ВОСПИТАТЬ ДОСТОЙНЫХ ГОРОЖАН

Сегодня в Кумыкском театре пройдет торжественное собрание, посвященное Дню учителя. Для участия в нем приглашены и ветераны педагогического труда. Лучшие учителя столичных школ будут награждены в день своего профессионального праздника.
Сценарий торжества построен так, чтобы основной акцент направить на личность педагога. Сосредоточил все свое внимание на благородном образе учителя и начальник Управления образования г. Махачкалы, доктор наук, профессор, известный ученый в области хранения и переработки пищевых продуктов Магомедмирза Гамзаевич МАГОМЕДОВ.

– Более десяти тысяч учителей в педагогическом коллективе города. Среди них очень много достойных самого высокого звания и самой высокой награды профессионалов.

– Где же им быть, как не в столице…

– Действительно. И уровень праздника тоже должен соответствовать статусу нашего города. Мы хотим провести этот день очень красиво. Видеобращение Главы города к педагогам – свидетельство пристального внимания Саида Джапаровича Амирова к работе педагогов.

– Естественно, чтобы изменить общество, прежде всего, надо изменить образ мышления, а это и есть прерогатива образования.

– Система образования была определена среди приоритетных направлений деятельности Администрации города со дня прихода в нее Саида Джапаровича.

– Вы, Магомедмирза Гамзаевич, находясь три с половиной года на этой должности, придерживаетесь приоритетов и тенденций, выбранных с самого начала?

– В день моего назначения как напутствие Глава города сказал мне такие слова: «Мы должны параллельно с обучением вести работу по воспитанию. Чтобы для современного города в будущем был подготовлен воспитанный гражданин». И когда я начал работать, с каждым днем убеждался, что это не просто слова, это убеждение Главы нашего города, его подход к системе образования. С какой бы просьбой в отношении городского образования, коллектива или отдельного работника ни обращались, не было случая, чтобы он не выслушал и не оказал содействие. Мы нередко получаем письма, звонки от родителей с замечаниями. Они говорят: «Мы об этом поставим в известность Саида Джапаровича», подтверждая этим веру жителей в команду Администрации и в ее руководителя.

– Это Вы уже посвящаете в особенности образования в городе Махачкале?

– Продемонстрирую специфику системы образования примерами. Год назад, когда изменился статус города, все наши сельские и поселковые школы оказались городскими. Где раньше наполняемость была 20 учащихся, теперь уже 25 – как в городских школах. Все работники сельских образовательных учреждений получали 25 учеников надбавки к своей зарплате. Хотя школы стали называться городскими, социальные условия остались прежними. Администрация с городским Собранием приняли совместное постановление, чтобы не нарушать закон и сохранить 25 % надбавки нашим учителям, создали транспортный фонд. В него поступают средства, и каждый учитель получает из фонда 25 процентов надбавки. Таким образом, их интересы не были ущемлены, педагог остался защищенным.
Еще один пример такого характера. Раньше у нас было много общественных организаций, занимающихся воспитанием детей.

– В некоторых школах действует пионерская организация. А какие еще объединения есть в Махачкале?

– Сейчас почти в каждой школе функционирует такая общественная организация, как «Юная Махачкала». Работают родительские комитеты и попечительские советы, другие общественные организации. Но самым многочисленным и действенным остается профсоюз со своим громадным опытом. Если профсоюзы лидируют в общественной активности, разве можно их не поддержать? Все руководители профсоюзных организаций школ получают надбавки к зарплате из бюджета города. Таким образом, они оказались заинтересованными в своих делах. И моральная сторона не менее важна: профсоюзные деятели чувствуют, что городу их труд нужен. У нас много учителей, имеющих звания «Заслуженный учитель», «Почетный работник образования. Раньше они ничего не получали. Вышло распоряжение С.Д.Амирова о выплате 10-процентной надбавки к зарплате. Заслуга должна быть подкреплена материально. При нынешнем уровне зароаботной платы для учителей такая материальная поддержка стимулирует хорошую работу: идти в ногу со временем, внедрять современные технологии обучения и воспитания детей.

– Поставить себя на место другого и посмотреть на себя со стороны – способности, позволяющие усовершенствовать не только отдельную личность, но и целую систему.

– «Посмотрел со стороны» на наши школы, когда ходил по ним недавно с двумя московскими комиссиями. Заинтересовались проверяющие из Москвы стендами «Юная Махачкала»: что за общественная организация? Но еще больше были удивлены, когда у входа в школу человек в специальной форме спросил: «Кто вы?». Хотя меня и знали, их долг, как у часового, спросить. Москвичи попросили всю информацию о нашей охранной службе и обещали опубликовать в центральных журналах, чтобы наш педагогический опыт был распространен в других областях.

– Провинция тоже может поставлять идеи в столицу… И не только идеи.

– Конечно. Кто может назвать еще один город России, где стоит мемориал представителям русской интеллигенции, символом которой стал образ учительницы? Там, может, хорошо смотрелся инженер или еще какой-нибудь представитель русской интеллигенции… Все-таки ближе сердцу оказался образ учительницы, потому что это великий труженик, тот, кто строит наше будущее. Так интегрально проявляется отношение Администрации к самой системе образования.

– Магомедмирза Гамзаевич, на августовской конференции Вы предложили проводить День знаний у памятника русской учительнице. Это будет со следующего года?

– Не только День знаний… Мы будем этот мощный воспитывающий фактор использовать ежедневно.

– Уже функционирует музей, наверно, и на его базе будут проходить занятия?

– Мы сейчас составляем календарь работы, которую будем проводить в течение года, привлекая все образовательные учреждения города. Потенциал памятника будем использовать в деле воспитания патриотизма, дружбы между народами, уважения к педагогическому труду.

– И эта форма работы тоже войдет в специфику системы образования нашего города, в ее позитивную часть. Но есть и такие особенности в нашем городе, которые не особенно благоприятно отражаются на работе педагогических коллективов, например, не хватает школ.

– Да, конечно, бурный рост численности города создает определенную напряженность в социальной сфере. У нас в среднем наполняемость образовательных учреждений 147-150 процентов. Такие школы, где обучается 2500-2700 учащихся в две смены, в России надо еще поискать. У нас есть около десяти школ, где обучаются более 2500 детей. Появились целые микрорайоны в городе, где вообще общеобразовательных учреждений нет. Президент РД Муху Алиев на встрече с активом города в числе проблемных приоритетных задач назвал и систему образования. Были названы цифры, которых надо достичь, чтобы удовлетворить потребности населения столицы сегодня. Необходимо построить минимум десять школ с охватом в среднем около двух тысяч детей и столько же дошкольных учреждений на 200 детей.

– Республика тоже будет помогать?

– И город, и республика будут строить. Мы буквально недавно представили в министерство сведения, необходимые для проектирования и планирования новых образовательных учреждений. До 2008 года будет запланировано 15, а потом начнется их строительство.

– А для того чтобы все знали, что делается в этой области, создано новое издание «Дагестанская школа». У Управления образования не один печатный орган?

– Четыре страницы в «Дагестанской школе» готовим мы. Специальным совместным постановлением Администрации и городского Собрания создано приложение к газете «Орленок Дагестана» – «Юная Махачкала». Мы имеем возможность обратить внимание педагогов всей республики на нашу работу.
Ко Дню учителя мы подготовили специальный номер газеты, где опубликован и доклад августовской конференции.

– В начале этого учебного года Президентом РФ В.Путиным подписан документ о новых стандартах в системе образования. Следует ли из него отказ от регионального компонента?

– Региональный компонент в обучении сохранился, это одна из особенностей дагестанской системы образования. Наш менталитет, наше чувство патриотизма, национальная специфика, особенности, привязанность к своей культуре, к своим традициям, к своему началу вызывают стремление говорить на родном языке, знать обычаи своих предков, сохраняя этим свое культурное достояние. Это внутренняя потребность наших народов, и идти, вопреки этому желанию, бесполезно. И поэтому в школах преподаются предметы «Культура и традиции народов Дагестана», «Дагестанская литература», изучаются родные языки. Эти дисциплины преподаются во всех образовательных учреждениях города. Одна из составляющих регионального компонента учебного плана – обучение детей на двух языках – на русском и на родном.

– Вот эти красочные книги, что на Вашем рабочем столе, видимо, из серии новых учебных пособий по родным языкам?

– Это картинные атласы-словари. Они составлены на трех языках – родном, иностранном и русском. «Натур-атласы», «Анатомические атласы-словари» позволяют ребенку запомнить названия частей тела, представителей фауны и флоры одновременно на родном, английском и русском языках. Такие атласы вышли на всех дагестанских языках. Мы хотим сейчас их распространить по школам Махачкалы. Мы хотим выйти и на большое экологическое воспитание. Вот слово «инсан», обозначает «человек» в дагестанских языках. Теперь обратите внимание на дагестанскую методику обучения и воспитания – сначала внушается уважительное отношение к своей личности, через это уважительное отношение – к другой личности, через личность – ко всей семье, своему тухуму, своему селу, району, республике и всему обществу. Когда стоит выбор , как поступить, дагестанец не может не считаться с чувством ответственности перед своим родом, родиной, страной.

– Магомедмирза Гамзаевич, мы все знаем, что Вы – человек творческого мышления и порой допускаете смелые мысли. Есть наверняка в запасе еще задумки?

– Есть один секрет, которым я еще не делился даже с педагогами. Как человеку, близкому к биологии, мне кажется, одним из приоритетных направлений в воспитании становится бережное, уважительное отношение к окружающей среде, природе. Мы привыкли, что экология – это лес, трава, природа. Но экология – это все, что вокруг нас. Это то, что мы едим, чем дышим, во что одеваемся. Мы должны убедить в этом детей. Но одними лекциями не обойтись. Если каждый из нас перестанет сорить, то не будет в городе мусора. Мы хотим, чтобы город был чистым, экологически благополучным. Среди администраторов ученых-экологов очень много обсуждается, как решить эту проблему. В воспитании мышления здорового образа жизни мощную роль будет играть новая общественная организация экологической направленности. Своеобразный экологический патруль будет стоять на страже чистоты в городе. В создании его будут участвовать и городская станция юных натуралистов, и клуб «Алые паруса».
У нас будет возможность разнообразить общественное движение, мы над этим думаем…

– Это может быть морской патруль, лесной, степной, парковый, в зависимости от того, какой участок будет контролироваться юными членами экологической службы. Во всех школах города будет создана эта организация?

– Это будет массовая общественная структура. Может, чем-то поможем нашему САХу, жителям нашего города. Если ко взрослому человеку, бросившему окурок, подойдет школьник, сделает замечание или молча подберет его, думаю, это разбудит совесть и запомнится надолго. Совершая конкретные дела, мы будем воспитывать и нового гражданина для города.
Празднование 150-летия Махачкалы тоже стало мощнейшим фактором в воспитании детей. Ни один педагог, ни один ученик не останется в стороне от массовых мероприятий, которые уже проходят в образовательных учреждениях. Сегодня хорошо, завтра должно быть еще лучше.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам