Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Распахните платки!

40 (2).jpg

Выставку «Гюльмендо-келагаи», проходящую в Национальном музее им. Тахо-Годи, можно называть уникальной. В ней собраны платки разных народностей, отражающие самую суть этнических представлений о мире и красоте. Созданные руками и украшенные растительным и геометрическим орнаментом, женские головные уборы являются произведениями искусства.

Каждый платок – авторская работа. Да, есть повторяющиеся элементы узоров, но способы их интерпретации зависят сугубо от желания мастера. Несколько потрепанные уголки ткани выдают их «старинность», то самое слово, которое магически действует на дагестанок. Описать красоту платков и их невероятную энергетику словами невозможно. Это все равно, что ощутить невесомость облака на своих ладонях. У каждого платка свое настроение, выраженное цветом и построением узоров.

Автор проекта Джамиля Дагирова, изучившая все имеющиеся материалы по теме, подчеркивает: «Неизвестно доподлинно, как и при каких обстоятельствах попал это тип платка в Дагестан. Есть версии, что их завозили через Дербент, бытует также информация, что их привозили из Азербайджана лакцы – отходники, которые много и подолгу работали там.

В XX веке он стал чрезвычайно популярен у некоторых народностей, в частности, у губденских женщин. Платок стал не просто элементом одежды, но и антиквариатом. Они стали законодателями моды на гюльмендо. Этот платок должен быть непременно в приданном и должен соответствовать их особым канонам – по цвету (на черном фоне желтый узор), по декору (чем больше поле заполнено рисунком – тем дороже), по плотности шелка и размерам – желательно 200х200».

Тончайшие по своей структуре, нежные шелковые платки вызывают восторг не только у дагестанцев. Посетительница выставки – москвичка, не пожелавшая представиться, призналась, что специально приехала в Дагестан, чтобы посетить эту выставку. «Это же шедевры, взгляните на орнамент, цветовую гамму», – восхищалась она.

40 (4).jpg

40 (3).jpg

40 (1).jpg

Примечательно, что экспозицию сопровождают печатные материалы, это целая научно-исследовательская работа, проведенная организаторами мероприятия. В них можно узнать, какие народности предпочитали шелковые платки с авторскими узорами, в какое время создавали платки, каким образом. И даже такую небольшую и примечательную деталь: в процессе нанесения орнамента нахождение женщины в комнате считалось дурной приметой!

Вот, к примеру, как описывается процесс создания келагаи (азербайджанский женский головной убор). Келагаи белого цвета с цветной каймой изготавливается следующим образом. На расстоянии от края 10-12 см набивается кайма, состоящая только из мелких зубчиков (вроде гребешка). Выше этого штампа прикладывается еще гладкий квадратный штамп для предохранения белой ткани всего платка от действия краски, в которую затем погружается кайма. После этого келагаи складывается вдвое, а затем «гармошкой». Верхняя часть закручивается на небольшую круглую палку и поверх перевязывается тряпочкой, а нижняя распускается и погружается для закрепления в раствор квасцов.

Через сутки кайма платка вынимается и опускается в холодную краску желаемого цвета. В результате этого получается цветная кайма.

«Сегодня их еще можно купить – старые, новые, новоделы. Если повезет – можно найти старый шелк в новом окрасе, или “старый” орнамент, но на современной ткани. Спрос породил и новый виток производства. Сегодня в Губдене, например, появились маленькие семейные мастерские, которые изготавливают (они знают, какой цвет и рисунок популярен в районах Дагестана, учитывают возраст и религиозность женщин) те или иные виды. Но штамп практически ушел – пришел трафарет и «китайские краски», пришел и сам Китай с огромным валом платков под «келагаи и гюльмендо» – но там чужие ткани, контрасты, цвета и главное – хаотичное использование (разрывание) канонических узоров и композиций», – отмечает Дагирова.

 

Лариса ДИБИРОВА

Количество показов:270

Последние новости

22.09.2018 11:05:04 | Народное Собрание РД перенесло дату избрания премьер-министра Дагестана

22.09.2018 11:05:04 | В поселке Миатли Кизилюртовского района сгорела школа

22.09.2018 11:05:04 | Управление судебных приставов Дагестана не подтверждает снос многоэтажки на улице Керимова в Махачкале

22.09.2018 11:05:04 | Большинство детских оздоровительных лагерей республики находится в удручающем состоянии

22.09.2018 11:05:04 | Минобрнауки Дагестана посчитало недопустимым предостережение антимонопольной службы

22.09.2018 11:05:04 | Российские вольники призвали жителей Кабардино-Балкарии к миру (ВИДЕО)

22.09.2018 11:05:04 | Дагестанская баранина признана лучшей на чемпионате России по барбекю

22.09.2018 11:05:04 | Артем Здунов: «Для нас самое главное – полное содействие бизнесу и открытость»

22.09.2018 11:05:04 | Минсельхозпрод Дагестана привез продукцию агропрома в медсанчасть МВД

22.09.2018 11:05:04 | Дагестанские спортсмены призвали кабардинцев и балкарцев прекратить вражду

22.09.2018 11:05:04 | Магомед Толбоев прокомментировал ситуацию со сбитым самолетом Ил-20

22.09.2018 11:05:04 | В Дагестане смертность от онкологических заболеваний в 2,5 раза ниже среднероссийского уровня

22.09.2018 11:05:04 | Инвестор из Татарстана предложил построить в Дагестане плодово-ягодный кластер

22.09.2018 11:05:04 | Центробанк прогнозирует прирост ВВП после изменения пенсионного возраста

22.09.2018 11:05:04 | Дагестан вошел в число лидеров в СКФО по недостроенным объектам

22.09.2018 11:05:04 | Дагестанка стала доктором философских наук одного из старейших университетов Германии

22.09.2018 11:05:04 | Минобрнауки региона организовало курсы повышения квалификации для дагестанских учителей

22.09.2018 11:05:04 | Владимир Васильев принял участие во встрече Владимира Путина с избранными главами регионов в Кремле

22.09.2018 11:05:04 | Не твари: Хабиб Нурмагомедов удалил пост, в котором назвал команду Тимати «тварями»

22.09.2018 11:05:04 | Имя премьер-министра Дагестана назовут 27 сентября