Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Боевой летчик-разведчик из Каякента

Летчик (2).jpg

Он выпускник Каякентской средней школы, инвалид Великой Отечественной войны, боевой летчик, полковник в запасе, Алексей Михайлович Рагимов (Рагим Магомедович).

Годы, отданные войне, воинской службе и труду. Рассказывают его племянники: доцент ДГПУ, кандидат сельскохозяйственных наук Мугутдин Багаутдинов, Саид Мирзаев и Гаджи Мирзаев.

Его судьба схожа с судьбой многих его сверстников того времени. После окончания в 1937 году 7-го класса Каякентской неполной средней школы, оставшись круглым сиротой, для продолжения учебы он поступил на рабфак Дагестанского педагогического института в Махачкале. В то время на рабочем факультете юноши, приехавшие из горных аулов Дагестана, обеспечивались бесплатным питанием, общежитием и обучением на хорошей учебной базе.

После рабфака в 1940 году он вернулся в Каякент и продолжал учебу в 9-м классе сельской школы. В конце 2-й четверти в Каякентскую школу приехал представитель Сергокалинского райвоенкомата, который объявил, что он отбирает учеников 9-х и 10-х классов для направления на учебу в Грозненскую военно-авиационную школу.

Из Каякентского района для направления в Грозненскую ВАШ было отобрано восемь кандидатов, которым предстояло на месте пройти летно-медицинскую комиссию и сдать экзамены. Так сложились обстоятельства, что по показаниям медицинской комиссии и по результатам экзаменов из прибывших восьми кандидатов в авиашколу приняли только нашего дядю. Учеба в авиашколе для него была первым испытанием на выносливость. Учились по 12 часов в сутки (8 классных занятий и 4 часа самостоятельной подготовки). Его целеустремленная и напряженная учеба дали хорошие результаты. В январе 1942 года он окончил Грозненскую военно-авиационную школу в воинском звании сержанта и был отправлен в часть.

 

СТАЛИНГРАД. УКРАИНА

Наступательная операция под Сталинградом началась 19 ноября 1942 года. Шел снег, бушевали метели, сковывал мороз. Они выполняли полеты на низкой высоте. Части и соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов к концу января 1943 года наголову разбили немецко-фашистские части под Сталинградом, окружили и взяли в плен много солдат, офицеров и генералов 6-й немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. После разгрома немцев под Сталинградом и освобождения Дона в феврале 1943 года войска Юго-Западного фронта подступили к границам Украины, к Луганской и Харьковской областям.

Части и соединения 3-го Украинского фронта продолжали продвигаться на запад, освобождая все новые города и населенные пункты Украины. 282-й авиаполк выполнял задания штаба 3-го Украинского фронта с большой нагрузкой, каждому экипажу приходилось выполнять по 2-3 вылета в день. В сентябре 1943 года нашему дяде было присвоено офицерское звание младшего лейтенанта, также он был награжден орденом Отечественной войны II степени.

В дальнейшем он выполнял полеты в боевых операциях по освобождению городов и областей Украины: Донской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Одесской. Весной 1944 года в непогоду они выполняли очень трудные задания. На бреющем полете по узкому трехкилометровому коридору им нужно было доставлять боеприпасы и необходимые грузы частям, защищающим Николаев. К сожалению, в этих полетах их часть понесла большие потери.

За активные боевые действия при освобождении Николаева позже авиаполк был награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени. Летом 1944 года ему было присвоено воинское звание лейтенанта.

Летчик (1).jpg 

ОСВОБОЖДЕНИЕ НАРОДОВ ЕВРОПЫ

После освобождения Украины 282-й авиаполк в составе 3-го Украинского фронта, затем Южной группы войск начал свой путь за пределами СССР за освобождение народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.

Наиболее ожесточенные бои проходили при взятии Будапешта и операции у озера Балатон в Венгрии. Под городом Секешфехервар немецко-фашистское командование бросило в бой свои последние воинские резервы, новые танковые соединения. В это время (в январе 1945 года) были очень плохие погодные условия, низкий густой туман. Ввиду нелетной погоды боевая авиация в воздух не поднималась. Вся нагрузка легла на летный состав 282-го авиаполка. Нужно было по заданию штаба фронта каждый день, несмотря на туманную погоду, на бреющем полете производить разведку переднего края фронта с целью определения мест расположения немецких частей, количества танков, орудий и бронемашин.

В одном из таких полетов 19 января 1945 года его самолет был обстрелян с железнодорожной платформы. Самолет опасных повреждений не получил, но пули попали в хвостовую часть, повредив обшивку. Они благополучно вернулись на свою площадку и привезли ценную информацию о месте расположения скрытых немецких танков, подвозе боевой техники к линии фронта.

 

428 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ

За выполнение боевых заданий его во второй раз наградили орденом Красной Звезды. За время Великой Отечественной войны по заданию штаба 3-го Украинского фронта, Южной группы войск наш дядя совершил 428 боевых вылетов и 910 посадок. Изучая военную биографию летчиков периода Второй мировой войны, мы заметили, что не каждому из них удавалось совершить такое количество боевых вылетов. К примеру, у нашего прославленного летчика – аса Амет-Хана Султана их насчитывается 520, за что он стал дважды Героем Советского Союза. При налете немецкой авиации на их площадку был ранен в ногу, лежал в госпитале, после выздоровления снова вернулся в действующую часть, чтобы и дальше уничтожать фашистов.

За образцовое выполнение заданий командования он был награжден пятью орденами и многими медалями. Ко Дню защитника Отечества в связи с 60-й годовщиной освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков ему было присвоено воинское звание подполковника, а к 62-й годовщине присвоили звание «полковник в отставке». После войны, в конце 1947 года, авиаполк, где он служил, перебазировался в Киев. Затем его перевели в 255-ю отдельную авиаэскадрилью Киевского военного округа. В дальнейшем до 1953 года служил заместителем командира авиаэскадрильи десятой авиашколы пилотов в городе Кременчуге. Здесь он женился на боевой подруге Лидии Павловне, с которой прошел через суровые испытания военных лет. Эта чудная женщина была предельно внимательна к нам, его племянникам. Она скончалась в 2017 году.

В 1954-1957 годах служил летчиком-инструктором Харьковского военно-авиационного училища, летал на реактивных бомбардировщиках «Ил-28», обучая будущих штурманов самолетовождению и бомбометанию. За период своей нелегкой службы испытал 18 типов самолетов.

 Летчик (3).jpg

НЕБО – ЕГО СТИХИЯ

Наш дядя, ветеран войны, не любит рассказывать о своих подвигах на фронте. Зато о самолетах может говорить часами.

Он и сейчас, несмотря на свой возраст (22 декабря 2018 года ему исполнилось 96 лет), может взлететь на любом самолете или вертолете. Небо – его стихия. От полетов он получал истинное удовольствие в период работы и в военное время.

В 1958-1960 годах он стал летчиком отдельного транспортного корабля «Ил-2» ЦК ДОСААФ УССР, где выполнял воздушное десантирование парашютистов-допризывников перед направлением в воздушно-десантные войска. После войны не покидало желание устроить детей своих сестер Абидат и Галимат, слишком рано ушедших из жизни, в детский дом. Будучи даже на передовой, дядя часто отправлял нам фронтовые письма.

20 мая 1960 года он был уволен в запас. Началась трудовая деятельность на гражданке, которая длилась с 1960 по 2000 год. В 1962 году поступил на работу в ЦК ДОСААФ УССР в качестве старшего инспектора-летчика по контролю летной подготовки аэроклубов Украины. В системе ДОСААФ УССР работал до 1977 года, был награжден Почетным знаком ДОСААФ СССР. С января 1977 года по июль 2000-го (до выхода на пенсию) работал на различных инженерно-технических должностях в «Киевгазе».

В настоящее время живет нормально, получает пенсию. Имеет двух дочерей, которые воспитывают своих детей.

На судьбу не обижается. Только не хватает здоровья. Ранения и напряженная военная и трудовая деятельность дают о себе знать. Он у нас единственный, имеем с ним постоянную связь: пишем и созваниваемся, ибо все, чего мы в жизни и в науке добились, только благодаря его наставлениям.

Единственное, что мы сумели сделать для нашего дяди-фронтовика в Дагестане – это включить его в Кумыкскую энциклопедию, занести его имя в Новокаякентский историко-архивный музей.

Низкий Вам поклон и бесконечная благодарность за мирное небо над головой, за счастье жить и работать.

 

Племянники:

Мугутдин БАГАУТДИНОВ, Саид МИРЗАЕВ, Гаджи Мирзаев

Количество показов:786

Последние новости

24.06.2019 19:19:31 | Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подал в отставку

24.06.2019 19:19:31 | МВД по Дагестану разыскивает гражданина Камеруна

24.06.2019 19:19:31 | В Махачкале завершается реконструкция памятника имаму Шамилю

24.06.2019 19:19:31 | Депутаты Госдумы предлагают отменить штрафы за тонировку стекол автомобиля

24.06.2019 19:19:31 | ОАО «Даггаз» намерено отсудить у ООО «Газпром газораспределение Дагестан» более 125 миллионов рублей

24.06.2019 19:19:31 | Дагестанцев приглашают посетить «Всероссийский виртуальный концертный зал»

24.06.2019 19:19:31 | В Махачкале гастролирующий зоопарк был пойман на воровстве электричества

24.06.2019 19:19:31 | Сотрудники администрации Кировского района провели субботник в Научном городке

24.06.2019 19:19:31 | В Махачкале откроется Межрегиональный форум-выставка «Мастеровая»

24.06.2019 19:19:31 | НАК опубликовал видео с места ликвидации боевиков в Хасавюртовском районе РД

24.06.2019 19:19:31 | Борцы-вольники из Дагестана завоевали пять медалей чемпионата Европы

24.06.2019 19:19:31 | Махачкалинец Магомед Кагиров выиграл всемирную олимпиаду по ментальной арифметике

24.06.2019 19:19:31 | Руководство МУП «Питомец» подверглось критике за неисполнение поручений главы Махачкалы

24.06.2019 19:19:31 | Житель Ахтынского района обвиняется в убийстве односельчанина

24.06.2019 19:19:31 | В Калмыкии в результате ДТП погиб дагестанец

24.06.2019 19:19:31 | В Дагестане ожидается 40-градусная жара

24.06.2019 19:19:31 | В автоаварии в Казбековском районе погибли два человека

24.06.2019 19:19:31 | Юрий Чистов: «Хранящийся в Кунсткамере череп, скорее всего, не принадлежит уроженцу Хунзаха»

24.06.2019 19:19:31 | Долги «Анжи» сократились до 100 миллионов рублей

24.06.2019 19:19:31 | Вблизи Люксембурга перевернулась пассажирская «Газель»