К признанию героя лезгинского народного эпоса Шарвили легендарной личностью шли столетиями. Путь к преодолению сомнений начался со сборника Забита Ризванова и Байрама Салимова, которые собрали, обработали и систематизировали сохранившиеся народные сказания и песни о богатыре. В переломное время между вторым и третьим тысячелетиями особенно остро ощущалась потребность в идеале, символизирующем единство целого народа. Так, по инициативе Ризвана Ризванова и Имама Яралиева появился ежегодный праздник в честь полководца, еще недавно считавшегося мифическим. За восемь лет своего существования праздник утвердился и проходит в Ахтах в июне-июле.
Воздать достойное поклонение герою собрались в прошлую субботу на его родине благодарные потомки разных возрастов, рангов и жизненных устремлений. Будто из глубины веков присланные гонцы, всадники в горских одеждах встречали гостей у въезда в село.
Во времена Шарвили были другие праздники. Чаще очередная победа над полчищами завоевателей была им поводом. Ныне врагов мы не видим. Жизнь испытывает по-иному. Демонстрацией сплоченности людей и единомышленников стало торжество в этом году.
Программа праздника устоявшаяся. Но определенные нюансы разнообразят ее каждый год.
К постоянным участникам шествия на гору Келез в этом году примкнули новые люди. Расширение ореола представительства в торжестве районных руководителей и министерств наводит на мысли о возможном придании празднику статуса республиканского. Во имя многовековой дружбы можно пойти на это.
Негласные заветы Шарвили о сплоченности проявились в этом году в конкретном шаге. Окруженный соратниками Имам Яралиев говорил о духе Шарвили, и люди по инерции оглядывались на актера лезгинского театра, игравшего его, Абраамхалила Рамазанова – он был в форме. Хотя юные участники торжества, представляющие героев по американскими боевикам, недоумевали от неимоверного размера его меча и внушительных усов.
– А почему он такой старый ? – по-иному представляют «расцвет сил» ахтынские девушки.
Легенды древние, но не хочется, чтобы их герои старели в реальном мире. В празднике условностей форма имеет значение.
Среди демонстрировавших свою спортивную форму тоже были «новенькие». Метание камня, поднятие гири, армрестлинг обнаруживают мышечный рельеф рук. Желанием доказать свое родство с Шарвили в этот день особенно загораются местные ребята. А легендарный богатырь следит за потомками из своего временного убежища – горы Келез.
Памятник герою, который планировался на ее вершине, после народных обсуждений решено поставить на холме у села Ново-Мака. На следующий праздник «Шарвили» гости будут проезжать мимо него.
– Рядом с трассой, проходящей в южные районы Дагестана, памятник будет наглядней, – согласился финансировавший его изготовление Владимир Ашурбеков, – а в Ахтах будет стоять ротонда.
Как бы аккуратно ни были выложены ступеньки, ведущие к месту поклонения, подъем и спуск по ним требует усилий. Совершение этого ритуала сопровождается ощущением преодоления себя во имя высшего. Театрализованное действо, проходящее на ветру на вершине горы, – своеобразное испытание для актеров.
Участие в гала-концерте праздника стало престижным. Для фольклорных коллективов из районов – это возможность получить массового зрителя. Для новых звезд – случай, чтобы доказать свою поддержку землякам и народным традициям. Для зрителей – настоящий большой концерт.
– Своих районных певцов мы слышим и видим, а в праздник приезжают певцы из соседних районов, интересно сравнить, особенно когда исполняют знакомые народные песни. На эстраде тоже есть новые исполнители. Впервые в этом году я увидела Замира, – Джамиля с родственниками на праздник пришла пешком из соседнего села.
Так что этот праздник объединяет и семьи, и соседей. Правда, в этом году было меньше гостей издалека.
Выходцы из Южного Дагестана, живущие в больших российских городах, стараются приурочить свой отпуск ко времени проведения всенародного праздника. В этот день земляки запасаются впечатлениями, освежают в памяти народные обычаи, знакомят детей с историей малой родины. Содействие в этом оказывает один из богатейших музеев республики. А для ахтынского музея праздничный день дает возможность пополнить бюджет. Значит, к следующему году здесь можно будет увидеть новые экспонаты. Но в его «оружейной палате» подобных мечу Шарвили пока нет.
Участники гулянья останавливаются у выставок народных ремесел местных умельцев, сопровождающих праздник. Пополняется коллекция портретов Шарвили, сделанных учащимися ахтынской школы искусств. Кто бы из них не хотел нарисовать с натуры легендарного богатыря. Со времен былинного народного любимца веками передается рисунок , запечатленный на коврах. Многие другие изделия ахтынских мастериц также создавали атмосферу торжественности.
Думать про обратную сторону медали в этот день не хочется. О форме и содержании, о соответствии финансирования значимости ежегодного торжества, об организационных моментах и о напряжении за кулисами праздника. Наверняка вслух и руководитель Ахтынского района Сафидин Мурсалов, и работники фонда «Шарвили» на вопрос: «Что этот день для вас – работа или праздник?» ответят так же, как и руководитель «Арси»:
– Конечно, праздник! Праздник, которым завершается любое преодоленное испытание.