Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Распахните платки!

40 (2).jpg

Выставку «Гюльмендо-келагаи», проходящую в Национальном музее им. Тахо-Годи, можно называть уникальной. В ней собраны платки разных народностей, отражающие самую суть этнических представлений о мире и красоте. Созданные руками и украшенные растительным и геометрическим орнаментом, женские головные уборы являются произведениями искусства.

Каждый платок – авторская работа. Да, есть повторяющиеся элементы узоров, но способы их интерпретации зависят сугубо от желания мастера. Несколько потрепанные уголки ткани выдают их «старинность», то самое слово, которое магически действует на дагестанок. Описать красоту платков и их невероятную энергетику словами невозможно. Это все равно, что ощутить невесомость облака на своих ладонях. У каждого платка свое настроение, выраженное цветом и построением узоров.

Автор проекта Джамиля Дагирова, изучившая все имеющиеся материалы по теме, подчеркивает: «Неизвестно доподлинно, как и при каких обстоятельствах попал это тип платка в Дагестан. Есть версии, что их завозили через Дербент, бытует также информация, что их привозили из Азербайджана лакцы – отходники, которые много и подолгу работали там.

В XX веке он стал чрезвычайно популярен у некоторых народностей, в частности, у губденских женщин. Платок стал не просто элементом одежды, но и антиквариатом. Они стали законодателями моды на гюльмендо. Этот платок должен быть непременно в приданном и должен соответствовать их особым канонам – по цвету (на черном фоне желтый узор), по декору (чем больше поле заполнено рисунком – тем дороже), по плотности шелка и размерам – желательно 200х200».

Тончайшие по своей структуре, нежные шелковые платки вызывают восторг не только у дагестанцев. Посетительница выставки – москвичка, не пожелавшая представиться, призналась, что специально приехала в Дагестан, чтобы посетить эту выставку. «Это же шедевры, взгляните на орнамент, цветовую гамму», – восхищалась она.

40 (4).jpg

40 (3).jpg

40 (1).jpg

Примечательно, что экспозицию сопровождают печатные материалы, это целая научно-исследовательская работа, проведенная организаторами мероприятия. В них можно узнать, какие народности предпочитали шелковые платки с авторскими узорами, в какое время создавали платки, каким образом. И даже такую небольшую и примечательную деталь: в процессе нанесения орнамента нахождение женщины в комнате считалось дурной приметой!

Вот, к примеру, как описывается процесс создания келагаи (азербайджанский женский головной убор). Келагаи белого цвета с цветной каймой изготавливается следующим образом. На расстоянии от края 10-12 см набивается кайма, состоящая только из мелких зубчиков (вроде гребешка). Выше этого штампа прикладывается еще гладкий квадратный штамп для предохранения белой ткани всего платка от действия краски, в которую затем погружается кайма. После этого келагаи складывается вдвое, а затем «гармошкой». Верхняя часть закручивается на небольшую круглую палку и поверх перевязывается тряпочкой, а нижняя распускается и погружается для закрепления в раствор квасцов.

Через сутки кайма платка вынимается и опускается в холодную краску желаемого цвета. В результате этого получается цветная кайма.

«Сегодня их еще можно купить – старые, новые, новоделы. Если повезет – можно найти старый шелк в новом окрасе, или “старый” орнамент, но на современной ткани. Спрос породил и новый виток производства. Сегодня в Губдене, например, появились маленькие семейные мастерские, которые изготавливают (они знают, какой цвет и рисунок популярен в районах Дагестана, учитывают возраст и религиозность женщин) те или иные виды. Но штамп практически ушел – пришел трафарет и «китайские краски», пришел и сам Китай с огромным валом платков под «келагаи и гюльмендо» – но там чужие ткани, контрасты, цвета и главное – хаотичное использование (разрывание) канонических узоров и композиций», – отмечает Дагирова.

 

Лариса ДИБИРОВА

Количество показов:1108

Последние новости

16.10.2019 00:06:27 | Правоохранительные органы задержали главного архитектора Каспийска

16.10.2019 00:06:27 | В селах Дагестана по линии Минсельхозпрода построят более 50 социальных объектов

16.10.2019 00:06:27 | Более 40 объектов водоснабжения сдадут в Дагестане до конца года

16.10.2019 00:06:27 | В Кайтагском районе представлен новый прокурор

16.10.2019 00:06:27 | Развитие индустриальных (промышленных) парков республики обсудили в Правительстве Дагестана

16.10.2019 00:06:27 | Менеджера Хабиба Нурмагомедова будут судить за нападение на людей

16.10.2019 00:06:27 | Дагестан и Саудовскую Аравию свяжет регулярное авиасообщение

16.10.2019 00:06:27 | Реконструкцию центральной площади Махачкалы можно отслеживать через приложение на смартфоне

16.10.2019 00:06:27 | Дагестан посетили члены общественной организации «Матери Беслана»

16.10.2019 00:06:27 | В сети появилась видеозапись жестокого избиения бойца Расула Мирзаева

16.10.2019 00:06:27 | Дагестан официально перешел с аналогового на цифровое вещание

16.10.2019 00:06:27 | Глава Дагестана принял участие в заседании Совета при Президенте РФ по нацпроектам

16.10.2019 00:06:27 | Власти разработают план по спасению дагестанского завода «Авиагрегат»

16.10.2019 00:06:27 | В Шамхале началось строительство сквера

16.10.2019 00:06:27 | В рамках программы БКАД в Махачкале завершен ремонт на 28 улицах

16.10.2019 00:06:27 | "Ростелеком" внедрит систему быстрого доступа Fast Track для прохода в аэропорты

16.10.2019 00:06:27 | Блогер Илья Варламов связывает развитие Махачкалы с Салманом Дадаевым

16.10.2019 00:06:27 | В Махачкале мошенники присвоили 17 муниципальных участков общей стоимостью более 13 млн рублей

16.10.2019 00:06:27 | В селе Куруш впервые появился телесигнал

16.10.2019 00:06:27 | Кадыров рассказал о «теплой обстановке» визита Путина в Саудовскую Аравию