Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Изображения Вкл Выкл

Светлана Абдулова: «Всю жизнь мечтала быть за рулем»

1 (2).JPG

Каково это – быть женщиной? А каково быть женщиной – водителем троллейбуса? «Махачкалинские известия» решили это узнать и пообщались со Светланой Абдуловой, которая по-настоящему любит свою работу. Она рассказала про тонкости профессии и поделилась интересными историями из трудовых будней.

 

«ДЛЯ МЕНЯ ЭТО СВОЕОБРАЗНАЯ РОМАНТИКА…»

Светлана Абдулова родилась в 1967 году в Махачкале. Родители были простыми рабочими: отец – телерадиомеханик, мать всю жизнь проработала на почте. По окончании махачкалинской школы-лицея №39 Светлана прошла курсы машиниста-диспетчера, устроилась работать в Дагестанский государственный политехнический университет. Но быстро поняла, что «бумажная» работа в офисе – это не ее.

Светлана с детства мечтала работать за рулем автомобиля. Следуя зову сердца, в далеком 1990 году девушка отправилась на обучение вождению в махачкалинский троллейбусный парк, после чего стала водителем троллейбуса. Втайне от родителей...

– Я всю жизнь мечтала работать за рулем. Не могу объяснить это желание. У папы был автомобиль, но он нас принципиально не учил, говорил, что не надо девушкам этого. На курсы вождения не могла записаться, не было денег. А в троллейбусном парке обучение бесплатное, даже стипендию платили. Когда пришла работать сюда, мне было 23 года. Выбор пал на троллейбус еще и потому, что водители автобусов должны быть слесарями, сами возиться в моторе, а я от этого далека. У нас же техническим обслуживанием и ремонтом троллейбусов занимаются специалисты, я только вожу его. Потому что для ремонта высоковольтной техники необходимо специальное разрешение. В то время было много троллейбусных линий, соответственно, нужно было много водителей. Еще одно преимущество в работе троллейбусного парка для меня – здесь работает много женщин.

О том, что дочь работает водителем троллейбуса, мать узнала только спустя 2-3 месяца после трудоустройства. Семья девушки была против, но позже родители смирились с ее выбором. «Вообще мне родители ничего не запрещали. На любые кружки я всегда ходила по желанию, семья не ограничивала. Мои родители сами были очень мобильными. Мы часто ездили к родственникам за пределы республики и вообще… Видимо, оттуда у меня страсть к вождению», – с улыбкой вспоминает Абдулова.

Во время советской перестройки работать в Махачкале за рулем общественного транспорта было страшно: в любой момент в троллейбус могли зайти бандиты, угрожать, грабить. Молодая девушка оставила «баранку» и перешла работать в депо, где познакомилась со своим будущим мужем – кстати, он и по сей день работает водителем троллейбуса. Вышла замуж, родила дочку.

– В те времена, как и сейчас, было сложно определить ребенка в детский сад. Знакомая посоветовала мне устроиться работать воспитательницей, чтобы моего ребенка автоматически туда приняли. Я последовала ее совету, пришлось уволиться из троллейбусного управления, пока дочь не вырастет до школьного возраста. И вернулась я за руль троллейбуса в 2007 году. В парке проработала 20 лет, за рулем – 16. Ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. Кто-то не понимает такой выбор, а для меня это своеобразная романтика.

 

«ЕСЛИ НЕ ЛЮБИТЬ ЭТУ ПРОФЕССИЮ, ЗДЕСЬ РАБОТАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Рабочий день водителя троллейбуса начинается в 6 утра. Необходимо привести транспорт в порядок, подготовить к выезду, приготовить необходимые документы. В депо размещен график выхода водителей на работу и маршрут. За каждым закреплен определенный путь следования, но иногда могут произвести замену.

– Выезжаю на линию в 6 часов и работаю примерно до 20 :00, потом заезжаю в депо. У нас есть диспетчеры, которым мы сообщаем о непредвиденных ситуациях, или они нас предупреждают о чем-то важном. Диспетчеры – наши «мамочки», которые нас выпускают, курируют весь день, нянчатся. Если на линии случается так, что троллейбус не может продолжать движение, мы сообщаем диспетчерам, а они уже, в свою очередь, звонят в соответствующие службы или дают нам указания к дальнейшим действиям. Кроме одной новенькой, все женщины-диспетчеры работают со дня основания парка. Так что и они смогут вам много интересного рассказать.

По словам Светланы, у профессии имеется одна сложность – если ее не любить, здесь работать невозможно. Она добавляет, что порой сложно бывает водить огромный троллейбус на узких улицах Махачкалы среди большого потока машин. Многие автомобилисты ездят с нарушениями, подрезают, не дают разогнать троллейбус до нужной скорости.

Оставляю пространство для разгона между впереди едущей машиной и троллейбусом. А боковые или сзади едущие перестраиваются впритык. Бывает, что пешеходы выскакивают перед троллейбусом, не осознавая, что тормозной путь – примерно 12 метров, даже если ехать на небольшой скорости. Все-таки мы везем людей – любой резкий тормоз для них является неудобством. А пассажиры не всегда держатся, могут упасть. Наш транспорт считается социальным: мы возим пожилых, женщин с детьми. Хорошо, вы водителя не уважаете, но уважайте хотя бы людей, которые находятся в салоне.

Еще одна трудность – езда во время пятничного рузмана. Автомобилисты бросают свои машины где и как попало. «Хорошо, пошел молиться, дай Бог тебе здоровья, но не мешай остальным. Троллейбус ведь не может ездить, как водителю заблагорассудится, мы должны ехать четко по линии электропередачи. Контактные сети у нас изношенные, быстро не проедешь мимо стрелки (механизм, направляющий штанги троллейбуса в местах разветвления контактной сети. – Прим. “МИ”). Любое резкое движение чревато последствиями», – объясняет собеседница.

Рассказала она и о распространенном стереотипе – женщина за рулем. Светлана поделилась, что часто мужчины на дорогах агрессивно воспринимают женщину-водителя, пытаются обогнать, подрезать, доказать свое превосходство.

– Однажды отключили электроэнергию и, естественно, троллейбус застрял на самом неудобном месте. Видимо, автолюбитель сзади меня оскорбился или воспринял это как вызов, объехал троллейбус и подал назад, чтобы заблокировать мне проезд. А я внутри сижу, не реагирую. А что мне делать, если подачи тока нет? Мужчина смотрит на меня, думает, что буду делать. А я достала сканворд, начала отгадывать. Он постоял, постоял и уехал.

1 (1).jpg 

«ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ НАМНОГО БОЛЬШЕ»

– Я стараюсь с пассажирами адекватно себя вести, но, бывает, люди приходят с плохим настроением, кому-то что-то не нравится. Начинают спорить... Наверное, помните, маршрутки раньше останавливались где попало, и люди считали, что мы тоже должны останавливаться по первому требованию. Сложно было приучить пассажиров к остановкам. Они настаивали: «А что тут такого?» Объясняешь им, что перекресток, машины, есть специально отведенное место, а они продолжали спорить и доказывать. Недовольных и грубиянов хватает, конечно, но хороших людей намного больше, я в этом уверена.

За продолжительное время работы у Светланы появились постоянные пассажиры, рассказывая о которых она не смогла сдержать улыбку на лице. Очень многие из них уже стали ее добрыми знакомыми. Они ездят в одно и то же время на работу или куда-то еще по своим делам.

Был один дедушка, постоянно ездил по проспекту Имама Шамиля. Такой интеллигентный, всегда улыбался, платил за проезд. Каково же было мое удивление, когда я увидела его в форме с орденами и медалями во время празднования Дня Победы! Тогда еще подумала: «Ну все, попробуй только мне за проезд заплатить». Сын его привез, поправил брюки, пиджак отряхнул – так приятно было наблюдать за этой заботой. Еще частенько ездит бабушка, которая постоянно дарит мне сладости.

Несколько раз происходил забавный случай: люди садились в троллейбус, на определенном месте охали, недоумевали, почему повернули не туда. Когда узнавали номер маршрута, недоумевали: «Ой, а я даже на табло не посмотрел. Вас увидел и зашел в троллейбус».

– Когда ездила по каспийскому маршруту, сотрудники «Дагдизеля» знали меня, всегда ждали. Они были какими-то на удивление преданными. Однажды на линию не вышла, уже не помню по каким причинам, они звонили, переживали, а при встрече шутя ругались, мол, на работу не смогли добраться, потому что ждали вас.

Есть люди, которые заходят в транспорт, чтобы поболтать. Как бабушки ходят в поликлинику, чтобы ругаться. Заходят, начинают говорить о своем, следить за кем-то. Кто-то что-то скажет, они цепляются за это, развивают и их уже не остановить.

 

«НЕ НРАВЯТСЯ МАРШРУТЧИКИ!»

«Не нравятся маршрутчики!» – первое, что ответила Светлана на вопрос об отношении к другим участникам движения. – Но у нас это взаимно. Взаимная вражда и ненависть. Они нам говорят: “Вы такие огромные, всю остановку занимаете”. Хотя сами очень безобразно ездят, не соблюдают порой Правила дорожного движения. Сейчас хоть более-менее они успокоились, а при Саиде Амирове (бывший мэр г. Махачкалы.Прим. “МИ”) вообще наглыми были».

В том, что в городе необходимо развивать общественный транспорт, Светлана не сомневается. Очень много людей звонят в парк, спрашивают, где троллейбусы, когда они не выезжают по расписанию, например, из-за отсутствия электроэнергии. Эту востребованность можно понять по сбору выручки. Для пожилых людей разница в 10 рублей очень ощутима. Они грузят в троллейбус тачку, которая с трудом поместится в маршрутку. Многие ждут троллейбусы из-за большого свободного пространства в салоне. Дети очень любят троллейбусы, многие мамы целенаправленно ждут их.

Общественный транспорт – всегда дотационный. Наш главный инженер говорит, что себестоимость перевозки одного пассажира в троллейбусе около 30 рублей. Но мы не можем назначить такую цену. Электроэнергия стоит дороже газа, у нас и тарифы другие из-за разницы в напряжении. Поэтому так и выходит. Сейчас в плане получения дотаций у нас лучше, конечно. Раньше было сложнее. В городе, тем более в столице, должен быть общественный транспорт.

Светлана уверена, что профессия важна тем, что водители троллейбусов работают, прежде всего, для людей: «Ведь не ездили бы пассажиры, которым не нужен наш маршрут, правильно ведь? Приведу пример: раньше ездила электричка Махачкала – Баку, ею пользовалось мало людей, поэтому ее отменили. Значит, она не приносила пользу. А мы приносим. И приятно это осознавать».

 

«Я ВСЕГДА В КУРСЕ СОБЫТИЙ»

– Еще профессия мне интересна тем, что я всегда в курсе событий. Всегда знаю, где произошел пожар, спецоперация. Я в городе постоянно. Это не так, что зашел в офис, в кабинете закрылся и сидишь. Я всегда будто бы в гуще событий. Однажды было, что преступники прямо перед моим троллейбусом уходили от погони. Возле ЦУМа оружейный магазин горел примерно год назад. Вот я мимо проезжала, увидела. У меня живая работа, однозначно. Чувствую себя частью города.

Особенно Светлане нравится участвовать в городских мероприятиях – троллейбусы часто используют для перекрытия дороги во время празднования знаменательных дат. Водители при этом должны оставаться рядом с транспортным средством.

– Я люблю наблюдать за событиями во время празднования 9 Мая. Прошу, чтоб ставили меня поближе к месту проведения основных праздничных мероприятий. Год назад я стояла на улице Чернышевского, мимо меня проходили ветераны в форме, увешанной орденами, с цветами. Полицейские отдавали им честь. О-о-ой, один этот вид у меня вызывает благоговейный трепет и мурашки.

Говоря о желании что-то изменить в лучшую сторону в работе троллейбусного парка, Светлана без раздумий ответила, что в первую очередь ей хотелось бы изменить отношение властей и населения к общественному транспорту.

– Почему-то когда наше руководство говорит, что чего-то не хватает управлению, сразу думают, что это нужно «обнаглевшему директору» или «зазнавшимся водителям», но почему-то не осознают, что мы просим это, прежде всего, для удобства людей, которых перевозим. Мы делаем все для того, чтобы жизнь простых людей стала лучше, хочется, чтобы это осознало большинство.

 

Сабина ДИБИРОВА

 

Количество показов:111

Последние новости

13.11.2019 21:02:38 | Глава Дагестана посетил пострадавшее от пожара село Тисси-Ахитли

13.11.2019 21:02:38 | Глава Дагестана осмотрел ход строительства спорткомплекса в Цумадинском районе

13.11.2019 21:02:38 | В селах Дагестана строится бoлее 50 объектoв инфраструктуры в рамках реализации гoспрограммы

13.11.2019 21:02:38 | Юрий Левицкий: «Дети из одной семьи должны будут приниматься в одну школу или в один детский сад»

13.11.2019 21:02:38 | «Ростелеком» консолидирует 100% Tele2 Россия для создания крупнейшего в стране интегрированного провайдера цифровых сервисов

13.11.2019 21:02:38 | Арестован начальник ФСИН Ростовской области Муслим Даххаев

13.11.2019 21:02:38 | Девочка из Махачкалы скончалась во время отдыха в «Артеке»

13.11.2019 21:02:38 | Владимир Васильев вручил медали участникам событий 1999 года

13.11.2019 21:02:38 | До конца 2024 года Дагестан должен ввести 11 миллионов квадратных метров жилья

13.11.2019 21:02:38 | В Махачкале шестеро человек совершили нападение на сторожа МУП «Питомец»

13.11.2019 21:02:38 | Дагестанскую Дирекцию единого государственного заказчика-застройщика возглавил Багавдин Алиев

13.11.2019 21:02:38 | Жители двух улиц Махачкалы и садоводческого общества «Урожай» на время останутся без газа

13.11.2019 21:02:38 | В Дагестане проходит благотворительная медицинская акция

13.11.2019 21:02:38 | В 2019 году более 200 врачей трудоустроят по программе «Земский доктор»

13.11.2019 21:02:38 | Духовное наследие мусульманских богословов обсудили в Махачкале

13.11.2019 21:02:38 | Журналист газеты «Илчи» вышел в финал Всероссийского конкурса «СМИротворец-2019»

13.11.2019 21:02:38 | Посольство России в Словении подтвердило задержание экс-главы Минпечати Дагестана Наримана Гаджиева

13.11.2019 21:02:38 | «Ростелеком» подключил «Виртуальную АТС» Дагестанскому центру медицины катастроф

13.11.2019 21:02:38 | В Махачкале для строительства новой дороги была демонтирована АЗС

13.11.2019 21:02:38 | Экс-мэра Каспийска Джамалудина Омарова отпустили под подписку о невыезде