Меж восходом и закатом

Разум не ведает
чувственной выси,
Сердцу – не выдумать, не смекнуть.
Лишь равновесие чувства и мысли
Нам сохраняет
человечности суть.
Арбен КАРДАШ

Мой рассказ о поэте и прозаике Арбене Кардаше прежде всего связан с выходом в свет его книги «Меж восходом и закатом», хотя этот автор заслуживает того, чтобы о нем говорили и писали и без упомянутого повода, поскольку он, известный лезгинский писатель, своим многогранным и художественно весомым творческим багажом честно заработал такое право. Впервые в Дагестанском книжном издательстве стихи Арбена Кардаша были изданы в 1983 году в коллективном сборнике «Голоса молодых», который и открывался солидной подборкой самого молодого среди авторов двадцатидвухлетнего поэта.

Первая отдельная книга поэта вышла в 1985 году, когда автор, закончив институт, служил в рядах Советской Армии. Скромный по объему сборник назывался «Первые цветы», хотя в рукописи он имел другое название: «Заплачь, моя ива».

После «Первых цветов» началось восхождение Арбена Кардаша. Работая в литературе неторопливо и не распыляясь, он сделал себе безупречное, яркое имя на небосклоне дагестанской литературы. Когда о нем говорят и пишут, часто приводят слова Расула Гамзатова, что «Арбен Кардаш не только новый поэт, но и новое явление в нашей литературе». Действительно, великий поэт поддерживал своего младшего современника и коллегу и отзывался о нем как о достойном представителе современной литературы Страны гор. О том свидетельствуют и другие высказывания Расула Гамзатова, разбросанные в разных интервью, данных им на закате своей жизни. Так он издал в 1995 году в Москве первую на русском языке книгу Арбена Кардаша «Заплачь, моя ива», которая была еще в конце 80-х включена в тематический план 1990 года Московского издательства «Современник», но в связи с разрушительными событиями тех смутных лет долго оставалась неизданной.

Именно на рукопись этой книги замечательный русский поэт Николай Дмитриев еще в 1988 году написал внутреннюю рецензию, в которой, на мой взгляд, обозначил главенствующие составляющие поэтического дара лезгинского поэта: «В лучших стихотворениях А.Кардаша есть пластика, многомерность, острота чувства. Читая одно за другим стихи поэта, начинаешь видеть его лирического героя, человека ранимого, отдающего и взыскающего душевную щедрость».

Затем последовали оценки других известных литераторов, среди которых поэты Лев Ошанин (руководитель поэтического семинара, в котором занимался Арбен Кардаш) и Семен Липкин, критики Вадим Дементьев и Руслана Ляшева и др. Кстати сказать, замечательна редакторская задумка, осуществленная в новой книге Арбена Кардаша «Меж восходом и закатом», – на форзацах издания продемонстрированы высказывания упомянутых выше представителей российской литературы.

«Меж восходом и закатом» — в какой-то степени избранное поэта и прозаика Арбена Кардаша. В книге представлена его поэзия и проза. Но я как постоянный читатель этого автора, следящий за его творчеством, могу сказать более того: много ярких страниц осталось за переплетом этой книги. Целый ряд стихов и поэм, прозаических произведений, публицистических статей и размышлений о прошлом и настоящем лезгинской литературы также мог бы пополнить новую книгу.

Сегодня Арбена Кардаша называют живым классиком. И мне очень приятно, что тот безусый юноша, который двадцать семь лет назад скромно вошел в издательство со своими первыми стихами, ныне в свои сорок пять лет вырос в большого мастера. Сейчас он автор более десяти книг, лауреат Государственной премии Республики Дагестан, заслуженный деятель искусств РД.

В новой книге стихи поэта представляют его юность и зрелость, годы его духовного роста. Читая и сравнивая строки из разных периодов жизни стихотворца, убеждаешься, что Арбен Кардаш – поэт растущий и восходящий как в поэзии, так и в прозе.

