Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Из школьных лабораторий – в генетику

6 (2).jpg

Современная школа по требованиям Федерального государственного стандарта нуждается в учебном оборудовании, в том числе и лабораторном. Министр образования России Ольга Васильева в ходе бизнес-завтрака на Гайдаровском форуме в январе этого года отметила, что все школы страны должны иметь хорошие лаборатории. По ее словам, один из пунктов программы по развитию школ, в том числе и сельских, – это их строительство и оснащение. «Мы будем готовить тех ребят, которые придут в генетику очень скоро» – цитирует министра пресс-служба Минпросвещения РФ.

Так как же сегодня выглядят школьные лаборатории в столице Дагестана? С чем и в каких условиях приходится работать учителям-химикам? «МИ» решили разобраться.

 

РАБОТАЮТ С ТЕМ, ЧТО ИМЕЮТ

Раньше, когда я только начинала свою трудовую деятельность, кабинеты физики и химии были обеспечены всем необходимым примерно на 70%, – вспоминает Майя Адигюзелова, учитель химии с 45-летним стажем, завуч по профильным классам гимназии № 22. По ее словам, сегодня ситуация немного хуже, лабораторных комплектов хватает не всем ученикам в классе, в школе не в полной мере имеется необходимое оборудование. В результате дети вынуждены проводить работу на бумаге.

Химия – это ведь наука об окружающем нас мире, для гимназии с медико-биологическим профилем оснащение лабораторий особенно актуально. Здесь обучаются ученики, которые осваивают химическую науку и мечтают стать в будущем химиками или биологами. А пока работаем с тем, что имеем. Правда, в 2007 году школа стала победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках которого нам было выделено определенное количество таблиц, реактивов, интерактивных досок и многое другое, но этого недостаточно для того, чтобы качественно проводить уроки. Многое устарело в нынешних современных условиях и по требованиям качества знаний на ЕГЭ. Большим преимуществом для нашей гимназии является и то, что нами заключен договор совместно с Дагестанским государственным университетом, и практические занятия мы проводим с детьми на базе химико-биологического факультета, – отмечает собеседница.

 

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ

Школа № 12 также испытывает недостаток лабораторных принадлежностей. Как рассказала завуч школы Наталья Ильина, последний раз обновлялась база в кабинетах физики и химии года три назад, но получили, конечно же, не все, что нужно для проведения практических работ. – Если учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес, чтобы ученики не только умели составлять химические формулы и уравнения реакций, но и имели представление о химической картине всего, что их окружает, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником для детей, то необходимо, чтобы химический эксперимент был главенствующим на уроках. А без необходимых условий этого добиться трудно. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, – считает учитель.

Елена Андреева, учитель химии гимназии №13, еще помнит те времена, когда им выдавали каждый рабочий день в школьной столовой молоко за вредность, ведь их работа напрямую связана с химическими веществами, которые они используют на практических занятиях. Вспоминает учитель и то, как она, бывшая ученица гимназии №13, вернулась в родную школу еще совсем молоденькой выпускницей ДГУ. Тогда, в 1991 году, она вместе со своими коллегами ходила на базисный склад химреагентов и выбирала все необходимое для учебного процесса. На все выделялись средства. Сейчас всего этого, конечно, нет, более того, даже недостающие в лабораторной на химии препараты приобретают зачастую своими силами.

Хотя кислоты и щелочи еще можно достать на рынке и в магазине «Химреактивы», но остальные дефицитные препараты для нас редкость, да и стоят они дорого. Недавно хотели приобрести для урока нитрат серебра, так оказалось, что маленький флакончик стоит около трех тысяч рублей, пришлось отказаться от этой затеи. Но, несмотря на скудность приборов в лабораторной, мы не унываем, стараемся все же ознакомить детей с химическими реакциями, всевозможными способами разнообразить урок. А как иначе, приходится готовить учащихся к ЕГЭ, к олимпиадам, где на республиканском этапе второго тура следует практическая часть. Здесь то и выясняется, что среди участников есть и такие, которые и пробирки в руках не держали! – признается она.

6 (3).jpg 

НОВЫЕ ШКОЛЫ – СОВРЕМЕННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ

И такая ситуация складывается почти во всех образовательных учреждениях города. Исключением, по информации специалистов Управления образования, являются новые, недавно открытые школы № 56, № 2, № 61, № 60, побывав в которых, приходишь к осознанию того, что различие в материальной базе в старых и недавно отстроенных школах действительно ощущается.

