Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

ДЖАФАР МАЛЛАЕВ: МЫ ХОТИМ ВСЕ ИЗМЕНИТЬ В МИРЕ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ПРОСТО ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ

Каждый из нас, несомненно, талантлив. И каждый живет, как разумеет, по своему таланту. Соприкасаясь с людьми большой духовной силы и красоты, красивой природой, любуясь ими, я цепенею от восторга, ощущая, что сталкиваюсь с чем-то необыкновенным. Такому человеку посвящается эта рубрика. Психология творчества, душа творчества – вот что меня интересует в каждом из таких людей. А их, поверьте мне, в нашей жизни предостаточно. Джафар Микаилович Маллаев - ректор Дагестанского государственного педагогического университета, академик, педагог, психолог и просто человек глубокого духовного начала.

- Джафар Микаилович, расскажите немного о себе.

- Я рос сиротой, без родителей. Меня воспитывала бабушка Разият Гусейнова. Она окончила Санкт-Петербургский институт благородных девиц. Во время революции бежала из Санкт-Петербурга в Темир-Хан-Шуру. Это первый мой учитель в жизни. Она научила меня видеть гармонию в хаосе. Ведь в хаосе начало гармонии. Она объяснила мне, что самое лучшее представление о жизни я могу почерпнуть из классической литературы. Я много читал Тургенева, Толстого, Куприна. Меняется социум, все меняется, приходит модерн, но классика вечна. Скажем, проблема отцов и детей актуальна? Да, актуальна. «Идиот» Достоевского актуален? Актуален. Примеров великое множество. Именно в классической литературе лучше всего раскрываются взаимоотношения людей. Я вырос и воспитывался на классической литературе. Телевидения тогда не было, оно появилось, когда я был уже подростком. И не слишком увлекло меня. Почему молодежь не читает сегодня? Стало немодно? Да, просто потому, что ей не прививают любовь к книге как к источнику познания истинных ценностей. Моим вторым учителем была Людмила Петровна Дружинина, учительница русского языка и литературы, – невероятно проницательная женщина. Если нет внутреннего чутья, интеллигентности, умения чувствовать людей, никакое образование не поможет. Третий мой учитель – творения Природы. Вот почему я люблю красоту, гармонию. В детстве я часто наблюдал за деревьями, и мне казалось, что листочки разговаривали между собой, когда шевелились от ветра. А у каждого цветка совершенно разная форма, вы не обращали внимания? Мы ведь видим только цвет и его оттенки, но не замечаем совершенной и неповторимой формы розы. Я всегда смотрел на дерево и поражался тому, как оно служит. Летом дает тень, осенью – плоды, если оно ценной породы - орех или бук, из него делают мебель, потом, если пустили дерево на дрова, оно дает тепло и согревает, выделяет энергию и, даже умирая и превращаясь в пепел, идет как удобрение, питание для земли. Дерево служит жизни. Мое кредо – это служение человечеству.

- Вы - педагог, а в Древней Индии, например, учителем, врачом и астрологом мог быть только святой человек, как вы себя с этим соотносите?

- Кстати, я был в Индии на международном конгрессе. Близко познакомился с их народом, традициями. Вы знаете, меня там поразила высокая духовность народа. Человек ведь должен служить людям, не задумываясь об оплате своей службы. Бог дает столько, сколько нужно, но не более того, потому что если дать больше, чем нужно, человек меняется, и не всегда в лучшую сторону. А духовный человек в случае, когда у него есть больше, чем нужно, отдает тем, кто нуждается. Такие у них традиции. В Индии, действительно, учитель – это самая главная фигура, почти святой. Ведь с древнего санскрита «учитель» переводится как «несущий свет, светильник».

- На факультете педагогики и психологии проводятся занятия по «общечеловеческим ценностям», знаю, что именно вы инициатор этих занятий, сами готовили интегральные программы по ним. Расскажите об этом подробнее.