В своей лирике, отмеченной глубокой философской раздумчивостью, поэт часто пытается проникнуть во внутренний, духовный мир своего лирического героя – своего современника, сопоставляя уровень его нравственного совершенства с экологическим кризисом духовности в обществе. Поэтому неслучайно основными определяющими категориями мировой гармонии для поэта остаются такие ценности, как совесть, правда, мысль.

Красной нитью в стихах и поэмах Арбена Кардаша проходит и другая главная тема: одиночество творческого человека в мире, где лирический герой находит смысл жизни в заполнении «пространства листа».

Спасаю я дары, что небесами
В день судьбоносный были мне даны.
Нарастающее в душе творца трагическое ощущение мира не ослабляет его духовных устремлений, он твердо стоит на своем, несмотря на нависшую над современностью тенью бездуховной рациональности, навязывающей носителям творческого духа свои жестокие и безнравственные правила:
Ты слабости мира поймешь,
Но их не пускай на бумагу,
А верным пером приумножь
Любовь, окрыленность,
отвагу,
И жизни, где ценят духовности свет,
Отдай просветленного сердца любовь,
Сверяйся с бессмертной душою, поэт!
Останься собой!

Арбен Кардаш остается самим собой и в своей прозе, о которой он говорил, что это продолжение его недописанных стихов или же те стихи, которые могли быть написаны, но вылились в прозу.

Чувство тонкого лиризма, наплыв глубоких мыслей и душевного тепла не оставляют читателя при соприкосновении с миниатюрами под общим названием «Угольки». «Это не только собственные мои наблюдения и размышления о разном, — пишет автор, — но и своего рода проникновение в мысли и чаяния людей, с которыми мне приходилось встречаться, из разговоров с коими тоже почерпнуто немало из показавшегося мне важным и непреходящим. А частью – это то, что долго хранилось в закоулках памяти, как угольки под золой в очаге, напоминающие о том, что огонь при всей его необходимости нужно хранить и передавать другим».

До глубины души трогает рассказ «Чарав», в котором описан небольшой, но перевернувший внутренний мир главного героя случай: обиженная своим другом-отроком собачка рыдает, как человек ,и, когда ее загрыз огромный волкодав, она, умирая, не простила своего обидчика. В каждом абзаце, в каждой фразе героев чувствуется рука вдумчивого автора, мастерство которого налицо.
Особым этапом в творчестве Арбена Кардаша является повесть «Пастух и орел», которую можно считать как бы продолжением «Чарава», так как герой, от чьего имени ведется рассказ в обоих произведениях носит одно и то же имя.

«Пастух и орел» — многоплановое произведение, в котором автор пытается отобразить быт и духовный мир лезгинского народа.
– Это повесть-песня, повесть-предупреждение, повесть-размышление, где даже атрибутика горской жизни, как горы, как древние легенды, как старинная мелодия, как винный рог и высеченные на нем слова: «Если порожний -наполни, если полный – опорожни» становятся вполне «живыми» героями повествования и обретают глубокий судьбоносный смысл в наше время, когда, как сказано в повести, «шуты тащат орлов по земле».

Повесть впервые была опубликована в журнале «Самур» на лезгинском языке. Критика и читатели сошлись во мнении, что это произведение имеет событийное значение для лезгинской литературы.

По итогам Всероссийского конкурса «Российский сюжет – 2004», организованного телекомпанией НТВ и московским издательством «Пальмира», в авторском переводе она была названа среди полсотни лучших, отобранных из семи тысяч поступивших на конкурс произведений, и ожидает опубликования отдельной книгой в названном издательстве, опубликована на русском языке (под названием «Цавдар») в альманахе «Литрос» (№ 6 за 2005 г.), издающемся редакцией Московского писательского еженедельника «Литературная Россия». На эту публикацию своевременно и как нельзя точно отозвалась критик Руслана Ляшева: «Пантеизм и фольклор в повести А.Кардаша не имеют затхлого душка, а свежи, как ароматная земляника на поляне в горном лесу. Почему? Напрашиваются два объяснения. Автору достало таланта, чтобы органично соединять роскошную природу Кавказа с ландшафтом души человека, обитающего здесь испокон веков? Или на самом деле древние правила гордости и чести в нынешнюю рыночную эпоху в горном ауле не потеряли значения? Скорее всего, сказалось и то, и другое.