Мы застали учителя химии школы № 61 Анжелу Даибову за учебным процессом. Дети, увлеченно наблюдающие за проведением химических реакций, не сразу заметили посторонних в классе. Обстановка в лабораторной и в предметном кабинете впечатляет сразу. Просторные светлые помещения с огромным перечнем необходимого оборудования, который составлен с учетом требований новых государственных федеральных стандартов. Рабочие места для учителя и учеников снабжены подводом воды и слива, которые обеспечивают безопасность работы с химическими реактивами. В стальных шкафах находится весь необходимый лабораторный материал: колбочки, мензурки, химреагенты, модели атомов, сульфаты, гидроксиды, микроскопы и даже наборы для юных химиков. И это не весь перечень. По словам учителя, работать и учиться в таких условиях – одно удовольствие. Дети с большим интересом относятся к предмету, и это неудивительно, ведь средства наглядности и участие в экспериментах стимулируют познавательную деятельность у учащихся и позволяют добиться более прочного усвоения знаний.

6 61 школа (2).jpg 

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ В УБЕЖДЕНИЯ

Как отмечает методист Управления образования города Махачкалы Лидия Величко, государственным образовательным стандартом четко определена муниципальная материально-техническая база преподавания естественных предметов. Однако в большинстве образовательных учреждений города материально-техническая база оставляет желать лучшего, не отвечает даже базовому минимуму, не позволяет реализовать практическую часть программы в полном объеме. В лабораторных имеется примитивная химическая посуда, ощущается скудность химических реактивов, что не позволяет вести индивидуальные и практические работы.

– Каким-то школам что-то из оборудования для практических занятий достается, что-то нет. В некоторых кабинетах нет вытяжных шкафов, а это уже нарушение техники безопасности. Больше в этом плане повезло новым образовательным учреждениям. То ли дело поселковые школы, во многих из них отсутствуют не только лабораторные, но и предметные кабинеты. Для учителей этих школ достать на кафедре университета какой-нибудь реквизит для проведения урока – уже праздник. Ведь эксперимент – важнейший путь связи теории с практикой при обучении химии, путь превращения знаний в убеждения, служит подтверждением определенных теоретических положений. Без этого никак. И спасибо тем учителям, кто находит выход из сложной ситуации, – отмечает Величенко.

6 (1).jpg 

ЕСТЬ НАДЕЖДА

Как рассказали в Министерстве образования и науки РД, лабораторные классы должны быть во всех школах. В новых школах, которые открываются в республике, их наличие предусмотрено условиями госпрограммы, в рамках которой они строятся. Также в рамках реализации нацпроекта «Образование» в республике будут открываться центры инновационного творчества и IT-технологий, детские технопарки «Кванториумы» и мобильные городки.

Надежда на своевременную реализацию проектов Министерства РФ учителей не покидает. Именно часы, проведенные в научных лабораториях, способствуют зарождению новых идей, а начинается все со школьных экспериментов, ведь свои первые опыты и маленькие открытия будущие исследователи проводят именно в образовательных учреждениях. И при этом немаловажно, насколько хорошо оснащена их первая предметная лаборатория и как будут готовить тех ребят, которые скоро придут в генетику.

 

Мадина МУХУГОРОЕВА

Количество показов:508

Последние новости

18.10.2019 14:53:07 | Салман Дадаев подписал соглашение с республиканским УФСИН

18.10.2019 14:53:07 | Более 300 школ отремонтируют в Дагестане по программе «100 школ»

18.10.2019 14:53:07 | Абдулманап Нурмагомедов опроверг слухи о причастности Хабиба к избиению Расула Мирзаева

18.10.2019 14:53:07 | Управление образования Махачкалы будет перенимать опыт московских школ

18.10.2019 14:53:07 | Дагестанские воины-афганцы получат субсидии на покупку жилья

18.10.2019 14:53:07 | Рашид Магомедов и Ахмед Алиев выбыли из Гран-При PFL

18.10.2019 14:53:07 | В Дагестане мужчина в маске Джокера ворвался в школу с топором

18.10.2019 14:53:07 | На главу села в Дербентском районе заведено уголовное дело

18.10.2019 14:53:07 | На одной из улиц Махачкалы введут одностороннее движение

18.10.2019 14:53:07 | Сотрудники ФСБ изъяли в кабинете судьи в Каспийске пистолет

18.10.2019 14:53:07 | В Правительстве Дагестана обсудили подготовку к празднованию 75-летия победы в ВОВ

18.10.2019 14:53:07 | В Махачкале за грабеж пяти банок кофе из гастронома задержан молодой человек

18.10.2019 14:53:07 | Владимир Васильев встретился с победителями кадровых конкурсов

18.10.2019 14:53:07 | «Мы дали время, теперь будем действовать»: Владимир Васильев пригрозил налоговым должникам жестким контролем

18.10.2019 14:53:07 | Власти Махачкалы призвали организацию «Город наш» к совместному решению проблем города

18.10.2019 14:53:07 | В Каспийском городском суде прошли обыски

18.10.2019 14:53:07 | В Дагестане заведено уголовное дело на руководителя центра занятости «Успех»

18.10.2019 14:53:07 | Перевозки между Ленинкентом и центром Махачкалы будет осуществлять новая компания

18.10.2019 14:53:07 | В микрорайоне ДОСААФ ремонтируют дороги по проекту БКАД

18.10.2019 14:53:07 | В Кизляре задержан организатор наркопритона