Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Распахните платки!

40 (2).jpg

Выставку «Гюльмендо-келагаи», проходящую в Национальном музее им. Тахо-Годи, можно называть уникальной. В ней собраны платки разных народностей, отражающие самую суть этнических представлений о мире и красоте. Созданные руками и украшенные растительным и геометрическим орнаментом, женские головные уборы являются произведениями искусства.

Каждый платок – авторская работа. Да, есть повторяющиеся элементы узоров, но способы их интерпретации зависят сугубо от желания мастера. Несколько потрепанные уголки ткани выдают их «старинность», то самое слово, которое магически действует на дагестанок. Описать красоту платков и их невероятную энергетику словами невозможно. Это все равно, что ощутить невесомость облака на своих ладонях. У каждого платка свое настроение, выраженное цветом и построением узоров.

Автор проекта Джамиля Дагирова, изучившая все имеющиеся материалы по теме, подчеркивает: «Неизвестно доподлинно, как и при каких обстоятельствах попал это тип платка в Дагестан. Есть версии, что их завозили через Дербент, бытует также информация, что их привозили из Азербайджана лакцы – отходники, которые много и подолгу работали там.

В XX веке он стал чрезвычайно популярен у некоторых народностей, в частности, у губденских женщин. Платок стал не просто элементом одежды, но и антиквариатом. Они стали законодателями моды на гюльмендо. Этот платок должен быть непременно в приданном и должен соответствовать их особым канонам – по цвету (на черном фоне желтый узор), по декору (чем больше поле заполнено рисунком – тем дороже), по плотности шелка и размерам – желательно 200х200».

Тончайшие по своей структуре, нежные шелковые платки вызывают восторг не только у дагестанцев. Посетительница выставки – москвичка, не пожелавшая представиться, призналась, что специально приехала в Дагестан, чтобы посетить эту выставку. «Это же шедевры, взгляните на орнамент, цветовую гамму», – восхищалась она.

40 (4).jpg

40 (3).jpg

40 (1).jpg

Примечательно, что экспозицию сопровождают печатные материалы, это целая научно-исследовательская работа, проведенная организаторами мероприятия. В них можно узнать, какие народности предпочитали шелковые платки с авторскими узорами, в какое время создавали платки, каким образом. И даже такую небольшую и примечательную деталь: в процессе нанесения орнамента нахождение женщины в комнате считалось дурной приметой!

Вот, к примеру, как описывается процесс создания келагаи (азербайджанский женский головной убор). Келагаи белого цвета с цветной каймой изготавливается следующим образом. На расстоянии от края 10-12 см набивается кайма, состоящая только из мелких зубчиков (вроде гребешка). Выше этого штампа прикладывается еще гладкий квадратный штамп для предохранения белой ткани всего платка от действия краски, в которую затем погружается кайма. После этого келагаи складывается вдвое, а затем «гармошкой». Верхняя часть закручивается на небольшую круглую палку и поверх перевязывается тряпочкой, а нижняя распускается и погружается для закрепления в раствор квасцов.

Через сутки кайма платка вынимается и опускается в холодную краску желаемого цвета. В результате этого получается цветная кайма.

«Сегодня их еще можно купить – старые, новые, новоделы. Если повезет – можно найти старый шелк в новом окрасе, или “старый” орнамент, но на современной ткани. Спрос породил и новый виток производства. Сегодня в Губдене, например, появились маленькие семейные мастерские, которые изготавливают (они знают, какой цвет и рисунок популярен в районах Дагестана, учитывают возраст и религиозность женщин) те или иные виды. Но штамп практически ушел – пришел трафарет и «китайские краски», пришел и сам Китай с огромным валом платков под «келагаи и гюльмендо» – но там чужие ткани, контрасты, цвета и главное – хаотичное использование (разрывание) канонических узоров и композиций», – отмечает Дагирова.

 

Лариса ДИБИРОВА

Количество показов:1268

Последние новости

23.01.2020 17:58:43 | Гаджимагомед Гусейнов провел совещание по реконструкции проспекта Имама Шамиля в Махачкале

23.01.2020 17:58:43 | Рустам Хабилов и Тимур Алиев встретились с молодежью Хасавюрта

23.01.2020 17:58:43 | Турнир по самбо на призы главы Дагестана пройдет в Каспийске

23.01.2020 17:58:43 | Глава упраздненного Минкавказа попрощался с жителями СКФО

23.01.2020 17:58:43 | В Махачкале начали очищать от мусора канал им. Октябрьской революции

23.01.2020 17:58:43 | В Махачкале в 2020 году будет отремонтировано 85 улиц

23.01.2020 17:58:43 | Завершен прием предложений по освоению средств федерального гранта

23.01.2020 17:58:43 | В этом году в Кировском районе Махачкалы появятся четыре сквера

23.01.2020 17:58:43 | Администрация горбольницы №3 предложила направить часть федерального гранта на создание центра для онкобольных

23.01.2020 17:58:43 | В формате диалога: Мэр Махачкалы рассказал журналистам о своем видении развития города

23.01.2020 17:58:43 | Сефижат Магомедрасулова предложила направить федеральный грант на строительство школ и детских садов

23.01.2020 17:58:43 | Председатель Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан утвержден в должности

23.01.2020 17:58:43 | Комитет по архитектуре и градостроительству Дагестана предложил создать Национальный парк в регионе

23.01.2020 17:58:43 | Ветераны Махачкалы могут получить дополнительную поддержку на специализированной онлайн-платформе

23.01.2020 17:58:43 | На центральной площади Махачкалы укладывают мозаичные национальные ковры

23.01.2020 17:58:43 | Владимир Васильев напомнил о личном долге и уголовной ответственности руководителей

23.01.2020 17:58:43 | Владимир Васильев прокомментировал назначение Чайки полпредом президента России в СКФО

23.01.2020 17:58:43 | «Ростелеком» в несколько раз увеличил скорость интернета корпоративным клиентам на Юге

23.01.2020 17:58:43 | Владимир Путин упразднил Минкавказа

23.01.2020 17:58:43 | Названы некоторые изменения в Правительстве Михаила Мишустина