- Некоторые думают, что общечеловеческие ценности – это нечто запредельное, из космоса. А ведь общечеловеческие ценности – это наши с вами ценности, которые складывались веками. Первая общечеловеческая ценность – это любовь. Ею надо дорожить. Не каждый человек может ее правильно определить. Я считаю, что любовь – это божественная ценность. Истинная любовь – это, когда любящий ничего не требует взамен. Когда мать любит ребенка, она ничего не требует взамен. Творческие люди просто творят, не задумываясь об оплате. Мир – тоже общечеловеческая ценность. Ценность жить в мире. Построить мир внутри себя. На человека, сумевшего построить мир внутри себя, умиротворенного, спокойного, даже злая собака не бросится. Жить в мире – это высокий уровень развития человечества. К сожалению, сегодня у нас не получается жить в мире. Если бы все человечество это осознало, то у нас получилось бы. Один человек говорил мне: «Я всего достиг, не могу только достичь внутреннего покоя, мира. Я хочу мира». Я ему посоветовал убрать «я» и «хочу»… Останется: «мир». «Я» - это эго, а «хочу» – амбиции.
Следующая ценность, которую проходят на нашем факультете, – это истина. Многие ищут истину или считают, что то, что они нашли, – это и есть истина. Но абсолютная истина – это то, что есть солнце, даже за тучами, что наступает весна за зимой… Вот сколько истин. Мы хотим все изменить в мире, построить по-своему, вместо того, чтобы просто принять то, что есть.
Правильное поведение – тоже ценность. Почему ты должен вести себя не так? Мы ведь должны вести себя по принципам общечеловеческой морали. Когда мы себя так ведем, нет необходимости говорить, к примеру, об охране окружающей среды и о многих других правилах поведения. Правильное поведение не позволяет предавать, разрушать, предпринимать какие-то неправильные действия по отношению к различным мирам: миру минералов, растительному миру, животному. И следующая ценность – это ненасилие. Если мы любим, то ненасилие - как результат, мы терпимы. Одинаково относимся к представителю любой национальности, любой конфессии. Но когда с именем Аллаха на устах убивают, что это? Поэтому мы создали программу для начальных классов «Общечеловеческие ценности». По этой программе занимается 4-я школа города Буйнакска. Я сам проводил занятия. Каждый день, придя на урок, я говорил: «Здравствуйте, дети, давайте вспомним, кому бы мы сегодня хотели помочь». Таким образом, они вспоминали бабушку, которая печет вкусные пироги, дедушку, который болеет. И мы посылали им сильную энергию любви. Энергия любви сильнее энергии огня, ведь любая любящая мать зайдет в горящий дом, чтобы спасти свое дитя. Мы учим ребят относиться друг к другу правильно. Например, провели такой опыт: дети должны были каждый вечер желать спокойной ночи отцу и матери и говорить им, что они их очень любят. На что родители реагировали по-разному. Мать спрашивала у дочери: «Доченька, у тебя проблемы?» Отец у сына: «Деньги нужны?» Так продолжалось неделю. 18 из 40 студентов опыт продолжили, и вы представляете, какие изменения произошли в течение месяца? В семьях воцарился мир, восстановились хорошие отношения между родителями. Иные отцы стали стараться приходить домой вовремя, чтобы вместе со всей семьей поужинать. Мы разучились говорить добрые слова. Ведь «я люблю тебя» - это колоссальная энергетика любви. По этой программе работают школа
№ 13 города Махачкалы, Атланаульская школа Буйнакского района. Эти школы выиграли по миллиону. Родители говорят, что дети меняются, перевоспитываются. Потом эта программа пошла по всей стране. Именно из-за этой программы Ш. Амонашвили, академик РАН, гуманист высокого уровня, пригласил меня на международный конгресс психолого-педагогических чтений. Уже четыре года в них участвую. Представляю приглашенные доклады. Чтения посещают представители всего постсоветского пространства: Эстония, Латвия, Литва, Казахстан. На них я был признан «рыцарем гуманной педагогики», и мне вручили золотой значок «Сердце и лебедь».
С 1996 года преподавал технологию воспитания на основе общечеловеческих ценностей на факультете педагогики и психологии. Эта программа работает сейчас по всей стране. В Казахстане жена президента Сара Назарбаева поддержала эту идею и создала школу, которая работает по общечеловеческим ценностям.

- Я слышала, что раньше вы любили одеваться очень демократично, носили джинсы, например. Теперь, будучи ректором, вы себе такую вольность можете позволить?

- Это было сразу после Москвы, где я проходил академическую школу. Десять лет аспирантуры и докторантуры у меня связаны с Москвой. И сейчас в нерабочей обстановке я предпочитаю джинсы и спортивную форму как бывший спортсмен. Но в академическом университете я не позволю себе выходить за кафедру в джинсах. Более того, студентам нашего вуза не разрешается приходить на занятия в потертых джинсах, шлепанцах, шортах. Я против маек с надписями на английском типа: «Я киллер» и пр. Против спортивной формы. Думаю, это неуместно, они же будущие педагоги. За пределами института в свободное от занятий время пусть как хотят, так и одеваются, это их личное дело. Я также против хиджаба. У нас светское образовательное учреждение, а не религиозное. Да и в Дагестане никогда не носили хиджаб. Здесь испокон веков носили платки, хотят студентки – пусть носят платки, но не хиджабы. Человек должен быть красив во всем, как говорил классик, и в одежде тоже.

- Вы довольно часто бываете за границей, участвуете в составлении образовательных программ, скажите, где лучше всего поставлено образование?

- Я посетил более 20 стран, и знаете, пришел к выводу, что наше образование было и есть самое лучшее. Все-таки трехсотлетние традиции что-то да значат. Плохо, что мы слепо все копируем с Запада, вместо того, чтобы сохранить свои особенности. Надо создавать условия для интеграции, при этом сохраняя преемственность. Например, тот же ЕГЭ – это же чистый вид тестирования знаний, который исключает всякую возможность для творчества. Это один из видов, имеющий право на существование, но не единственно возможный.

- Что будете делать, если по программе сокращения вузов, не дай Бог, ДГПУ закроют?

- Думаю, что нельзя сокращать такое количество вузов. В печати проскользнула цифра - до 50-ти, но это неправильно. ЮАР с населением более 4 миллионов имеет 28 университетов. Я согласен, что надо сократить вузы, которые не имеют ни научно-аналитической базы, ни преподавательского потенциала, ни ученых советов. Для Дагестана три университета федерального значения: классический, педагогический и технический - это нормально. У каждого из них свои функции. У нас такое количество школ, что для них нужно готовить педагогические кадры. Технический университет имеет свой профиль, классический дает академическое образование. Думаю, их надо оставить. Единственное, что надо устранить, – дублирование специальностей.

- Как собираетесь проводить антикоррупционную программу?

- У нас создан план, создана независимая комиссия по соблюдению положения о проведении зачетов и экзаменов. Она прослеживает, как организуются сессии. По результатам комиссии мы уже освободили нескольких человек от занимаемых должностей. Некоторые получили выговор, были случаи - сами ушли. Кроме того, есть «телефон доверия» ректора, анонимный почтовый ящик для студентов, сайт ректора. Все это дает результаты. Но бороться очень трудно.

- Взяточничество, коррупция – это очень древнее явление, точно такое, как и проституция. Остановить ее необходимо, а как с ней бороться?

- Она приспосабливается к социуму. Доверие должно быть. Мы вычищаем авгиевы конюшни, грубо говоря, но конюхи же остались в большинстве своем те же самые. От всех не избавишься. Надо проводить профилактические мероприятия. Регулярно встречаюсь с родителями, с активом студентов – в 2 месяца один раз. Со всеми факультетами по отдельности устраивали встречи. Многие потоки удалось остановить. Думаю, тут самое главное – создать мотивацию, что выгодно честно учиться и честно работать.

- Что, по-вашему, сегодня происходит в нашем обществе? Оно бездуховно, как утверждают некоторые, или совсем наоборот?

- С приходом во власть В.В. Путина постепенно, поэтапно была проведена большая работа по поднятию, воспитанию, возрождению патриотизма. Он сделал так, чтобы Россию уважали. Д.А. Медведев достойно продолжил его линию высокого патриотизма, уровень высокой гражданственности и дружбы народов. И в ситуации с Южной Осетией и Грузией действия Медведева были правильные, вот ведь возрождается матушка Россия. Многим политикам хочется, разделяя народы, управлять государствами и странами. Они действуют по принципу: «Разделяй и властвуй». Мы показали, что с Россией надо считаться. Она может постоять и за себя, и за соседа, и за ту страну, которая не может себя защитить. Кстати, мы первые в стране поддержали план Путина о выдвижении Медведева в президенты. Мы провели три конференции совместно с Российской академией наук по проблеме воспитания российского патриотизма, гражданственности, веротерпимости и дружбы народов. Четвертая будет проведена 18-19 ноября в Москве.

- Я знаю, что вы занимаетесь духовными практиками, что самое главное для человека, ставшего на духовный путь?

- Это постоянная молитва, это форма общения с творцом. Это интимное – то, что нельзя выставлять. Я просыпаюсь с молитвой и засыпаю с молитвой. Прошу у Бога помощи, чтобы я мог помочь тем, кто обратится за помощью ко мне. Все мои действия – молитва. И практика, конечно, всегда помогать всем людям, не деля, не дифференцируя их. И враг может стать другом, если по-дружески к нему относиться. Я живу по закону притяжения. Что думаю, то и получаю. Думать о хорошем, говорить хорошее, слушать хорошее, делать хорошее – это самая лучшая формула для духовного человека. Надо построить храм не где-нибудь, а внутри себя. Религия – это то, что есть в сердце каждого человека. «Религия» с латыни переводится как «реализация». Должна быть дисциплина духа, она же вырабатывается в молитвах, служении. Молитва – это код для общения с Богом. Как существует Интернет-связь, так же существует и связь через вегетативную систему, это внутренняя связь между духовными людьми. Такая же связь существует и между влюбленными, они очень сильно чувствуют друг друга на расстоянии.

