Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Почему дорожает бензин?

4.jpg

Цены на бензин в Дагестане продолжают расти с завидным постоянством. Некоторые обыватели увидели в этом сговор владельцев АЗС. Повышение стоимости топлива – общероссийская тенденция или местная специфика? «МИ» провели свое расследование.

 

СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ

С апреля цены на бензин по стране росли практически повсеместно. По информации Росстата, с 7 по 14 мая в среднем по России стоимость топлива выросла на 46 копеек. Сильнее всего бензин подорожал в Махачкале — на 4,8%, в Рязани — на 3,2% и Кирове — на 2,8%. В Москве цены выросли на 1,5%, в Санкт-Петербурге — на 0,8%.

В Федеральной антимонопольной службе России (ФАС) считают, что основная причина кроется в дорожающей нефти. Сейчас цены на нее в стране на 16-17% выше той стоимости, по которой она идет на экспорт.

«Повышение цен на нефть негативно сказывается на экономике страны. Топливо составляет значительную долю затрат в аграрном секторе, в грузовых перевозках и в авиации. И если в сельском хозяйстве государство как-то пытается компенсировать аграрникам эти затраты, то в других секторах экономики рост цен на бензин постепенно тянет вверх и цены на авиабилеты, и тарифы на перевозки. Правительству и Центробанку стоит над этим задуматься, иначе рост цен на бензин может подорвать всю борьбу с инфляцией», – считает руководитель группы анализа и исследований фонда ICBF Павел Щипанов.

 

НЕ ВИНОВАТЫЕ МЫ

Дагестанские автолюбители считают, что в росте цен на бензин виноваты владельцы АЗС, которые, сговорившись, держат высокую стоимость топлива для получения больших прибылей.

В ответ на критику владельцы автозаправочной станции Fuel-1 опубликовали на своей странице в Инстаграм специальный пост, где объясняется рост цен на бензин.

«Основная причина – это рост отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах. Каждый день стоимость растет от 500 до 2 500 рублей за тонну, а за последние 2 недели цена выросла более чем на 10 тысяч рублей.

В Дагестане более 60% автолюбителей используют газовое оборудование. Так как объем поставок в регион ограничен, а спрос неизменно высокий, поставщики увеличивают отпускные цены. Цена растет по всей России, где-то более динамично, где-то менее», – говорится в публикации.

Также здесь приводятся ответы на наболевшие вопросы автолюбителей.

– Почему в Чечне газ дешевле? – Мы не знаем, что и как продают на АЗС в Чечне, как регулируется их рынок, мы можем гарантированно утверждать за себя, что качество не может быть дешевым.

– Почему некоторые АЗС в Дагестане продают топливо дешевле? – Есть множество уловок, которые недобросовестные конкуренты используют, обманывая и себя, и своих клиентов, дабы увеличить хоть как-то продажи на своих «умирающих» объектах. Обманывая клиентов и загоняя себя в минус, они позже сидят без топлива, так как купить его уже не могут.

– Почему в Москве газ дешевле? – Потому, что в Москве стоит огромный нефтеперерабатывающий завод, с которого топливо доставляется автовозом и длина маршрута не более 50 км. А ближайший завод, с которого попадает газ в Дагестан, располагается в городе Астрахани, – приводят свою версию подорожания владельцы АЗС.

Они предлагают читателям ценовые характеристики закупаемого бензина с учетом доставки до Махачкалы (цены приведены по состоянию на неделю 14-20 мая. – Прим. «МИ»).

АИ-92 – 59800 рублей за 1 тонну и 43.65 руб/литр при плотности 0.730;

АИ-95 – 60000 рублей за тонну и 43.80 руб/литр при плотности 0.730;

Дизтопливо – 53200 рублей за тонну и 44,16 руб/литр при плотности 0,830.

Руководитель Ассоциации автозаправщиков Дагестана Магомед Абакаров более подробно изложил «МИ» свою версию подорожания топлива.

Он пояснил, что качественный заводской бензин в основном дагестанские АЗС покупают на топливной бирже Санкт-Петербурга. Но не напрямую, а у трейдеров, которые накидывают свою цену.

«Не у всех есть деньги купить по предоплате, поэтому часто берут в рассрочку. Цена также зависит от завода-поставщика: чем дальше завод, тем дороже тариф. В Махачкале на железной дороге за подачу вагонов берут деньги. Оттуда доставка до АЗС на бензовозах. Во время хранения в жаркое время бензин испаряется, с одной тонны потери могут достичь 100-150 литров. Плюс налоги и зарплата. Так образуется цена», – рассказывает Абакаров.

Основная причина подорожания, по версии руководителя Ассоциации автозаправщиков РД, увеличение оптовых цен.

«До Махачкалы литр бензина марки АИ-92 обходится в 44 рубля. Часто говорят – есть же на АЗС дешевый бензин. Это, скорее всего, так называемая “осетинка”. Его привозят из Северной Осетии, где топливо делают из спирта. На него нет таких акцизов, как на бензин, но качество очень плохое. Обходится такой бензин около 30 рублей, на дагестанских АЗС его продают по 35-38 рублей», – говорит предприниматель.

Что касается информации дагестанских автолюбителей о том, что в Чечне бензин намного дешевле, чем в нашей республике, то, по словам Абакарова, в соседней республике на качественный бензин цены практически такие же.

Легализация работы дагестанских АЗС после встречи с врио Главы Дагестана Владимиром Васильевым привела к увеличению расходов, полагает руководитель Ассоциации автозаправщиков РД, но эта составляющая не такая большая, чтобы влиять на цену бензина.

«Налоги тоже сказались. Раньше были другие правила игры. Если до переговоров с Васильевым АЗС платили в виде налогов около 150 тысяч рублей в год, сейчас – 300-350 тысяч с одной АЗС. Но налоги не так сказываются на цене, как повышение оптовых цен и поднятие в 2018 году акцизов на топливо.

До марта на месте бензин стоил 40 рублей за килограмм – это значит, что литр бензина обходился нам в 30-32 рубля. Сейчас цена поднялась почти на 15 рублей», – говорит Магомед Абакаров, отмечая, что в соседней Грузии литр бензина стоит 62 рубля.

Отсутствие в Дагестане автозаправочных станций крупных нефтяных компаний, которые могли бы удерживать рост цен за счет собственных резервов, также сказывается на стоимости бензина.

«У “Лукойла”, “Роснефти” и “Газпрома” свои заводы. Ближайший завод “Газпрома” находится в Астрахани, но не всем в Дагестане нравится астраханский бензин. У этих компаний цена на АЗС ниже на 2-3 рубля. Им не разрешают, как я слышал, поднимать резко цены, и они терпят убытки», – поясняет Абакаров.

 

НУЖНА ПРОВЕРКА

Председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев считает, что в ситуации с подорожанием топлива необходимо тщательное разбирательство с привлечением антимонопольной службы.

«Что касается повышения налоговой нагрузки на АЗС, то налоги предприниматели должны платить со своих доходов, а не перекладывать их на плечи покупателей. Надо проверить озвученную представителями АЗС информацию о повышении оптовых цен, сравнить ситуацию по регионам СКФО с учетом того, что Дагестан самый дальний для транспортировки регион. Антимонопольная служба обязана проконтролировать, по каким ценам раньше закупали топливо и сейчас. Никуда для этого ездить не надо, документация имеется на АЗС», – рассказал «МИ» Набиев.

Он также уточнил, что ранее в Дагестане низкие цены на бензин были обусловлены тем, что повсеместно работали так называемые подпольные «самовары», вырабатывающие некачественный бензин.

Что касается Чечни, то здесь, как говорит Набиев, другая ситуация, так как имеется собственный нефтеперерабатывающий завод, позволяющий держать более низкие цены.

«Если ситуация не изменится, то следующим шагом может стать подорожание проезда в общественном транспорте. Цена газа, на котором ездят почти все маршрутные такси, поднялась более чем на треть, до 22 рублей. Подорожание проезда неминуемо повлечет и увеличение цен на продукты и другие товары, доставляемые автомобильным транспортом», – считает Исалмагомед Набиев.

 

НИКТО НЕ СГОВОРИЛСЯ

В пресс-службе Дагестанского Управления ФАС сообщили «МИ», что ведомство ежегодно проводит анализ состояния конкуренции на розничном рынке реализации нефтепродуктов.

«По результатам проведенных анализов хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке розничной реализации автомобильного топлива, на территории Дагестана не установлено», – отмечает пресс-служба УФАС.

Как пояснили в антимонопольной службе, анализ розничного рынка реализации автомобильного топлива в Махачкале показал, что в черте города имеются 111 автозаправочных станций. 90% из них владеют индивидуальные предприниматели.

«На их долю приходится в основном не более трех АЗС на каждого, за исключением АЗС фирм F-1 и “Ликойл”. Суммарный объем реализованного топлива АЗС фирм F-1 и “Ликойл” из общего количества АЗС не превышает 10 процентов всего реализованного на розничном рынке автомобильного топлива», – следует из результатов исследования.

Рост цен на бензин в ведомстве также связывают с увеличением стоимости автомобильного топлива на оптовом рынке.

«Основными причинами такого роста являются бюджетно-налоговая политика государства – увеличение акцизов на топливо с 1 января 2018 года, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов и рост мировых цен на нефть и газ», – говорится в заключении УФАС.

Как отметили в ведомстве, в случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства на розничном рынке реализации автомобильного топлива будут приняты соответствующие меры.

 

МЕРЫ НЕ ПОМОГУТ?

Как пишет в своей публикации от 23 мая газета «Коммерсант», резкий рост цен на топливо в последние месяцы заставил правительство страны впервые с 2015 года снизить акцизы. По информации источников издания, с 1 июля акциз на бензин будет понижен на 3 тысячи рублей за тонну, на дизтопливо — на 2 тысячи. Эта мера будет действовать полгода и приведет к потере около 100 миллиардов рублей доходов консолидированного бюджета. Однако при наличии 1,7 трлн рублей дополнительных доходов от роста цены на нефть это не выглядит критичным.

Снижение акцизов может лишь ограничить рост цен на заправках примерно четырьмя-пятью рублями на литр, но не остановить его, считают источники «Коммерсанта».

 

 

Индекс топливных цен компании «Петрол Плюс» на 22 мая 2018 г.

 

КБР

Северная Осетия

КЧР

Ставропольский край

Дагестан

АИ-95

44,59

42,9

44

46

46

АИ-92

41,53

40,8

41

41

44

Дизель

42,05

42,4

41,1

41,6

40

 

 

Тимур АЛИЕВ

Количество показов:1084

Последние новости

18.02.2019 17:17:23 | Ространснадзор Дагестана начнет арестовывать автомобили незаконных перевозчиков

18.02.2019 17:17:23 | Уголовное дело бывшего главы Буйнакского района направлено в суд

18.02.2019 17:17:23 | Артему Здунову отчитались о завершении инвентаризации газораспределительных сетей республики

18.02.2019 17:17:23 | В Кизляре прошли траурные мероприятия по случаю первой годовщины теракта у храма

18.02.2019 17:17:23 | Камил Гаджиев обвинил Тактарова в желании хайпить на негативе в адрес российских бойцов

18.02.2019 17:17:23 | В Махачкале задержали сбытчика наркотического вещества

18.02.2019 17:17:23 | В Дагестане стартовал проект «Муниципальный Советник»

18.02.2019 17:17:23 | В Дагестанские школы поступили новые учебники

18.02.2019 17:17:23 | Жители Ногайского и Тарумовского районов остались без электричества

18.02.2019 17:17:23 | МЧС Дагестана: В приморских районах ожидается усиление ветра

18.02.2019 17:17:23 | В Махачкале состоялась встреча руководства фонда капремонта республики с собственниками жилья

18.02.2019 17:17:23 | В Ботлихском районе заявили об отсутствии разногласий с Чечней при межевании границ

18.02.2019 17:17:23 | Дагестанский блогер подозревается в причастности к массовой драке в Москве

18.02.2019 17:17:23 | Завод безалкогольных напитков и соков построят в Дагестане

18.02.2019 17:17:23 | Уммупазиль Омарова провела ежемесячный прием граждан

18.02.2019 17:17:23 | Сумма взятых дагестанцами кредитов за год выросла на 40%

18.02.2019 17:17:23 | Дагестан заключил 54 соглашения по нацпроектам

18.02.2019 17:17:23 | Владимир Васильев: Планированию в Махачкале мешает беспорядок с земельной собственностью

18.02.2019 17:17:23 | Владимир Васильев: За время Анастасова долг Дагестана за газ увеличился на 8 миллиардов

18.02.2019 17:17:23 | Потасовка с Макгрегором обошлась Нурмагомедову в 800 тысяч долларов