Не так давно в столице России состоялась встреча Президента Дагестана Муху Гимбатовича Алиева с московскими студентами – дагестанцами. Среди них была и Изумруд МАГОМЕДОВА, студентка 5-го курса лечебного факультета Московского государственного медико-стоматологического университета.
Наш представитель в Москве встретился с И.Н. Магомедовой и задал ей несколько вопросов. – Изумруд, для начала расскажите вкратце о себе.
– Родилась я в Махачкале, окончила с отличием школу №4, после чего поступила в Дагестанскую государственную медицинскую академию. В 2005 году после окончания трех курсов лечебного факультета перевелась в Московский медуниверситет. В настоящее время учусь на 5-м курсе лечебного факультета этого учебного заведения.
Мой перевод на учебу в Москву был связан с переездом семьи в столицу. Отец мой работает в системе газовой промышленности, мать домохозяйка, а два моих брата окончили Дагестанскую медицинскую академию по специальности “стоматология”, затем прошли ординатуру в том же университете, где я учусь, и теперь работают по специальности. Так что в нашей семье почти три врача.
– Что означает для вас лично встреча с Президентом Дагестана, и нужно ли вообще подобного рода общение между руководителями республики и нашими земляками, проживающими в Москве?
– Встреча была очень интересной, а для меня лично неожиданным было само приглашение на эту встречу с руководителем республики в Москве студентов – дагестанцев, отлично обучающихся в столичных вузах. На встрече присутствовали также представители дагестанской диаспоры в российской столице.
Студентам – отличникам Муху Гимбатович вручил тексты распоряжения Правительства Республики Дагестан о назначении им стипендий в размере 1000 рублей. Такая забота республиканских властей очень нас тронула. Надо отметить, что подобные мероприятия ранее никогда не проводились. Контакты руководства республики с дагестанцами, живущими в Москве, очень нужны и важны, они имеют не только стимулирующее значение для нас, но и дают позитивный психологический заряд.
– В последнее время много говорят и пишут о фашистах и скинхедах, бесчинствующих в российских городах, в частности, в Москве. Приходилось ли вам встречаться с подобного рода субъектами, и каково ваше мнение о ксенофобии в целом?
– Мне лично не приходилось встречаться с такими людьми, но однажды видела, как молодая москвичка оскорбляла пожилую узбечку, задевая ее национальность. Несколько раз слышала от знакомых земляков, как к ним в метро беспричинно придирались молодые люди характерной внешности. Раньше скинхеды демонстративно носили тяжелые ботинки и черную одежду, брили головы, но теперь они мало чем внешне отличаются от других граждан, отличие только в мозгах. В нашем вузе среди студентов скинхедовских замашек я не замечала. У нас учатся и иностранцы, и жители национальных республик, однако мне не известно о том, чтобы их ущемляли в чем-либо на основе национального происхождения.
Что же касается ксенофобии, то она на пустом месте не возникает. В том, что часть молодежи увлекается фашистской идеологией, прежде всего, виноваты представители старшего поколения и особенно члены семей ксенофобов. Кроме того, в этом смысле негативную роль играют СМИ и, в первую очередь, ТВ, которые в погоне за прибылью пропагандируют культ нетерпимости и насилия.
– Как складываются неформальные отношения студентов – дагестанцев с выходцами из других регионов, а также с иностранцами?
– Отношения студентов – дагестанцев с представителями других стран и регионов складываются нормально. Особенно дружны наши земляки с представителями кавказских республик и ближнего зарубежья. Армяне, грузины, азербайджанцы, кабардинцы, черкесы, карачаевцы, чеченцы и другие считают друг друга земляками. Да и студенты русской или другой национальности для нас также не чужие. В выборе друзей национальность не должна иметь значения. Некоторые студенты – москвичи дружат с иностранцами из других стран, в том числе из бывших советских республик. В этом отношении среди студентов нашего вуза какие-либо недоразумения, основанные на чьей-либо национальности, не возникают.
– С какими проблемами студент-дагестанец ,в первую очередь, сталкивается в Москве. По мере обучения таких проблем становится меньше или больше?
– Наш земляк – студент, прежде всего, сталкивается с интенсивностью жизни, высоким темпом и разнообразием явлений и событий, происходящих повседневно, масштабностью всего того, что наблюдается вокруг, но и, как следствие, с дефицитом времени. К этому можно добавить не всегда доброжелательное отношение окружающих, которое хотя и не часто, но все же встречается. А чем больше живешь в Москве, тем больше привыкаешь к местным условиям, поэтому проблем с каждым годом становится все меньше.
– Как известно, для студентов и их родителей «больной темой» являются взяточничество и мздоимство при поступлении в учебное заведение, а затем и в процессе обучения. Как с этим обстоит дело в вузе, где вы обучаетесь?
– Я не слышала, чтобы кто-то в наш университет устроился за взятку. А что касается процесса обучения, то перед студентами, которые хотят и могут учиться, никаких препятствий не возникает. Это неправда, что оценки в любом вузе можно купить за деньги. У нас ни за какие подношения оценки и зачеты не купишь. Ко всем, кто хорошо и тем более отлично учится, преподаватели относятся благосклонно, а к нерадивым студентам и отношение соответствующее. По-моему, это вполне закономерно и естественно.
– Как в целом учатся знакомые вам студенты – дагестанцы? Не обнаруживается ли большой разрыв между знаниями, которые дают дагестанские школы, и требованиями, предъявляемыми в московских вузах?
– Студентов – дагестанцев в Москве не так много, и они, насколько мне известно, учатся нормально. Президент Алиев М.Г. на той встрече отметил, что дагестанцы, обучающиеся в Москве, не подводят республику.
Я лично не ощутила никакого “разрыва” между знаниями, получаемыми в Дагестане и Москве. Кто учился в Махачкале на хорошо и отлично, тот и здесь учится так же, а тот, кто не блестал знаниями там, тому, естественно, несладко приходится здесь в плане успеваемости. Так что разрыв обнаруживается между уровнями подготовленности конкретных людей, а не между уровнями дагестанских и московских учебных заведений.
– Что бы вы посоветовали дагестанским выпускникам, стремящимся “штурмовать” московские вузы?
– Прежде всего, я посоветовала бы быть целеустремленными и трудолюбивыми, терпеливыми и напористыми. Тот, кто хочет учиться в Москве, должен проявлять себя не только эрудитом, но и воспитанным, добрым человеком. Это все лежит в основе залога его будущих успехов.
– Каковы ваши личные планы на ближайшее будущее?
– После окончания университета я предполагаю продолжить учебу в аспирантуре одного из вузов. Мечтаю внести свой личный вклад в развитие медицинской науки и практики. Клятва Гиппократа для любого врача неписаный, но основной закон на все времена. Я буду верна этой клятве всю свою жизнь.