- Что скажете о психологии творчества?

- Психология творчества – это когда человек открывает свои возможности, в каждом человеке есть способности. Открой себя, познай себя. Психология творчества – это та наука, которая способствует раскрытию возможностей личности.

- Быть руководителем огромного вуза – задача не из легких. Как вы сочетаете в себе строгость руководителя и доброту «рыцаря гуманной педагогики»?

- Это очень сложно. Коллектив, действительно, огромный, второй по численности в Южном федеральном округе. Только здесь педагогическая аура.

- Педагогический университет изменился внешне, даже приобрел какой-то лоск. Это было предусмотрено вашей программой дальнейшего развития вуза? Каких изменений еще ждать?

- Архитектура управления будет меняться, изменился ректорат, внутренняя работа по содержанию образования, контроль за качеством. Образование ведь «образа ваяние». Выбор инновационного пути развития, обеспечение за счет информационных, коммуникационных технологий. Это и международное сотрудничество с вузами разных стран: ЮАР, Ирана, Бельгии, Индии, Англии, Турции, Южной Кореи, Китая. У нас 8 студентов обучаются в Южной Корее. Планируем вхождение в международное пространство образования. Делаем упор на молодежь и образование, чтобы молодежь аккумулировала опыт старших, они наше будущее, и они гибко реагируют. Они склонны к новым идеям, у них нет анахронизма. У меня всего три основных принципа дальнейшего пути развития университета: преемственность, перемены, развитие.

Р.S. Перед выходом материала в номер мы узнали, что Джафару Микаиловичу на днях будут вручать медаль в Оксфорде за вклад европейского качества в образование в европейскую интеграцию образования, за участие в Болонском процессе, с чем мы его и поздравляем.
Количество показов:413

Последние новости

15.12.2019 13:59:10 | Нурмагомедов раскритиковал заявление главы UFC о реванше с Макгрегором

15.12.2019 13:59:10 | В Махачкале пассажирка маршрутки украла из кармана попутчицы 50 тыс. рублей

15.12.2019 13:59:10 | Абдулмуъмин Ибрагимов назначен главой аппарата Общественной палаты Дагестана

15.12.2019 13:59:10 | Омари Ахмедов одержал победу в Лас-Вегасе

15.12.2019 13:59:10 | Победителем гайдаровского турнира стал грузинский борец Автандил Кенчадзе

15.12.2019 13:59:10 | Глава Дагестана обсудил со старейшинами основные проблемы республики

15.12.2019 13:59:10 | В Махачкале завершается благоустройство дворовых территорий по федеральной программе

15.12.2019 13:59:10 | Депутат Госдумы Заур Аскендеров награжден почетным знаком Республики Дагестан

15.12.2019 13:59:10 | В Махачкале состоялось открытие обновленного Городского сада

15.12.2019 13:59:10 | Владимир Васильев присвоил почетные звания Республики Дагестан работникам чеченского ансамбля «Нохчо»

15.12.2019 13:59:10 | Послу России в Эритрее Азиму Ярахмедову присвоен высший дипломатический ранг

15.12.2019 13:59:10 | Махачкалинцам рекомендовали погасить налоговую задолженность до конца года

15.12.2019 13:59:10 | Дагестанский боец ММА Магомед Исмаилов пожаловался на запрет проезда к мечети в Москве

15.12.2019 13:59:10 | Компании «Хевел» и «Корпорация развития Дагестана» сформируют кластер солнечной энергетики

15.12.2019 13:59:10 | Мэрия Махачкалы до конца года определит подрядчика для реконструкции проспекта Шамиля

15.12.2019 13:59:10 | Владимир Путин присвоил звание генерал-майора Арсену Рахманову

15.12.2019 13:59:10 | Бой Нурмагомедова и Порье занял 4-е место в списке событий года по версии Google

15.12.2019 13:59:10 | В Махачкале был организован праздник для детей с ограниченными возможностями

15.12.2019 13:59:10 | Силовики проводят выемку документов в дагестанском казначействе

15.12.2019 13:59:10 | Хабиб Нурмагомедов передал 600 тысяч рублей на лечение тяжело больного ребенка