В первой суре Корана “Аль-Фатиха” Всевышний Аллах назван Господом миров, Милостивым и Милосердным Царем дня Суда.
Именно к Господу миров в надежде на Его милосердие в день Суда различными путями стремятся мистики-суфии.
Приближение к Господу невозможно без определенного постижения сути божественной Истины, которая в полном объеме ведома лишь Творцу всего сотворенного.
Тарикат с арабского переводится как “путь”, “дорога”, “проход”, “курс”, “способ”, “метод”, “средство”, что показывает большой смысло-содержательный объем этого слова.
Если отталкиваться от понятия “суфизм”, то тарикат означает совокупность теософских и философских постулатов, моральных и этических положений, психологических и физиологических приемов, а также разнообразных теоретических и практических методик, посредством которых человек стремится к постижению Истины.
Молитва и медитация, размышление и созерцание, соблюдение физиологической чистоты и выработка психической устойчивости, постоянное стремление к нравственному совершенствованию и пребывание в состоянии умиротворения – все это и многое другое свойственно специфическому образу жизни суфия, независимо от того, каким Путем он следует к своей Цели.
Суфийское движение в IX – XI веках охватило весь мусульманский мир: в различных странах сформировались братства и ордены мистиков – единомышленников со своими учителями и наставниками, имена которых, как правило, получали различные тарикаты.
Собственно, та или иная относительно самостоятельная суфийская структура и называется тарикатом, по мере распространения которого возникали его филиалы, отделения, ответвления, которые, в свою очередь, тоже делились в основном по территориальному принципу.
Различные тарикатские формирования создавали свои обители, которые стали называться “рабита”, “текке”, “ханака”, “таверна”, “завия”.
Это были своего рода клубы мистиков – единомышленников, которые в основном содержались на пожертвования, а некоторые крупные обители находились на содержании отдельных богатых мусульман, высокопоставленных сановников или государства.
Обителями, тарикатами, орденами и их филиалами руководили признанные шейхи (старцы), муршиды (наставники), устазы (учителя, мастера), которые были благочестивыми и учеными мусульманами, о благородных и богоугодных делах которых знали многие верующие.
Наставники и учителя передавали тарикаты друг другу, руководитель обычно делал ставку на наиболее продвинутого мурида (послушника) из своего тариката, которому при необходимости давалось разрешение (ижазу) на наставничество.
Ижаза оформлялись соответствующим сертификатом, вместе с которым новоиспеченному наставнику передавался также какой-нибудь символический предмет от учителя. Этими символами служили халат, четки, чалма, рубище, личный Коран, книга, ключи от обители. Эти суфийские традиции сохранились до сих пор и соблюдаются в действующих тарикатах.
Со временем образовались силсилы (цепи) тарикатских наставников, которые от старшего к младшему продолжают передавать ижазу и символику наставничества.
Появился термин “иснад”, обозначающий строгий порядок передачи наставничества по силсиле, а также место и роль конкретных учителей в этой цепи.
Тарикат Накшбандийя, к примеру, начинается от самого Мухаммеда, который получил сокровенные знания от Всевышнего. Пророк в 622 году начал передавать эти знания будущему первому халифу Абу Бакру, когда они вдвоем укрылись от преследователей в пещере по пути переселения из Мекки в Медину.
Абу Бакр передал эти знания Салману ал-Фарси, от которого их получил сын Абу Бакра Касим, унаследовавший Джафару ас-Садику.
Затем по цепочке эти знания и соответствующие ижазу в разное время получили Абу Язид Бистами, Фармади, Хамадани, Ривгари и другие, и в XIV веке они дошли до Баха эд-Дина Бухари по прозвищу Накшбанд (чеканщик, художник), родившегося в 1318 году.
Накшбанд внес свой вклад в систему обучения и воспитания муридов, и это имя закрепилось за названием тариката, структуры которого распространились по всему миру и существуют в настоящее время в различных странах, в том числе и в России.
В течение веков происходили слияния и разделения различных суфийских формирований, в результате чего к XIV веку образовались 12 основных или материнских тарикатов: Рифаийя, Ясавийя, Шазилийя, Сухравардийя, Чиситийя, Кубравийя, Бадавийя, Кадирийя, Маулавийя, Бекташийя, Халватийя, Накшбандийя.
Надо отметить, что некоторые из этих структур (Ясавийя, Бадавийя) со временем утратили свое значение и практически синтезировались с другими тарикатами, а другие, такие, как Накшбандийя, Кадирийя, Шазилийя, наоборот, стали более обособленными и многочисленными и в настоящее время доминируют среди суфийских формирований как по количеству последователей, так и по популярности среди верующих мусульман различных стран.
Из всех тарикатских образований мы выбрали два десятка исходя из критериев популярности и значимости.
Представляем читателю по возможности полную и объективную информацию аналитического характера о различных аспектах функционирования этих структурных формирований мусульманских мистиков.
Узор на сердце –
тарикат Накшбандийя
Традиционно считается, что силсила (цепь) передатчиков тариката Накшбандийя нисходит через двух праведных халифов Абу Баккара и Али к самому Мухаммеду.
Поскольку эта цепь соединяется с Пророком не только духовно, но и физически через его близкого родственника Али Аби Талиба, ее называют “силсила аз-захб”, что означает “золотая цепь”.
Абу Бакр передал сокровенные знания близкому соратнику Пророка Салману аль-Фарси, первому персу-мусульманину, прибывшему в Аравию в поисках ожидавшегося последнего Пророка.
Преемником Салмана стал Касим, сын Абу Бакра, известный своей ученостью и благочестивостью исламский подвижник.
От Касима тайные знания унаследовал Джафар ас-Садик (Сидик), живший в восьмом веке и получивший известность также как шестой шиитский имам и основатель пятой в исламе религиозно-правовой школы, получившей название “джафаритской”.
В качестве примечания отметим, что первый раскол в исламе произошел в 661 году после убийства праведного халифа Али Аби Талиба, являвшегося двоюродным братом, зятем и знаменосцем Пророка. Его сторонники, оттесненные от власти династией амейядов, образовали партию – шиа, от чего и произошло само название шиизм. Других адептов ислама как последователей Сунны – свода высказываний Пророка и преданий о его поступках стали называть суннитами, к которым относятся около 90% верующих мусульман во всем мире.
Сунниты номинально относятся к четырем религиозно-правовым школам: ханбалитской, маликитской, шафиитской, ханифитской, которые сформировались в основном в VIII-IX веках и поучили свои названия от имен своих основателей.
Духовным наследником Джафара ас-Садика, почитаемого как шиитами, так и суннитами, стал Абу Йазид (Баязид) Тайфур ал-Бистами, родившийся в начале IX века и умерший в 875 году.
Его последователи назывались тайфуритами, и под этим названием данному тарикату посвящена глава в старинном трактате “Раскрытие скрытого”, который был написан в XI веке великим персидским мистиком Али Ибн-Усманом аль-Худжвири. В этом трактате о тайфуритах говорится:
“Это последователи Абу Язида Тайфура Ибн-Исы Ибн- Сурушана аль-Бистами, великого и прославленного суфия. Его путь – восторг (галабат) и упоенность (сукр). Восторженное жаждание Бога и упоенность любовью к Нему не вызвать сознательным усилием, поэтому бесполезно говорить об этом и нелегко имитировать то, что за пределами наших усилий. Упоенность не присуща трезвому человеку, не в человеческой власти вызвать ее. Упоенный человек захвачен своим состоянием и не замечает сотворенных вещей так, что ему не надо проявлять никах качеств, предполагающих сознательное усилие (таклиф)”.34
Абу Язид аль-Бистами был всесторонне образованным человеком, он изучал индийский мистицизм у индуса Абу Али ас-Синди, которого обучал арабскому языку и мусульманскому богословию. Еще при жизни его называли Султаном аль-Арифин – королем Знающих, а орден его последователей “тайфурийя” оформился уже после его смерти.
Идейным наследником Баязида считается Абдул Хасан Хакани, умерший примерно в 1034 году. Он получил от Бистами безличное духовное вдохновение, которое передал своему ученику Абу Али аль-Фармади (умер в 1078 году). Он наследовал Абу Юсуфу аль-Хамадани (умер в 1140 году), за которым в силсиле следует Абдул Халик аль-Гиджувани, умерший примерно в 1180 году. О последнем следует рассказать несколько подробно, поскольку именно он разработал теоретическую базу данного тариката и фактически являлся его основоположником.
Абдул Халик прошел полный курс обучения у аль-Хамадани и получил от него ижазу и в качестве символа рубище (хирку) учителя.
Аль-Гиджувани ввел в тарикат несколько предписаний и ритуальных практик, в том числе и “тихий зикр” – упоминание Бога “сердцем”, а также серию дыхательных упражнений, сопряженных с произнесением сакральных формул.
Абдул Халик порицал государственную службу суфиев, не одобрял их близкие контакты с властями, считал вредным увлечение муридов своим материальным достатком, не поощрял строительство и функционирование суфийских обителей и проповедовал аскетизм.
Гиджувани разработал и ввел в практику следующие тарикатские установления:
Осознание Бога при дыхании – суфий при каждом вдохе и выдохе должен помнить присутствие Всевышнего.