О творчестве Арбена Кардаша можно говорить долго. Но истинным поклонникам поэта и прозаика известно одно: он еще не исчерпал свой высокий дар и находится в расцвете творческих и жизненных сил, и читательские ожидания его новых и своевременных высокохудожественных произведений будут многократно оправданы.

Из поэзии Арбена Кардаша

МОЕ ОТРАЖЕНИЕ
В НОЧНОМ ОКНЕ

Как взор его зол, призывает он к бою,
Мы с ним не похожи – ни часу, ни дня.
Виски уж подернуты сединою,
На целую жизнь оно старше меня.

Спросил я его: «Почему, отраженье,
Во мне ты намерено жить до конца?
Зачем, оставляя людей в заблужденье,
Ты от моего говорило лица?

Зачем уверяло, что жизнь – наказанье,
Кромешная мука и казнь для людей,
Что путь наш земной не длинней расстоянья
Меж двух неподъемных могильных камней?

Зачем ты пугало тщетою сурово
И страсти цедило отравленный мед,
Твердя: ничего нет на свете святого,
Угроза повсюду – ни шагу вперед?
Ко всем ты лишь завистью злобно дышало
И радо любого в могилу свести.
Души лишено, ты меня затмевало
И душу мою ослепило почти.

Из трусости всех ты предашь, как Иуда,
Ты совесть и честь позабыло давно.
Земля для тебя не святыня, не чудо:
Отчизна, чужбина – тебе все равно.

Исчезни, проклятое, ты мне опостыло! …
Пошел от окна я, грозя и кляня.
Мое отражение в ночь уходило
Во тьму – от меня, из меня – без меня.

И гром раскатился, и дождик закапал,
И ветер со звоном вдруг вышиб стекло,
И в пыль отражение разнесло…
И в доме соседнем ребенок заплакал…

1983г.

***

Мне, рабу покорному, смертно надоели
Обещанья царские и его вельмож:
Вёсны благодатные – где на самом деле?
Годы изобилия – чепуха и ложь.

Ничего не надо мне, ничего не надо!
Лишь бы снег сияющий осенял мой век,
И живил мороз меня, и, души отрада,
Поля бесконечного радовал разбег.

И куда глаза глядят я пойду по полю:
Мне и дня не выдержать даже тенью там,
Где вчерашний подхалим в царской неге-холе
С трона уши прожужжал болтовнёю нам.

Не желаю видеть я, как подлец ликует –
В золоте и серебре, в похвалах молвы.
Тот, кто честен, мужествен, – тщетно негодует,
В клевете, в презрении – с ног до головы.

И пойду я по полю – вихрем бы помчаться!
-И за гранью облачной, в тишине дорог,
Все мечты угасшие вдруг воспламенятся,
И навстречу выйдет мне милосердный Бог.

1990г.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Хиби Алиев поздравил женскую часть личного состава Каспийской флотилии с 8-м марта

Первый заместитель председателя городского Собрания депутатов Хиби Алиев поздравил с наступающим Международным женским днём женскую часть личного состава Каспийской...

Мэр Махачкалы проверяет готовность избирательных участков к выборам Президента РФ

Сегодня мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с главами внутригородских районов и своими заместителями совершают объезд избирательных участков, проверяя...

В Махачкале прошли тренировочные экзамены

Федеральный тренировочный экзамен по методу ЕГЭ прошел по таким предметам, как биология, английский язык, информатика. Экзамены прошли в школе №34...

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...
spot_imgspot_img

В Дагестане наградили отличившихся женщин

6 марта в Доме Дружбы прошла церемония награждения отличившихся дагестанок государственными наградами. Открывая мероприятие, Глава Республики Дагестан С.А. Меликов,...

С Международным женским днем 8 Марта!

Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Этот один из самых любимых...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам