Do you speak..?

 Разумеется, пути реализации проектов, способы достижения целей должны были быть разработаны на местах. В муниципалитетах, подведомственных учреждениях и дальше по цепочке уйти в народные массы.

 

ПРОШЕЛ ГОД С НЕБОЛЬШИМ…

За это время проекты претерпели некоторые изменения. Было десять – стало 8. Проекты обросли новыми деталями и названиями. Но суть не изменилась. Если, допустим, подпроект «Англоязычный Дагестан» брал свои корни из проекта «Человеческий капитал», то теперь он не подпроект, а направление и соотносится с подпроектом «Просвещение и духовное развитие», откуда растут ноги и у других направлений. (К примеру, «Родные языки», о чем ранее и речи не было в проекте «Человеческий капитал»). Но оставим «Родные язык» пока в стороне. Направление «Англоязычный Дагестан» куда привлекательнее по масштабности охвата, заявленного в самом его названии. Представить себе дагестанцев, свободно владеющих английским во всех, даже самых отдаленных уголках республики, – невыносимо приятно. Всему свое время. Не опережая его, попробуем понять, что же такое представляет собой этот подпроект в условиях столичного города, куда, как мы привыкли считать, ведут все дороги.

А эти дороги, как известно, ведут в Управление образования, где аккумулируется весь потенциал участников «Англоязычного Дагестана» в форме отчетностей. Данные о ходе реализации мне представили в письменном виде. Поэтому расшифровать и наглядно себе представить, какие события доподлинно разворачиваются вокруг подпроекта, могут, наверное, служители сферы образования. Информативная часть отчетности свидетельствует вот о чем: «Управлением образования и образовательными организациями столицы ведется последовательная работа по реализации подпроекта «Англоязычный Дагестан»… Во исполнение плана мероприятий по реализации приоритетного проекта Главы республики в области образования Управлением образования систематически проводится мониторинг реализации подпрограммы. Наиболее полно представлена работа в образовательных организациях №№ 4, 5, 6, 7, 13, 16, 17, 22, 26, 30, 39, где большая часть проведенных мероприятий имеет деятельностей характер и социально значимую направленность. Во всех образовательных учреждениях в целях повышения интереса к изучению английского языка проведены олимпиады. Стали победителями и призерами республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников учащиеся школ №№5, 7, 13, 22, 30, 39, НОУ «Гулливер». Насыщенными, интересными и познавательными являются проводимые в школах месячники, декады, недели английского языка, конкурсы чтецов. На недостаточном уровне работа по реализации подпроекта в образовательных учреждениях №№ 24, 45, 47, 49, 57. Это результат того, что при составлении планов мероприятий по реализации программы не учитывалось научно-методическое и ресурсное обеспечение подпрограммы, не проанализированы материально-технические и педагогические условия ее реализации…»

Необходимость и значимость направления в Управлении объясняют так: «В рамках реализации подпроекта английский язык рассматривается как инструмент, позволяющий школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире. В связи с введением в рамках ЕГЭ говорения на английском языке этот подпроект перспективен и направлен на повышение интереса учащихся к изучению английского языка и улучшение качества знаний. В целом политическая, экономическая, научная жизнь всего мира протекает на английском языке. Расширение школьной языковой среды способствует воспитанию идейно-нравственной, поликультурной, многоязычной и творческой личности».

 

ПРОЩЕ

…говоря, доцент кафедры английского языка ДГУ Зарета Омарова видит в английском, и в любом другом иностранном языке способ расширения кругозора. С ЕГЭ все понятно, школьные стандарты требуют того, но вот, помимо английского, в школах требуется изучать и китайский. Это на потребу дня. Сегодняшним бизнесменам позарез нужно знать этот язык, потому что эта страна – лидер мирового производства. Но профессиональных педагогов по китайском языку в Дагестане нет!

Ну, если отбросить китайский и вернуться к английскому. Попробуем-ка вспомнить, чему учили нас в школе и начинаем заикаться. В уме всплывает примерный ряд синтаксических конструкций. Вопросительных, альтернативных… Времена… Лексика. Пытаешься заговорить, начинается ступор. Не вспомнить и многих слов за давностью лет. Да и одноклассники, как припоминаю, если и читали со словарем, то говорить и вовсе затруднялись. Так в чем же дело? Может, все потому, что просто не видели в этом языке насущной необходимости? Может, язык надо учить не так, как принято его преподносить в рамках урока? Зарета Омарова уточняет, что школьная программа несколько скучновата. Зато в центрах обучения английскому языку ломают школьные стереотипы и страхи. Язык преподносится детям в игровой форме. Дети могут и потанцевать, и спеть, и порисовать. Да и что немаловажно, в ходе занятий учитель не говорит с учеником на русском. Исключительно на иностранном. Тогда хочешь не хочешь, придется воспринимать на слух английскую речь. И никуда не денешься. Хорошо, если педагоги хотят что-то узнать для себя. Почерпнуть из опыта других. Хорошо, если преподаватели школ сами владеют в совершенстве иностранным языком! Так, что могут без запинки провести урок, не переходя на русский. Но практика показывает, что это далеко не так. (И не зря в рекомендациях жюри республиканского этапа олимпиады учителей английского языка 2013-2014 гг. содержится вот такой пункт «На курсах повышения квалификации учителей в ДИПКПК преимущественное внимание уделять наиболее сложным вопросам фонетики, лексики и грамматики английского языка. Особое внимание уделять совершенствованию устно-речевых компетенций слушателей, в особенности развитию умений и навыков построения диалогической речи». В рекомендациях также указывается на необходимость больше внимания уделять «развитию устно-речевых компетенций учащихся»). А для этого нужно просто решить кадровый вопрос. С которым, считает Омарова, проблем быть в принципе не должно. ДГУ выпускает компетентных англоговорящих специалистов. Проблема в другом. Эти специалисты покидают пределы республики, потому что хотят зарплату, соразмерную своим знаниям. Высокий уровень требует соответственно высокого оклада. Школьные зарплаты эти запросы удовлетворить не способны. (В среднем зарплата учителей по иностранному выходит на цифру 12 тысяч рублей, а с учетом реалий эта сумма весьма скромная. – Прим. авт.). И если говорить по существу, учитель вынужден заниматься «благотворительностью». Попутно оправдывая весь тот объем ответственности, который возложен на него по долгу службы.

В «Англоязычном Дагестане» некоторое время назад значился и пункт о необходимости привлечения иностранных учителей-волонтеров. На это в Управлении образования ответили так: «привлечь волонтеров – учителей английского языка для работы в школах города сложно. В настоящее время такая работа проводится в высшей школе. В будущем намечено сотрудничество с волонтерами при реализации конкурсных проектов, конкурсных работ, научно-исследовательских конференций школьников «Шаг в будущее», при проведении открытых уроков, семинаров, круглых столов с учителями английского языка».

Доцент кафедры английского языка Омарова утверждает, что иностранцы с интересом относятся к республике. Некоторые из них ради этого интереса готовы пожертвовать и собственным временем. Единственное условие, чтоб им помогли с визой, оплатили проезд и проживание. Даже зарплаты не надо(!). К примеру, французский журналист и преподаватель Жан Пьер Лёнотр. Он приезжает в Дагестан почти каждый год. Парижанин преподает французский язык дагестанским студентам. А что касаемо практики обмена учениками, сейчас она есть, но лишь на платной основе. Как и в вузе. Причем если ранее для поездки в Англию на две недели один человек оплачивал из собственного кармана 70 тысяч рублей, то ввиду всех известных событий (рост доллара и евро), цена на такого рода «удовольствие» выросла до 190 тысяч.

 

УЧАТ В ШКОЛЕ

Учитель английского языка гимназии №7 Татьяна Соловьева также уверена в целесообразности подпроекта. Дело и в ЕГЭ по иностранному, который приобретет свою обязательность после 2020 года. И в том, что элементарно знание языка никому не повредит. И здесь ученики с учителями оказываются в одной лодке. Учителя должны дать знания. Ученики их принять. Но не все так стандартно. Соловьева уверена, если учителю самому не интересен его предмет, ученику он будет не люб вдвойне. И, конечно, методика преподавания не должна идти вразрез с экзаменационными требованиями. Ведь год от года экзамен усложняется. А потому, уверена Соловьева, школьникам обязательно нужна дополнительная подготовка. Да и педагогам пошли бы на пользу курсы повышения квалификации за пределами республики. А вот обещает ли реализация подпрограммы какие-либо дополнительные блага учителям? На этот вопрос сейчас ответить затруднительно. Скорее всего, если педагог и захочет расширить круг своих познаний, то смело может сделать это, как и было сказано в письменном комментарии от Управления образования, за свой счет.

 

P.S. В целом настрой у всех позитивный. Педагоги по иностранному рады, что в такой форме их предмет получил пристальное внимание и приобрел актуальность. А значит, теперь прекратятся разговоры родителей на тему, «ну зачем вы поставили моему сыну двойку. Он же не будет на английском разговаривать в повседневной жизни». Плюс ко всему подпроект хоть и не сулит материальной подпитки учителям, но повышает их ответственность перед учениками. И если ученик не может говорить на английском хотя бы на уровне разговорной речи, то родитель может смело предъявить такому педагогу свои претензии. Но …стоп. Тут есть такой момент, который в подпроекте не оговаривается и вряд ли кто об этом вспомнил. Это скромные зарплаты наших учителей. Представьте себе учителя, который выдавая сверхурочную нагрузку, должен еще позаботиться о качестве образования учащихся (ни для кого не секрет, что педагоги берут на себя большую нагрузку, чем это предусмотрено по нормам. Потому как надо подзаработать. А хронически уставший педагог не сможет раскрыть перед учащимися весь диапазон своих знаний. Всем, кто имеет отношение к реализации подпроекта, начиная с верхов, хорошо было бы озаботиться на эту тему). И если в городах с учительскими кадрами проблем нет, то в районах ощущается острая кадровая нехватка педагогов-«иностанцев». А это означает, что дагестанским детям придется нелегко с ЕГЭ по иностранному. И родителям придется выкладывать кровно заработанные на репетиторство своих чад… Кто готов к такому обороту? Лишь небольшая часть дагестанцев. Увы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошла пресс-конференция начальника Госавтоинспекции РД

В Госавтоинспекции МВД по РД прошла пресс-конференция начальника ведомства Александра Шалагина. Он рассказал об итогах деятельности Госавтоинспекции за первый...

Прокуратура добивается сноса очередной самовольной постройки в Махачкале

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана добивается сноса незаконно возведенного объекта. Об этом заявили в пресс-службе республиканского надзорного ведомства.   Удалось...

Махачкалинку подозревают в истязании 4-летней дочери

Следователи возбудили уголовное дело в отношении уже ранее несколько раз судимой 32-летней жительницы столицы Дагестана. Ее подозревают в истязании...

Сегодня в Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы проинспектировал реконструкции на нескольких городских локациях

15 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своим заместителем Нариманом Темуркаевым провел инспекцию реконструкции в парке Сулеймана...

Самолет не смог вылететь из Махачкалы в Сургут

Минувшей ночью произошло сразу два инцидента с авиарейсами в Югру. Один самолёт не смог с первого раза вылететь из...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам