Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Завещание мусульманина

религия.jpg

Добровольное пожертвование (садака) – это один из самых благих путей расходовать свое имущество. Хотя человек, покинув этот мир, практически теряет возможность совершать поклонение, Всевышний Аллах оставил для него возможность продолжать некоторые благие деяния. Одним из таких деяний для человека является завещание.

Завещание — это добровольное пожертвование, которое человек связывает со своей смертью и которое вступает в силу после его смерти. Доводом к законности составления завещания являются Коран, сунна, практика сподвижников и единогласие мусульманских ученых (иджма). В Коране на это указывают следующие аяты. Всевышний Аллах говорит в священном Коране: (смысл): «О те, которые уверовали! Когда предстанет перед кем-нибудь из вас смерть (появятся признаки того, что человек умрет), и он оставит завещание, то в момент завещания должны быть (в качестве свидетелей) двое справедливых из числа мусульман» (сура Аль-Маида: 106). Также Всевышний Аллах говорит: (смысл): «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя имущество, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (сура Аль-Бакара: 180). В толковании этого аята Ибн Касир пишет: «В этом аяте содержится повеление составлять завещание в пользу родителей и других родственников. Это было обязательным до ниспослания аятов о наследстве, которые отменили закон об обязательном завещании. С тех пор наследники стали получать фиксированную долю и без завещания. Ни наследник, ни наследодатель не имеют права менять эту долю».

Из сунны Пророка (с.а.с.) на это указывает следующее. Имам Муслим в своем Сборнике приводит хадис от Абдуллаха Ибн Умара, согласно которому Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Непозволительно мусульманину, у которого есть имущество, которое можно завещать, провести даже две ночи, не имея письменного завещания» (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи). В комментариях к этому хадису Имам Ан-Навави пишет, что в этом хадисе есть побуждение составить завещание, и все мусульмане единогласны в том, что это повеление о составлении завещания. Однако Имам Навави пишет, что мнение шафиитского мазхаба и большинства ученых заключается в том, что это повеление указывает не на обязательность, а на желательность составления его.

Есть много примеров из практики сподвижников, когда они писали завещания своим близким и родственникам. Одно из них – то, что приводит Абдурразак в своем сборнике «Мусаннаф»: От Анаса бин Малика передается, что сподвижники писали в начале своих завещаний: «Именем Аллаха, милостивого и милосердного, это то, что завещает то-то и то-то. Он (завещатель) свидетельствует что нет Бога достойного поклонения кроме Аллаха, единого, и нет ему сотоварища, и что поистине Мухаммад является его рабом и Посланником (с.а.с.). “...и поистине Час, в котором нет сомнения, непременно наступит, и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах” (сура Аль-Хадж: 7). Также он завещает своим родственникам бояться Аллаха и сохранять родственные отношения между собой, повиноваться Аллаху и его Посланнику, ибо вы и являетесь уверовавшими. Также завещает то, что завещали Ибрахим и Якуб (мир им) своим сыновьям». Что касается единогласия ученых, то все мусульманские ученые со времен сподвижников сошлись во мнении на том, что разрешено составлять завещание, и не передается ни от одного из них запрет на это. Однако стоит отметить, что милостыня (садака), выплаченная человеком при жизни, лучше, чем завещание, которое вступает в силу только после его смерти. Потому что милостыня, выплаченная при жизни, более указывает на искренность веры мусульманина, чем завещание. Следовательно, и награда за милостыню больше, чем за завещание.

Всевышний Аллах говорит в Коране: (смысл): «Расходуйте из того имущества, которым Мы вас наделили, до того, как придет к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: “Господи! Если бы Ты предоставил мне недолгую отсрочку, я стал бы раздавать милостыню и стал бы одним из праведников”» (сура Аль-Мунафикун: 10).

В сборнике достоверных хадисов имама Аль-Бухари приводится хадис, в котором Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал, что лучшая милостыня – это та, которую человек отдал, будучи здоровым. Также от Абу Хурайры передается: «Как-то раз один человек пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и спросил: “О Посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?” Пророк (с.а.с.) ответил: “За ту, которую ты подаешь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить еще и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу и не станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как все это уже принадлежит им!”» (Бухари, 1419; Муслим, 1032). Также Абдурразак приводит в своем сборнике «Мусаннаф» от Абу Дардаа, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Человек, который освобождает раба при смерти, подобен тому, кто преподносит подарки при сытости».

Согласно правилам шариата, завещание должно было быть недействительным, так как это является распоряжением человека имуществом после своей смерти. А человек после смерти не имеет никакого права распоряжаться «своим» имуществом. Однако проявлением мудрости шариата является то, то Всевышний Аллах разрешил такое распорядительство и после смерти, учитывая пользу, которую получают от завещания сам завещатель, его родственники и все общество. Что касается пользы, которую получает завещатель, – это вознаграждение, которое он получает за милостыню после смерти и за благое упоминание его имени. Польза, которую получают его близкие за его завещание, – это то, что те родственники, которые не имеют доли в его наследстве, не остаются без ничего, а получают долю из этого завещания. А польза для общества – это то, что завещание расходуется на благотворительность: постройку мечетей, медресе, библиотек, больниц, строительство и ремонт дорог и тому подобное.

 

Мухаммад МУХАММАДОВ, сотрудник отдела просвещения при Муфтияте РД

Количество показов:108

Последние новости

22.09.2018 20:30:35 | Руководитель Минсельхоза Дагестана поздравил ставропольчан с Днем края и города

22.09.2018 20:30:35 | Исмаил Эфендиев задержан за превышение должностных полномочий

22.09.2018 20:30:35 | Владимир Васильев встретился с финалистами двух конкурсов управленческих кадров

22.09.2018 20:30:35 | Уммупазиль Омарова: «Кадровый конкурс оправдывает наши ожидания»

22.09.2018 20:30:35 | Артем Здунов предложил организовать неформальные встречи с финалистами двух конкурсов кадровых резервов

22.09.2018 20:30:35 | Народное Собрание РД перенесло дату избрания премьер-министра Дагестана

22.09.2018 20:30:35 | В поселке Миатли Кизилюртовского района сгорела школа

22.09.2018 20:30:35 | Управление судебных приставов Дагестана не подтверждает снос многоэтажки на улице Керимова в Махачкале

22.09.2018 20:30:35 | Большинство детских оздоровительных лагерей республики находится в удручающем состоянии

22.09.2018 20:30:35 | Минобрнауки Дагестана посчитало недопустимым предостережение антимонопольной службы

22.09.2018 20:30:35 | Российские вольники призвали жителей Кабардино-Балкарии к миру (ВИДЕО)

22.09.2018 20:30:35 | Дагестанская баранина признана лучшей на чемпионате России по барбекю

22.09.2018 20:30:35 | Артем Здунов: «Для нас самое главное – полное содействие бизнесу и открытость»

22.09.2018 20:30:35 | Минсельхозпрод Дагестана привез продукцию агропрома в медсанчасть МВД

22.09.2018 20:30:35 | Дагестанские спортсмены призвали кабардинцев и балкарцев прекратить вражду

22.09.2018 20:30:35 | Магомед Толбоев прокомментировал ситуацию со сбитым самолетом Ил-20

22.09.2018 20:30:35 | В Дагестане смертность от онкологических заболеваний в 2,5 раза ниже среднероссийского уровня

22.09.2018 20:30:35 | Инвестор из Татарстана предложил построить в Дагестане плодово-ягодный кластер

22.09.2018 20:30:35 | Центробанк прогнозирует прирост ВВП после изменения пенсионного возраста

22.09.2018 20:30:35 | Дагестан вошел в число лидеров в СКФО по недостроенным объектам