РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К СВЕТУ ВЕЧНОСТИ

В первой суре Корана “Аль-Фатиха” Всевышний Аллах назван Господом миров, Милостивым и Милосердным Царем дня Суда.
Именно к Господу миров в надежде на Его милосердие в день Суда различными путями стремятся мистики-суфии.

Приближение к Господу невозможно без определенного постижения сути божественной Истины, которая в полном объеме ведома лишь Творцу всего сотворенного.
Тарикат с арабского переводится как “путь”, “дорога”, “проход”, “курс”, “способ”, “метод”, “средство”, что показывает большой смысло-содержательный объем этого слова.
Если отталкиваться от понятия “суфизм”, то тарикат означает совокупность теософских и философских постулатов, моральных и этических положений, психологических и физиологических приемов, а также разнообразных теоретических и практических методик, посредством которых человек стремится к постижению Истины.
Молитва и медитация, размышление и созерцание, соблюдение физиологической чистоты и выработка психической устойчивости, постоянное стремление к нравственному совершенствованию и пребывание в состоянии умиротворения – все это и многое другое свойственно специфическому образу жизни суфия, независимо от того, каким Путем он следует к своей Цели.
Суфийское движение в IX – XI веках охватило весь мусульманский мир: в различных странах сформировались братства и ордены мистиков – единомышленников со своими учителями и наставниками, имена которых, как правило, получали различные тарикаты.
Собственно, та или иная относительно самостоятельная суфийская структура и называется тарикатом, по мере распространения которого возникали его филиалы, отделения, ответвления, которые, в свою очередь, тоже делились в основном по территориальному принципу.
Различные тарикатские формирования создавали свои обители, которые стали называться “рабита”, “текке”, “ханака”, “таверна”, “завия”.
Это были своего рода клубы мистиков – единомышленников, которые в основном содержались на пожертвования, а некоторые крупные обители находились на содержании отдельных богатых мусульман, высокопоставленных сановников или государства.
Обителями, тарикатами, орденами и их филиалами руководили признанные шейхи (старцы), муршиды (наставники), устазы (учителя, мастера), которые были благочестивыми и учеными мусульманами, о благородных и богоугодных делах которых знали многие верующие.
Наставники и учителя передавали тарикаты друг другу, руководитель обычно делал ставку на наиболее продвинутого мурида (послушника) из своего тариката, которому при необходимости давалось разрешение (ижазу) на наставничество.
Ижаза оформлялись соответствующим сертификатом, вместе с которым новоиспеченному наставнику передавался также какой-нибудь символический предмет от учителя. Этими символами служили халат, четки, чалма, рубище, личный Коран, книга, ключи от обители. Эти суфийские традиции сохранились до сих пор и соблюдаются в действующих тарикатах.
Со временем образовались силсилы (цепи) тарикатских наставников, которые от старшего к младшему продолжают передавать ижазу и символику наставничества.
Появился термин “иснад”, обозначающий строгий порядок передачи наставничества по силсиле, а также место и роль конкретных учителей в этой цепи.
Тарикат Накшбандийя, к примеру, начинается от самого Мухаммеда, который получил сокровенные знания от Всевышнего. Пророк в 622 году начал передавать эти знания будущему первому халифу Абу Бакру, когда они вдвоем укрылись от преследователей в пещере по пути переселения из Мекки в Медину.
Абу Бакр передал эти знания Салману ал-Фарси, от которого их получил сын Абу Бакра Касим, унаследовавший Джафару ас-Садику.
Затем по цепочке эти знания и соответствующие ижазу в разное время получили Абу Язид Бистами, Фармади, Хамадани, Ривгари и другие, и в XIV веке они дошли до Баха эд-Дина Бухари по прозвищу Накшбанд (чеканщик, художник), родившегося в 1318 году.
Накшбанд внес свой вклад в систему обучения и воспитания муридов, и это имя закрепилось за названием тариката, структуры которого распространились по всему миру и существуют в настоящее время в различных странах, в том числе и в России.
В течение веков происходили слияния и разделения различных суфийских формирований, в результате чего к XIV веку образовались 12 основных или материнских тарикатов: Рифаийя, Ясавийя, Шазилийя, Сухравардийя, Чиситийя, Кубравийя, Бадавийя, Кадирийя, Маулавийя, Бекташийя, Халватийя, Накшбандийя.
Надо отметить, что некоторые из этих структур (Ясавийя, Бадавийя) со временем утратили свое значение и практически синтезировались с другими тарикатами, а другие, такие, как Накшбандийя, Кадирийя, Шазилийя, наоборот, стали более обособленными и многочисленными и в настоящее время доминируют среди суфийских формирований как по количеству последователей, так и по популярности среди верующих мусульман различных стран.
Из всех тарикатских образований мы выбрали два десятка исходя из критериев популярности и значимости.
Представляем читателю по возможности полную и объективную информацию аналитического характера о различных аспектах функционирования этих структурных формирований мусульманских мистиков.

Узор на сердце –
тарикат Накшбандийя
Традиционно считается, что силсила (цепь) передатчиков тариката Накшбандийя нисходит через двух праведных халифов Абу Баккара и Али к самому Мухаммеду.
Поскольку эта цепь соединяется с Пророком не только духовно, но и физически через его близкого родственника Али Аби Талиба, ее называют “силсила аз-захб”, что означает “золотая цепь”.
Абу Бакр передал сокровенные знания близкому соратнику Пророка Салману аль-Фарси, первому персу-мусульманину, прибывшему в Аравию в поисках ожидавшегося последнего Пророка.
Преемником Салмана стал Касим, сын Абу Бакра, известный своей ученостью и благочестивостью исламский подвижник.
От Касима тайные знания унаследовал Джафар ас-Садик (Сидик), живший в восьмом веке и получивший известность также как шестой шиитский имам и основатель пятой в исламе религиозно-правовой школы, получившей название “джафаритской”.
В качестве примечания отметим, что первый раскол в исламе произошел в 661 году после убийства праведного халифа Али Аби Талиба, являвшегося двоюродным братом, зятем и знаменосцем Пророка. Его сторонники, оттесненные от власти династией амейядов, образовали партию – шиа, от чего и произошло само название шиизм. Других адептов ислама как последователей Сунны – свода высказываний Пророка и преданий о его поступках стали называть суннитами, к которым относятся около 90% верующих мусульман во всем мире.
Сунниты номинально относятся к четырем религиозно-правовым школам: ханбалитской, маликитской, шафиитской, ханифитской, которые сформировались в основном в VIII-IX веках и поучили свои названия от имен своих основателей.
Духовным наследником Джафара ас-Садика, почитаемого как шиитами, так и суннитами, стал Абу Йазид (Баязид) Тайфур ал-Бистами, родившийся в начале IX века и умерший в 875 году.
Его последователи назывались тайфуритами, и под этим названием данному тарикату посвящена глава в старинном трактате “Раскрытие скрытого”, который был написан в XI веке великим персидским мистиком Али Ибн-Усманом аль-Худжвири. В этом трактате о тайфуритах говорится:
“Это последователи Абу Язида Тайфура Ибн-Исы Ибн- Сурушана аль-Бистами, великого и прославленного суфия. Его путь – восторг (галабат) и упоенность (сукр). Восторженное жаждание Бога и упоенность любовью к Нему не вызвать сознательным усилием, поэтому бесполезно говорить об этом и нелегко имитировать то, что за пределами наших усилий. Упоенность не присуща трезвому человеку, не в человеческой власти вызвать ее. Упоенный человек захвачен своим состоянием и не замечает сотворенных вещей так, что ему не надо проявлять никах качеств, предполагающих сознательное усилие (таклиф)”.34
Абу Язид аль-Бистами был всесторонне образованным человеком, он изучал индийский мистицизм у индуса Абу Али ас-Синди, которого обучал арабскому языку и мусульманскому богословию. Еще при жизни его называли Султаном аль-Арифин – королем Знающих, а орден его последователей “тайфурийя” оформился уже после его смерти.
Идейным наследником Баязида считается Абдул Хасан Хакани, умерший примерно в 1034 году. Он получил от Бистами безличное духовное вдохновение, которое передал своему ученику Абу Али аль-Фармади (умер в 1078 году). Он наследовал Абу Юсуфу аль-Хамадани (умер в 1140 году), за которым в силсиле следует Абдул Халик аль-Гиджувани, умерший примерно в 1180 году. О последнем следует рассказать несколько подробно, поскольку именно он разработал теоретическую базу данного тариката и фактически являлся его основоположником.
Абдул Халик прошел полный курс обучения у аль-Хамадани и получил от него ижазу и в качестве символа рубище (хирку) учителя.
Аль-Гиджувани ввел в тарикат несколько предписаний и ритуальных практик, в том числе и “тихий зикр” – упоминание Бога “сердцем”, а также серию дыхательных упражнений, сопряженных с произнесением сакральных формул.
Абдул Халик порицал государственную службу суфиев, не одобрял их близкие контакты с властями, считал вредным увлечение муридов своим материальным достатком, не поощрял строительство и функционирование суфийских обителей и проповедовал аскетизм.
Гиджувани разработал и ввел в практику следующие тарикатские установления:
Осознание Бога при дыхании – суфий при каждом вдохе и выдохе должен помнить присутствие Всевышнего.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы поздравил работников налоговых органов с профессиональным праздником

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщение в честь Дня работника налоговых органов Российской...

На сто первом году жизни скончался ветеран Великой Отечественной войны из Махачкалы Гаджи Инчилов

Сегодня, 20 ноября, ушёл из жизни участник Великой Отечественной войны, легендарный разведчик, почётный гражданин города Махачкалы подполковник Гаджи Магомедович...

В Махачкале состоялось торжественное открытие Первенства города по вольной борьбе

В одном из спортивных залов Махачкалы сегодня, 20 ноября, состоялось торжественное открытие Первенства города по вольной борьбе среди юношей...

Завершаются ремонтные работы на улице Кадиева, проводимые по нацпроекту БКД

Завершены значительные ремонтные работы на улице Кадиева в Махачкале, проводимые в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Всего...
spot_imgspot_img

В Махачкале заменяют светильники уличного освещения

В столице Дагестана согласно плановым мероприятиям и по обращению горожан ведутся работы по замене и ремонту светильников уличного освещения. В...

Вода в трех махачкалинских поселках не отвечает установленным требованиям СанПиН

Вода в трех поселках Махачкалы – Загородный, Красноармейское и Семендер – не соответствует установленным требованиям СанПиН. К такому выводу...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам