ЧТОБЫ НЕ ТЕРЯЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Гамидулах Исмаилович Магомедов, доктор педагогических наук, советник Президента РД, директор НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи, депутат Народного Собрания РД.
26 октября в окончательном чтении Народным Собранием РД был принят Закон РД «Об образовании». Автором существенных поправок к этому закону является Гамидулах Магомедов. Родной язык теперь в дагестанских школах с русским языком обучения будет обязательным предметом. Мы встретились с автором поправок и задали ему ряд вопросов.

– Гамидулах Исмаилович, Вы являетесь автором поправок к Закону РД «Об образовании». Расскажите о сути этих дополнений?

– Принципиальное значение имеют две поправки. Первая поправка связана с сутью образования. Нам удалось представить образование как единый целенаправленный процесс обучения и воспитания. Дело в том, что под влиянием Запада процесс воспитания был исключен из учебного процесса. Лишь с 2000 года после принятия правительственной программы о патриотическом воспитании стали как-то обращать на это внимание. Вторая поправка о том, что образовательное учреждение с русским языком обучения обеспечивает изучение родного языка как обязательного предмета, имеет значение для сохранения родных языков, следовательно, и связи поколений. Язык является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Нам предлагают сначала изучать историю, но как можно ее изучать без знания родного языка? Как можно говорить об обычаях и традициях, если дети не знают родного языка? Как можно петь аварскую песню на русском языке? Как могут внуки общаться с дедушками, бабушками без знания родного языка? Теряется связь поколений. А ведь знание родного языка имеет колоссальное воспитательное значение. К примеру, в Калмыкии ввели должность сказочника в детских садах, который на калмыкском языке через народные сказки воспитывает детишек, учит родному языку. История нам не простит незнание родного языка. Мы должны обязательно хорошо знать и русский, и родной языки.

В городах у нас сложилось тревожное положение с изучением родных языков. Могу сказать, что лишь четвертая часть школ Махачкалы и других городов изучает родную речь. Хотя в учебные часы, выделенные школам, уже входит изучение родных языков, все-таки по каким-то причинам руководство школы эти часы передает другим учебным предметам, ссылаясь в основном на то, что родители так пожелали. Но в законе теперь четко прописано, что образовательные учреждения с русским языком обучения со смешанным национальным составом учащихся обеспечивают обучение родному языку как обязательному предмету. Теперь от желания родителей мало что зависит — это уже обязательный предмет.

– Вы испытали некоторое противодействие…?

– Хотя отрыто никто и не выступил против, все же есть люди, в том числе ученые, которые не особенно это приветствуют. Один профессор на круглом столе заявил, что вот, мол, наши земляки в России работают на разных ответственных постах, но незнание родного языка им не мешает. Удивительная логика у наших людей: но ведь не потому, что не знает родного языка, он занимает этот пост. А может быть, со знанием родного языка он достиг бы в жизни еще большего.
К сожалению, некоторые образованные, культурные люди тоже сомневаются в необходимости изучения родного языка. Но мы ничего не навязывали и довольны тем, что Институту удалось, чтобы так называемые «факультативы» стали обязательными часами в недельной нагрузке учащегося.

Высказывалось мнение о том, что русский язык может оказаться второстепенным, тогда как он в Дагестане государственный. Говорилось, что, мол, у нас и так не очень хорошо знают русский язык, а сделать родные языки языками обучения все равно, что подстегивать этот процесс и пр.

Это глубоко ошибочное мнение о языковой политике в нашей республике. Мы никогда не противопоставляли и другим не дадим противопоставлять русский и родные языки. Русский язык для нас — это официальный государственный язык и язык межнационального общения. В силу рада причин ни один из дагестанских языков не в состоянии выполнять функцию языка межнационального общения. Это, во-первых. Во-вторых, хотя мы и говорим о равноправии языков, иногда наблюдаем, причем объективно, иерархию языков. Так, например, мы говорим, что дагестанцам характерно национально – русское двуязычие, но все – таки в этом двуязычии приоритетным по объективным причинам становится русский язык. Сама жизнь это диктует. Это объясняется еще и тем, что в нашей школе уровень знаний учащихся по математике, биологии и др. дисциплинам зависит от уровня знаний по русскому языку. Проблема русского языка для нас не только педагогическая. Русский язык служит для нас важнейшим средством патриотического и интернационального воспитания. Но в своем выступлении на сессии НС РД не акцентировалось внимание на русском языке только потому, что речь шла о проблеме обучения и изучения родного языка, потому что из года в год резко сокращается количество людей, не знающих его. Что касается русского языка, то, с этой точки зрения, у нас проблем нет, так как с I по XI класс в школах со смешанным национальным составом, в V-XI классах с однонациональным составом учащихся, в вузах, ссузах языком обучения является русский язык. Даже в I-IV классах сельских школ с родным языком обучения на русский язык отводится в два-три раза больше часов, чем на родной язык.

