наталья Капиева передала этот инструмент моему отцу. Сейчас он в музее Расула Гамзатова в Союзе писателей Дагестана. Кроме того, папе досталась зурна Абуталиба Гафурова, пандур от Казияу Али. Это несколько знаков провидения от известных дагестанских творцов.

− Здесь много декорированных рогов, они повсюду. Он коллекционировал их?

− Они подарены папе в разное время, а он сам очень любил коллекционировать трости. Он привозил их из разных стран, что-то ему дарили, что-то сам покупал. Папа открывал для себя другие страны и миры, и их частица поселялась в его кабинете в виде таких вот сувенирных вещей.

− Можно сказать, что Расул Гамзатов был практичным человеком. Что он, к примеру, покупал в дом?

− Хозяйством и прочими делами занималась наша мама. Папа в быту был неприхотлив, не требовал какой-нибудь особой еды или одежды, единственное – предпочитал рубашки на трех пуговицах.

− Говорят, что главным оружием поэта является перо. А какие увлечения были у Расула Гамзатова, интересовался ли он холодным оружием, к примеру?

− Юсуп Даниялов рассказал сестре моей Салихат, как однажды папу пригласили первый раз в жизни на охоту, и он не смог выстрелить в животное. И больше ни разу он потом на охоту не ездил. У него не было интереса к машинам, к футболу, спортивного азарта у него тоже не было. Хизри Шихсаидов приглашал папу уже в зрелом возрасте на футбол. И он по-дружески ходил. Я спросила у него: «Ты же не любишь футбол, зачем ходишь?» А он в ответ: «Мне нравится, как все кричат: «Нужен гол!» Он интересовался не самой игрой, а эмоциями людей. Ему нравилось, что зрители ведут себя как дети.

− Понятие «творческий беспорядок» было применимо к его письменному столу?

− На его столе не царил хаос, и в то же время папе не была свойственна педантичность. У него был свой порядок. На столе лежали белые листы, листы, исписанные текстами, тетради. Вначале на его столе я видела перьевые ручки и чернильные приборы, а впоследствии он перешел на ручки шариковые.

− Он кого-то впускал в свой тесный творческий мир? Может, он его ограждал от энергетических потоков других людей?

− Он принимал гостей и друзей в гостиной, но случалось, что и в своем кабинете он засиживался с друзьями. И относился к этому вполне спокойно. Но в свой внутренний поэтический мир он не впускал никого. Творил он в полном одиночестве, и нам было бы необычно увидеть его, пишущим стихи, в кругу друзей.

− Когда вы видите работы художников, которые изображают вашего отца в том или ином ракурсе, вы оцениваете со стороны, где они точно выхватили суть, а где сделали акцент лишь на внешнем сходстве?

− Как искусствоведу мне интересны те решения, которые использует художник при создании портрета моего отца. В этом смысле мне больше нравятся не портреты, а художественное осмысление его личности и его поэзии. Мне нравятся гравюры Юрия Косминина, в которых используются образы отцовских произведений и портреты самого поэта, сделанные к одному из папиных изданий. Конечно же нравится, когда он узнаваем в портретах. В настоящее время директор Музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова подготовила две выставки «Что в имени тебе моем» и «Завещание». Салихат использует различные образы Дагестана, выраженные художниками в картинах, и стихи Расула Гамзатова. И этот ракурс видения Дагестана художниками совпадает с тем поэтическим Дагестаном, который воссоздан в поэзии Гамзатова и в его прозаической книге «Мой Дагестан».

− Его кабинет можно назвать мастерской, где он создавал свои лучшие произведения? Он не говорил о том, что именно здесь ему лучше всего приходят на ум поэтические строчки?

− Мастерская в смысловом отношении относит нас больше к ремеслу, поэтому кабинет − все-таки более удачное название. Для него не было пространственных ограничений. Его знаменитое стихотворение «Журавли» родилось в самолете, когда он летел из Японии в Москву. Он был под впечатлением и целого визуального ряда, и серьезного душевного потрясения – смерти матери, сообщение о которой он получил в Японии, стоя у памятника девочке с журавликом в руках – жертве трагедии Хиросима. В это же время все обратили внимание на летящих в небе журавлей. Здесь, у памятника, отец впервые стал свидетелем траурной трагедии японцев – женщины были одеты во все белое. Возвращаясь, в самолете он думал о матери и своих погибших на войне братьях. Именно тогда он написал свое знаменитое стихотворение.

В этом кабинете были написаны его поздние произведения, когда он был уже в почтенном возрасте и не выезжал так часто за пределы Дагестана.

− Детьми любили играть в его кабинете? Отец не запрещал вам находиться здесь?

− Он не запрещал, но играть здесь было не принято, это было папино личное пространство.

− Не думаете ли создать здесь музей? Или оставите все как есть для будущих поколений Гамзатовых, которые будут здесь жить?

− Наверное, можно будет сделать со временем музей, но пока он находится в Союзе писателей Дагестана.

− Мне рассказывали, что на входе в кабинет поэта стояла статуэтка − «Человек счастья» − толстячок с широкой улыбкой. Как она появилась в вашем доме?

− Папа привез ее то ли из Индии, то ли из Индонезии. Статуэтка понравилась отцу и в старом доме находилась на столике прямо у входа в его кабинете. Сейчас мы перенесли ее в гостиную. Существует поверье, что, потерев животик этому толстяку, можно стать счастливым.

− Расул Гамзатов верил этому?

− Конечно, нет, но ему нравился образ статуэтки − веселый, добрый, смеющийся. Возможно, каждый, кто проходил мимо нее, наполнялся счастьем при виде самого образа… И папа тоже.

 

Количество показов:568

Последние новости

20.09.2020 20:53:44 | В аварии в Буйнакском районе погибла годовалая девочка

20.09.2020 20:53:44 | В 19 лет Хабиб Нурмагомедов мог лишиться будущего чемпионства

20.09.2020 20:53:44 | Телеканал «Россия 1» показал передачу про Дагестан

20.09.2020 20:53:44 | В Махачкале произошел пожар в фитнес-центре

20.09.2020 20:53:44 | Учителя в Дагестане получили по миллиону рублей

20.09.2020 20:53:44 | Лекарство от COVID-19 будет стоить больше 12 тысяч рублей

20.09.2020 20:53:44 | Сотрудники «Газпром межрегионгаз Махачкала» подозреваются в хищении 186 млрд кубометров газа

20.09.2020 20:53:44 | Сертификат электронной подписи можно получить дистанционно с помощью Единой биометрической системы

20.09.2020 20:53:44 | Новый путепровод махачкалинцам обещали уже в ноябре

20.09.2020 20:53:44 | На косметолога из Дагестана возбудили уголовное дело за поддельный диплом

20.09.2020 20:53:44 | Дагестанца оштрафовали за уклонение от службы в армии

20.09.2020 20:53:44 | В Дагестане неофициально производится 5 миллионов пар обуви в год

20.09.2020 20:53:44 | Депутаты предложили выплачивать студентам по 500 тысяч рублей

20.09.2020 20:53:44 | Глава Дагестана назвал число безработных в республике

20.09.2020 20:53:44 | Дагестан получил 42 дозы вакцины от коронавируса

20.09.2020 20:53:44 | В Миннаце Дагестана прокомментировали проступок дагестанцев в Калининграде

20.09.2020 20:53:44 | «Ювентус», «Челси» и «Тоттенхэм» интересуются дагестанским футболистом

20.09.2020 20:53:44 | Медработники и волонтеры смогут бесплатно посетить музей в Махачкале

20.09.2020 20:53:44 | Специалист соцзащиты Хасавюртовского района обвиняется в хищении 40 миллионов рублей детских пособий

20.09.2020 20:53:44 | Мэр Махачкалы провел заседание городского оперштаба по борьбе с коронавирусом