Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Распахните платки!

40 (2).jpg

Выставку «Гюльмендо-келагаи», проходящую в Национальном музее им. Тахо-Годи, можно называть уникальной. В ней собраны платки разных народностей, отражающие самую суть этнических представлений о мире и красоте. Созданные руками и украшенные растительным и геометрическим орнаментом, женские головные уборы являются произведениями искусства.

Каждый платок – авторская работа. Да, есть повторяющиеся элементы узоров, но способы их интерпретации зависят сугубо от желания мастера. Несколько потрепанные уголки ткани выдают их «старинность», то самое слово, которое магически действует на дагестанок. Описать красоту платков и их невероятную энергетику словами невозможно. Это все равно, что ощутить невесомость облака на своих ладонях. У каждого платка свое настроение, выраженное цветом и построением узоров.

Автор проекта Джамиля Дагирова, изучившая все имеющиеся материалы по теме, подчеркивает: «Неизвестно доподлинно, как и при каких обстоятельствах попал это тип платка в Дагестан. Есть версии, что их завозили через Дербент, бытует также информация, что их привозили из Азербайджана лакцы – отходники, которые много и подолгу работали там.

В XX веке он стал чрезвычайно популярен у некоторых народностей, в частности, у губденских женщин. Платок стал не просто элементом одежды, но и антиквариатом. Они стали законодателями моды на гюльмендо. Этот платок должен быть непременно в приданном и должен соответствовать их особым канонам – по цвету (на черном фоне желтый узор), по декору (чем больше поле заполнено рисунком – тем дороже), по плотности шелка и размерам – желательно 200х200».

Тончайшие по своей структуре, нежные шелковые платки вызывают восторг не только у дагестанцев. Посетительница выставки – москвичка, не пожелавшая представиться, призналась, что специально приехала в Дагестан, чтобы посетить эту выставку. «Это же шедевры, взгляните на орнамент, цветовую гамму», – восхищалась она.

40 (4).jpg

40 (3).jpg

40 (1).jpg

Примечательно, что экспозицию сопровождают печатные материалы, это целая научно-исследовательская работа, проведенная организаторами мероприятия. В них можно узнать, какие народности предпочитали шелковые платки с авторскими узорами, в какое время создавали платки, каким образом. И даже такую небольшую и примечательную деталь: в процессе нанесения орнамента нахождение женщины в комнате считалось дурной приметой!

Вот, к примеру, как описывается процесс создания келагаи (азербайджанский женский головной убор). Келагаи белого цвета с цветной каймой изготавливается следующим образом. На расстоянии от края 10-12 см набивается кайма, состоящая только из мелких зубчиков (вроде гребешка). Выше этого штампа прикладывается еще гладкий квадратный штамп для предохранения белой ткани всего платка от действия краски, в которую затем погружается кайма. После этого келагаи складывается вдвое, а затем «гармошкой». Верхняя часть закручивается на небольшую круглую палку и поверх перевязывается тряпочкой, а нижняя распускается и погружается для закрепления в раствор квасцов.

Через сутки кайма платка вынимается и опускается в холодную краску желаемого цвета. В результате этого получается цветная кайма.

«Сегодня их еще можно купить – старые, новые, новоделы. Если повезет – можно найти старый шелк в новом окрасе, или “старый” орнамент, но на современной ткани. Спрос породил и новый виток производства. Сегодня в Губдене, например, появились маленькие семейные мастерские, которые изготавливают (они знают, какой цвет и рисунок популярен в районах Дагестана, учитывают возраст и религиозность женщин) те или иные виды. Но штамп практически ушел – пришел трафарет и «китайские краски», пришел и сам Китай с огромным валом платков под «келагаи и гюльмендо» – но там чужие ткани, контрасты, цвета и главное – хаотичное использование (разрывание) канонических узоров и композиций», – отмечает Дагирова.

 

Лариса ДИБИРОВА

Количество показов:101

Последние новости

23.07.2018 15:39:38 | Прокуратура: торговый центр «Апельсин» в Махачкале построен без разрешения на строительство

23.07.2018 15:39:38 | Хан Баширов представил Махачкалу и Дагестан на международном фестивале «У стен древней Бухары»

23.07.2018 15:39:38 | Дагестанский фонд капремонта предлагает неплательщикам заключить договор реструктуризации долга

23.07.2018 15:39:38 | Ушел из жизни известный дагестанский эколог Гайирбек Абдурахманов

23.07.2018 15:39:38 | Главный тренер «Анжи»: Игра ребят оставляет желать лучшего

23.07.2018 15:39:38 | Стал известен следующий соперник Забита Магомедшарипова

23.07.2018 15:39:38 | В августе Махачкалу и Казань свяжет прямой рейс

23.07.2018 15:39:38 | Кремль запускает программу отслеживания реакции властей регионов на жалобы в соцсетях

23.07.2018 15:39:38 | Источник: Рамазан Абдулатипов будет представлять Россию в Организации Исламского сотрудничества

23.07.2018 15:39:38 | В Тляратинском районе из-за ливней прервано сообщение с восемью населенными пунктами

23.07.2018 15:39:38 | Владимир Васильев о расстреле сотрудников ДПС: виновные будут наказаны по всей строгости закона

23.07.2018 15:39:38 | Елена Ельникова призвала специалистов в системе здравоохранения стать участниками конкурса «Мой Дагестан»

23.07.2018 15:39:38 | «Анжи» может сняться с чемпионата страны из-за отсутствия денег

23.07.2018 15:39:38 | В Дагестане расстреляли двоих полицейских

23.07.2018 15:39:38 | Для прибывших в Дагестан электриков «Россети» составили список «этических табу»

23.07.2018 15:39:38 | Более 2000 электриков со всей страны приступили к наведению порядка в Дагестане

23.07.2018 15:39:38 | Эксперт рассказал о специфике изменений в пенсионном законодательстве

23.07.2018 15:39:38 | Артем Здунов: семьям погибших сотрудников МВД будет оказана всяческая поддержка

23.07.2018 15:39:38 | В Дагестане семьям погибших сотрудников МВД выделили деньги на приобретение жилья (ВИДЕО)

23.07.2018 15:39:38 | МФЦ Дагестана принимает заявки для участия в конкурсе «Мой Дагестан»