В основном выступали против того, чтобы сделать родной язык языком обучения. Возмущались и говорили, почему в сельских школах нельзя ввести с первого класса русский язык. Дети в ряде районов с первого класса изучают русский язык. Мы им экспериментально доказали, что это неэффективный способ обучения. Другой момент: те школы, которые с первого класса обучают детей на русском языке, сделали это формально, продолжая на уроках переводить с русского на родные языки условия задач и объясняя предмет на родном языке.

– Каково было положение с изучением родных языков до принятия Закона?

– До принятия Закона существовал учебный план № 2 для школ с русским языком обучения, в котором на изучение родного языка предусмотрено два часа. Но без четкого законодательно прописанного указания этому не уделялось должного внимания. Многие школы просто игнорировали изучение родных языков. В учебном плане отмечена предельно допустимая нагрузка по предметам в неделю. К примеру, в первом классе 22 часа, во втором-третьем классах 25, далее 30 и т.д. В эти часы входят и родные языки. Эти предметы должны быть в недельной нагрузке. Есть два учебных плана по родным языкам – один для сельских школ с мононациональным составом и другой для городских школ со смешанным национальным составом. С первого по четвертый класс там обучаются родному языку, и само обучение происходит на родном. Поскольку на селе в достаточном количестве нет детских садов на русском языке, русский язык не является языком разговорного общения, он не применяется в быту. И вот идут дети, которые не знают русского языка, в первый класс. Нельзя обучать детей с первого класса в сельских школах сразу на русском языке, пока они еще им не владеют. Вначале они на родном языке должны изучать математику, природоведение и др. предметы. И постепенно переходить на русский язык. А его в неделю изучают по 8-10 часов. И русскому языку, таким образом, ученик в сельских школах уделяет в два раза больше времени. И никакого ущемления русского языка здесь нет. В сельских школах применяется опережающий принцип обучения родному языку. То есть с помощью родного языка мы подводим детей к изучению русского языка. А в городских школах, наоборот, применяется метод опережающего обучения русскому языку. Но в городских школах дети приходят в первый класс уже с хорошим знанием русского языка, чего не происходит в селах.

– Что несло за собой отсутствие обязательности обучения на родном языке в сельской местности?

– Есть опасность, что в скором времени Расула Гамзатова – аварцы, С. Стальского – лезгины, Батырая – даргинцы и т.д. будут читать в переводах.

Я говорил на сессии о том, что руководители ряда районов и образовательных учреждений готовы досрочно рапортовать о переводе как можно большего количества школ на русский язык обучения. Это мы проходили в 60-70-х годах XX века. Желательно прекратить эксперименты на наших детях. И так их было много.

– Нужны ли дополнительные расходы в бюджете в связи с принятием положения об обязательности изучения родных языков?

– Не знаю, что понимать под дополнительными расходами? Между прочим, подобный вопрос мне задавали и при обсуждении закона, и после принятия. Еще раз разъясняю. Речь не идет о том, чтобы мы дополнительно ввели в учебный план часы по родным языкам. Эти часы уже с 90-х годов включены в учебный план для школ с русским языком обучения в качестве обязательных и входят наряду с математикой, иностранными языками и др. предметами в предельно допустимую недельную нагрузку учащихся, которая полностью финансируется из бюджета Российской Федерации. Например, предельно допустимая недельная нагрузка учащихся, которая в I классе составляет 22 часа, II – IV классах по 25 часов и т.д. В эту цифру (22 или 25) часы по родному языку входили и входят. Но руководители образовательных учреждений, предусмотренные на родные языки два часа в неделю по своему усмотрению заменяли другими предметами – иностранными языками или вообще не включали в расписание. Так вот речь идет не о дополнительных часах, а о тех, которые уже были в учебном плане и финансировались. Важно, чтобы эти часы использовались по целевому назначению на родные языки. Поэтому положение Закона об обязательном изучении не новое. Мы фактически закрепили законодательно существующее положение. Обратите внимание: в одном и том же городе Махачкале в таких школах, как №№11, 10, 4 и др. с I пo XI класс почти на всех языках организовано изучение родных языков, а в таких, как №33, 5 вообще ни в одном классе ни один родной язык не изучается, в третьих – частично, т.е. в отдельных классах отдельные языки изучаются.

Конечно, проблем много: это и учебники, и кадры, и наглядность, и помещения и т.д. Все они разрешимые. Например, с учебниками можно решить вопрос оперативно: в I-II классах на шести языках уже имеются в достаточном количестве учебники для городских школ. Что касается старших классов, то в них можно использовать учебники для сельских школ с методическим письмом института.
Любой удар по родным языкам неминуемо отразится на культуре народов Дагестана. Кто будет читать писателей, пишущих на родных языках? Родные языки, если так будет продолжаться и дальше, могут, в конце концов, отмереть за ненадобностью.

Но меня больше всего удивляет вот что. Профессора, доктора наук, ученые люди поднимаются на трибуну и говорят: «А зачем нам нужны родные языки?» Мне просто жаль таких людей. Они же не видят ничего дальше своего носа. Ведь как бы это высокопарно ни звучало, надо думать и о будущих поколениях. Мы всегда говорим, что Дагестан является многонациональной республикой, и гордимся этим. Но мы ведь не можем сохранять эти языки без школы, ибо основным способом сохранения этих языков является обучение детей родным языком. Мы всегда должны отмечать, что, являясь многонациональной республикой, тем не менее, мы остаемся единым народом. Обычаи у народов Дагестана практически схожи и могут составлять самые незначительные отличия.

– Кто противится сохранению языков?

– В 2005 году Государственная Дума РФ в первом чтении принимает госстандарты, где ни словом не упоминаются родные языки. По этому поводу Президент России В.В .Путин заявил: «Думаю, что это упущение в законе. Потому что Россия богата не только природными ресурсами, она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это самое ее большое достояние. Может быть, именно это делает ее трудноуязвимой и непотопляемой, поэтому забота о культурном многообразии, в том числе и о языковом многообразии, должна быть, безусловно, одной из прерогатив, одним из приоритетов государства».

– На Ваш взгляд, кто в первую очередь должен заниматься убеждением и детей, и родителей в пользу изучения родных языков?

– Это работа педагогических коллективов, общественных комитетов родителей, ученых. Закон РД «Об образовании» должен быть основополагающим для развития общества. Ведь через школу проходим все мы. Плохое общество во многом зависит от школы, хорошее также зависит от школы.

-Вы довольны итогами работы сессии и принятием поправок к Закону РД «Об образовании»?

– Я выражаю свою удовлетворенность, что Закон прошел с вышеуказанной поправкой. После принятия Закона многие звонят нам и благодарят за дополнения.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Хиби Алиев поздравил женскую часть личного состава Каспийской флотилии с 8-м марта

Первый заместитель председателя городского Собрания депутатов Хиби Алиев поздравил с наступающим Международным женским днём женскую часть личного состава Каспийской...

Мэр Махачкалы проверяет готовность избирательных участков к выборам Президента РФ

Сегодня мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с главами внутригородских районов и своими заместителями совершают объезд избирательных участков, проверяя...

В Махачкале прошли тренировочные экзамены

Федеральный тренировочный экзамен по методу ЕГЭ прошел по таким предметам, как биология, английский язык, информатика. Экзамены прошли в школе №34...

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...
spot_imgspot_img

В Дагестане наградили отличившихся женщин

6 марта в Доме Дружбы прошла церемония награждения отличившихся дагестанок государственными наградами. Открывая мероприятие, Глава Республики Дагестан С.А. Меликов,...

С Международным женским днем 8 Марта!

Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Этот один из самых любимых...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам