НЕОБЫЧНО И ОТВЕТСТВЕННО

О прозе, к которой относятся произведения, вошедшие в книгу «Свадьба в тюрьме» Абдуселима Исмаилова, писать трудно. Само название книги ставит читателя в затруднительное положение: слышал ли кто-нибудь о подобных свадьбах? Обычно применяемые оценки сюжета и персонажей, идеи и стиля одинаково не подходят ко всем произведениям. К некоторым, особенно к повестям «Дьявольские игры…», «Последний вой», такие оценки вовсе неуместны. В них они не играют важной роли – важно нечто другое, на первый взгляд, даже не связанное с тем, о чем пишет автор в своем произведении. Повесть «Дьявольские игры…», как подсказывает продолжение этого названия, написана о протестующей душе и потерявшем порядок времени, но рассказывает о последних днях, даже часах и минутах жизни обычного человека, ничем не вызывающего интерес читателя. Интерес вызывает само повествование, вроде бы бессюжетное, не придуманное, но очень художественное. И это, по моему убеждению, делает произведение замечательным. Все это в полной мере относится и к повести «Последний вой», построенной с начала и до конца на внутренних диалогах и монологах собак и лишенной какого-либо сюжета, на котором должно строиться обычно все произведение.
Как видно, автор выбрал самый трудный путь. И мне кажется, он с успехом прошел его до конца.
Главный персонаж повести «Дьявольские игры…» Бедназар прожил честно и с верой в справедливость более 60 лет. Но вот он задумывается над этой жизнью, которая привела его в никуда, оставила его ни с чем. Все, чем он гордился всю свою жизнь, разрушено, растоптано, даже направлено против него гневом собственной души, которая в конце концов расстается с ним навсегда. Бедназар не умирает от руки бандита или грабителя, как стало модно в современной так называемой остросюжетной прозе. Он умирает от собственной жизни, от того нерва, который нечасто проявляет себя в человеке и в обществе тоже. Да и в литературе, которая с конца ХХ века в основном гонится за умопомрачительными приключениями с кровью и убийствами, оголяя и опошляя одновременно все, что имеет место в человеческой жизни. Эти тенденции, к сожалению, проникают и в современную дагестанскую литературу.
Но вернемся к повестям Абдуселима Исмаилова. Собственная душа доводит Бедназара до отчаяния, этому помогают другие персонажи. Это сосед Шахгерей, для которого не существует рамок приличия, а главным инструментом в жизни является лицемерие. Это хитрый лжеправедник и лжесвятой Мурцали, выдающий себя за уважаемого человека, но всю свою жизнь занимавшийся неугодными делами. Это крутые ребята из города, готовые идти на любые дела и преступления, чтобы овладеть чем-нибудь, обогащаться за чей-либо счет… Поэтому Бедназар в растерянности, он не против примкнуться к ним, но есть сила, перед которой ответственен больше. Это сила собственной души.
«Да, я против тебя!- говорит внутренний голос Бедназару.
– А знаешь почему? Потому что ты сам против себя!.. Да, да!.. Если бы не так, ты не примкнулся бы к Мурцали! Ты не ходил бы по селу с Шахгереем, которого считал настоящим шайтаном!.. Теперь они твои друзья. А я, служившая тебе столько лет, – твой противник!.. Враг твой!». Так они и расстаются.
Но повесть «Дьявольские игры…» не только об этом. Может быть, совсем не об этом. Автор очень тонко, очень художественно повествует о глобальных вещах, с редким чувством проникновенности раскрываемой проблемы делает своего читателя свидетелем огромного разлома в общественной жизни.
Этому сильно помогают такие главы, как «Отец рассказывал», «Уроки одной поездки», «Заблудившийся на семь лет ангел», кажущиеся на первый взгляд самостоятельными произведениями, но при внимательном подходе являющиеся носителями главной идеи произведения. В этом и заключаются сложность произведения, его высокий уровень, его новизна и новаторское начало. Такие произведения – большая редкость не только в лезгинской литературе.
От страницы к странице читателя обескураживает состояние нашего общества, для которого собственная история становится разменной монетой, а моральные и нравственные основы «препятствием» в своем развитии, навязывая себе при этом чуждые и порою враждебные ценности. Показателен в этом смысле случай с Ангелом, который был послан Всевышним на землю с целью: так ли там все устроено, чтобы человек чувствовал себя счастливым… А Ангел, не лишенный искушения и обманутый Дьяволом, увлекся красивыми желтыми цветами ядовитого кустарника и забыл о своей цели, а также о райской красоте, которая окружала его в местности Чат-лег, где живут и радуются жизни обычные люди. Но через семь лет, когда вдруг вспомнил о своей миссии, Ангел видит совсем другую картину: покинутое жителями, заросшее бурьяном и крапивой село, разрушенные дома. Вокруг не осталось никаких признаков жизни, только лишь кажущийся трупом старик сидит на крыльце, и обессиленный, ослепший волкодав лежит возле него. Ангел бросается в обратный путь, чтобы каяться перед Всевышним и просить прощения и чтобы вернул он на землю красоту и счастливую жизнь.
Герои следующей повести Абдуселима Исмаилова – это четвероногие друзья человека, которые по тем или иным причинам оказались на городской свалке. Опять наблюдаем необычный подход к раскрываемой теме, вроде и сюжет отсутствует, персонажи странные, но повесть читается с большим интересом, невозможно оторваться от внутренних монологов несчастных собак и их диалогов с щенком по кличке Ябатай (Безухий). Но опять-таки повесть не об этом. Особенно убеждает в этом глава « Месть рыжего шаха», где на собак перенесены все пороки человеческих отношений: раболепство и лицемерие, отсутствие собственного достоинства и уважения к себе. Повесть «Последний вой» наводит на глубокие размышления, заставляет читателя задуматься над собственным поведением в повседневной жизни, когда все продается и покупается, когда честь и совесть легко меняются на расположение и положение, когда из-за лишнего куска и очередной подачки люди превращаются в зверей, грызутся с себе подобными, проливают кровь, лишают жизни друг друга. Не об этом ли нужно писать в настоящее время? Не открывает ли наш автор своим братьям по перу путь для осмысления навалившейся на общество лавины проблем?
Не претендуя на всесторонний анализ всех произведений, вошедших в книгу «Свадьба в тюрьме» (это и невозможно в обычной газетной статье) не могу не отметить одну яркую особенность прозы Абдуселима Исмаилова. Он мастерски владеет таким художественным инструментом, как диалог. В коротких репликах и внутренних размышлениях и разногласиях персонажей раскрываются характеры, очерчиваются и создаются яркие образы. Владение этим важным инструментом, очень ценным художественным приемом, как нам кажется, и привело А. Исмаилова в драматургию. Даже очень хорошим поэтам и прозаикам это бывало не под силу. Драматургия – литература особая. Она требует от автора особого мастерства. Драмы, вошедшие в книгу «Свадьба в тюрьме», убеждают, что А. Исмаилов этим жанром владеет. Они отвечают на все строгие требования сцены и поэтому нашли путь в разные годы к национальному зрителю. А посвящены они тем же жгучим проблемам, поднятым в повестях и требующим своего разрешения.
В драмах Абдуселима Исмаилова прямо на глазах читателя и зрителя происходит метаморфоза перерождения общества и личности, в процессе которого они теряют очень много, а приобретают слишком мало. Приближая этим полный нравственный крах, рушатся традиционные устои семейных и родственных отношений. Ход времени выбирает путь ложных ценностей, который в свою очередь приведет к самоуничтожению общества и личности. Поэтому в пьесе «Дом взорвался» разыгрывается драма между родным отцом и дочерью. А в следующей пьесе «Свадьба в тюрьме», из-за получения сиюминутного удовольствия и выгоды, криминальные силы бросают людей в войну с властью. В пьесе «Цыгане» сын устраивает ночное ограбление родной матери, а потом отнимает у нее дом, чтобы угодить жене и теще…
Не менее интересны и замечательны в художественном отношении малые жанры Абдуселима Исмаилова. В книге «Свадьба в тюрьме», кроме рассказов и монологов, нашел свое место и такой жанр, как литературный фельетон. В этих произведениях наблюдается целая галерея прекрасных образов, мелодичен и богат их язык. Кстати, это еще одна ярко выраженная особенность прозы А.Исмаилова. Писатель прекрасно знает образ мышления представителей различных слоев, поколений, социальных и территориальных групп лезгин. Возьмем, к примеру, монолог «Утро бригадира». Это живая картина горного села, на которой каждое слово особой краской ложится на полотно, где сосредотачивается большой портрет или образ проживающих в горном ауле людей, и тонкий юмор, присущий горцам, играет в нем особую роль.
Далекая история народа и судьба заброшенных за последние десятилетия горных сел, боль оставленных без присмотра родителей и растущих сиротами детей, надвигающаяся экологическая катастрофа и деградация нравов – вот основные темы этих произведений. Думается, А.Исмаилов в сваей книге, значит, и в жизни тоже, выступает как индикатор всего, что происходит со страной, его народом, с каждой личностью в отдельности. Эта обязанность, взятая на себя писателем добровольно, призывает его быть ответственным за каждое свое произведение, за каждое слово. Так выступали и поступали настоящие писатели всех времен и народов.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам