В эпоху, когда непредвиденные катаклизмы и разного рода революции потрясают страну, когда многие ранние жизненные приоритеты рушатся, когда закрываются заводы и фабрики, а стало быть, сокращаются и рабочие места, то, согласитесь, в такой ситуации любому руководителю чрезвычайно трудно сохранить стабильность на вверенном ему предприятии. И, на мой взгляд, абсолютно не имеет значение, где данное предприятие находится. Это может быть и небольшой населенный пункт, и огромный мегаполис. Но если руководитель предприятия пришел на свою работу по призванию и знает хорошо коллектив, если он болеет душой за свое дело и умеет делать правильные выводы из создавшейся трудной ситуации, то он обязательно постарается сохранить производство. Здесь, на мой взгляд, многое зависит не только от технических знаний и стажа работы, но еще и от опыта и целеустремленности руководителя, от умения тщательно разобраться в создавшейся обстановке и принять правильное решение.
У нас в Махачкале в нынешнее время некоторые заводы совсем закрылись, а те, которые работают, практически дышат на ладан. Исключением здесь пожалуй, является ОАО «Авиаагрегат». Руководители данного предприятия в трудных постперестроечных условиях смогли найти выход из сложившегося нелегкого положения. «Авиаагрегат» вышел победителем в конкурсе среди других российских заводов и получил право на изготовление “электроусилителя руля для легковых автомобилей. Сейчас на заводе все рабочие места укомплектованы, и заработная плата выплачивается стабильно. Но это не значит, что нет проблем. Как сказал известный русский инженер Гарин-Михайловский, «У каждого человека бывают проблемы. Но о них надо не кричать всякий раз, а по возможности решать». Сегодня гостем нашей редакции является директор по производству ОАО «Авиаагрегат» Александр Николаевич Грузинов.
– Александр Николаевич, я слышал о том, что в последнее время у Вас на заводе приняли на работу очень много молодежи. Это какая-то специальная программа, или что-то иное?
– Нет. Какой – то целенаправленной программы не ведется. Просто в настоящее время в устоявшемся производстве всегда есть желающие поступить к нам на работу. И молодые приходили устраиваться на работу, и пожилые тоже. В данное время на завод приема нет. Сейчас вполне достаточно тех, кого мы уже приняли на работу.
– Много молодежи работает на заводе?
– На заводе трудятся 1700 человек. Половина из них – молодежь.
– Раньше были профтехучилища, где обучали вчерашних школьников различным специальностям. Где сейчас приобретают молодые люди рабочие профессии?
– На предприятии сохранен отдел технического обучения. К примеру, в этом году почти 350 человек получили необходимые профессии. Время на обучение отводится от трех до шести месяцев.
– Это достаточный срок для освоения профессии?
– Да, этого времени хватает, чтобы молодой человек смог освоить профессию и потом самостоятельно начать работать за станком. Конечно, когда были профессионально – технические училища на заводы молодежь приходила более подготовленная. Это было очень удобно. Сейчас, увы, другое время. Поэтому «Авиаагрегат» сам вынужден готовить себе специалистов. С одной стороны, это, конечно, и неплохо, потому что здесь мы точно знаем, кто конкретно нам нужен, будь это токарь, фрезеровщик или электромонтажник. А с другой стороны, человек приходил на завод, уже зная специфику своей работы. Но если он, допустим, является токарем, а нам нужны слесари, то он должен был переучиваться.
– А какая молодежь больше приходит сейчас на завод: сельская или городская?
– Скажем так, на завод приходят устраиваться как местные жители, так и иногородние. У нас есть люди из Ленинкента, Нового Хушета, также работают люди из Каспийска.
– За счет чего завод, как говорится, держится на плаву? Ведь многие наши производственные предприятия сегодня закрылись.
– В начале 90-х годов, когда наступило «безвременье», мы занимались поиском и разработками новой продукции в разных регионах страны, используя оборонную технологию для разных городов. Так, мы вышли в г. Тольятти на «АвтоВАЗ». В начале поставляли туда автопринадлежности для всех типов «Жигулей» (насосы, домкраты). Потом приняли по предложению «АвтоВАЗа» участие в разработке электроусилителя руля для легковой автомашины «Калина». В этом проекте принимало участие еще несколько российских предприятий. В конечном итоге наш завод получил право на выпуск этой продукции.
– Можно сказать, что Вам повезло?
– Я бы не сказал, что это везение. Пока мы стали выпускать электроусилитель руля, прошло достаточно времени. Внедрение этого изделия в производство было не таким уж легким. Разрабатывалась эта конструкция несколько лет. За этой работой стоит огромный труд наших инженеров и конструкторов. Мы сейчас уже нормально работаем, стараемся учиться и мыслить по – новому. Стараемся идти в ногу со временем.
– Теперь это изделие поставлено на поток?
– Обязательно. В этом и заключалась цель проекта.
– А где проходят испытания электроусилителя?
– Здесь на «Авиаагрегате». Электроусилители проходят несколько этапов испытаний. В том числе стендовых и непосредственно на автомобиле «Калина». Эти машины приобретены специально для этих целей.
– А конкуренты у Вас на сегодняшний день имеются?
– В России нет. В порядке альтернативного поставщика «АвтоВАЗ» заключил договор с Южнокорейской компанией. Если это предложение будет полностью реализовано, то, возможно, между нами установится здоровая конкуренция.
– Выходит, что они будут получать электроусилители и из Южной Кореи тоже?
– Да. Но, как я уже сказал, если Южная Корея начнет выпуск этой продукции. Пока они электроусилители не выпускают.
– Как Вы думаете, почему другие заводы не смогли наладить производство по-новому?
– Трудно сказать. Вот так просто в одночасье определиться, по какой дорожке идти, тяжело бывает любому предприятию. Мы сами тоже не сразу нашли выход из создавшегося нелегкого положения. Но вот ситуация все-таки разрешилась в положительном русле. Кроме электроусилителей, выпускаем еще разнотипное аэродромное оборудование по заказу различных авиационных заводов и Министерства обороны России.
– А какая на заводе сегодня заработная плата?
– Это зависит от профессии и от того, кто как работает. Но в среднем 9 – 10 тысяч рублей. К примеру, приходит к нам устраиваться на работу человек и спрашивает: «Сколько я буду получать»? Мы говорим, что средняя зарплата 9 тысяч рублей. Он приступает к работе и получает в первый месяц 5 тысяч рублей, потом 6 тысяч. На третий месяц он приходит ко мне и начинает возмущаться, что не получил эти 9 тысяч. Я спрашиваю «А сколько ты изготовил деталей»? Он говорит что 100 штук. Я спрашиваю, почему не 200. Рабочий разводит руками, мол, не успеваю. А вот надо повышать квалификацию и успевать, тогда и получишь ту зарплату, которую ты хочешь. Иногда такие беседы приходится проводить с теми, кто только устраивается к нам на работу.
– А замечания по качеству изготовления электроусилителя поступают с «АвтоВАЗа»?
– Поступают. Но для «Авиаагрегата» задачей сегодняшнего дня является полное исключение подобных замечаний впоследствии.
Надежность и качество электроусилителя – это гарантия нашей стабильности. Поэтому мы и в дальнейшем будем тщательно работать над его усовершенствованием. Нам есть чем гордиться. Потому что в России только наш завод получил право на изготовление этого изделия. Такое доверие надо очень ценить.
– Верите в завтрашний день?
– Да, верю. Самое главное – это стабильность предприятия. Хотя в наше время, наверное, ни в чем до конца быть уверенным нельзя. Но мы будем жить и работать в надежде на лучшее.
– Какие – то планы на будущее у завода есть?
– Да, конечно. Хотим по мере возможности заменить оборудование на более совершенное. Чтобы хорошо работать, должно быть современное оборудование, новые станки. Это аксиома. На это надо в первую очередь обращать внимание. И еще хочется иметь всегда стопроцентный гарантийный заказ.
– А сейчас где закупаете станки?
– В основном у нас в стране и в странах СНГ. Надо сказать, что это оборудование отвечает нашим требованиям по качеству и цене. И в эксплуатации очень надежное.
– Спасибо, Александр Николаевич, за обстоятельную беседу. Успехов Вам.
– Вам тоже желаю успехов в работе.