РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К СВЕТУ ВЕЧНОСТИ

Зачинателем Накшбандийя в Дагестане был Мухаммед аль-Яраги (род. в 1772 г.). Муридами и шейхами этого ордена являлись руководители антиколониальной борьбы на Северном Кавказе Газимагомед и Шамиль, а также предводитель антибольшевистского восстания в Дагестане в 20-х годах ХХ века Мухаммед аль-Балахани.

В настоящее время в этом регионе России действуют многочисленные формирования Накшбандийя, которыми руководят учителя-наставники и шейхи различных духовных уровней.

Наиболее авторитетными среди них являются Саид Афанди аль-Чиркави, Саражудин Хурикский, Магомед-Мухтар, Мухажир Доргелинский, Арслан-Али Афанди и другие.
Мистическая практика Накшбандийя многогранна и разнообразна. Одной из ее составных частей является сухба – доверительное и сугубо личное общение между устазом-учителем и муридом-послушником, осуществляемое на высочайшем духовном уровне. Особенного характера духовная связь между наставником-учителем и саликом-учеником раскрывается в практике «таваджух», в процессе чего устаз и мурид мысленно концентрируются на образе друг друга. Это способствует взаимному духовному контакту, который постепенно перерастает в виртуальное слияние учителя и ученика.

Методика психофизических тренировок и специально разработанных упражнений нацелена, с одной стороны, на нейтрализацию плотских страстей и обузданию собственной персоны, а с другой стороны – на духовное воспитание личности и стимулирование возвышенных сердечных позывов, устремленных за пределы материального мира.

Каждый неофит должен пройти период испытания – проверки, который может длиться от нескольких дней до нескольких лет, когда он, как правило, выполняет различные работы по заданию наставника, в том числе и по обслуживанию обители. Иногда салик с целью испытания может быть привлечен к тяжелому и опасному труду или грязной изнурительной работе, что может показаться ему бесконечным и бессмысленным.

Выдержавший испытание и проверку ученик проходит процедуру инициации, в процессе которой он получает вирд – обязательные к исполнению наставления учителя.

В одном из ответвлений Накшбандийя мурид принимает на себя обязательство ежесуточно исполнять следующее:

– от 1 до 11 раз прочитать наизусть определенные, конкретно обозначенные суры Корана.

– 100 раз произнести «астагфируллах» – формулу, приблизительно означающую «Боже сохрани!»

– 300 раз произнести «шахада» – свидетельство о том, что «Нет божества, а есть Бог и Мухаммед – посланник Бога».

– По 33 раза произнести каждую из трех сакральных формул во славу Всевышнего.
– 5000 раз «сердцем» поминать Аллаха, совершая тем самым процедуру тихого зикра.

В этом перечне есть и некоторые другие обязательства, которые могут быть индивидуальными для каждого конкретного послушника, нагрузка на которого регулируется в процессе наставничества.

Произнесение формул и зикра связаны с определенными условиями. Необходимо занимать требуемую позу и чередовать вдохи и выдохи, а также наклоны головы в заданном ритме в такт речетативу.

Муриды Накшбандийя не носят специальной формы и не имеют обязательных внешних атрибутов. Тем не менее последователи некоторых устазов придерживаются каких-то неписаных правил ношения одежды.

Например, муриды упомянутого выше дагестанского шейха Саида Афанди аль-Чиркави предпочитают носить просторные брюки, рубашку зеленого цвета навыпуск и невысокую тюбетейку такого же цвета с двумя параллельными волнистыми линиями по кругу.

Отдельные ветви этого тариката имеют эмблему в виде контура сердца с вензелем «Аллах».

Отметим здесь, что такие понятия, как тарикат, его ответвление, направление или формирование, а также муридское братство, а иногда даже вирд (обязательство) могут в ряде случаев использоваться в качестве синонимов, хотя их смысловые идентификационные признаки и отличаются друг от друга. Заодно обратим внимание еще на такое обстоятельство: слова «тарикат» (путь) и «силсилат» (цепь) в арабском языке имеют женский род, но в русском традиционно пишутся и произносятся, как «тарикат» (редко «тарика») в мужском роде, но «силсила» (иногда «силсилат») – в женском. Мы следуем в тексте этой устоявшейся традиции, тем более, что форма написания окончаний этих слов нисколько не влияет на их смысловое содержание.

О тарикате Накшбандийя и Баха эд-Дине в разное время писали как духовные лица, так и светские исследователи, многие сочинения которых сохранились по настоящее время и помогают пролить свет на мистическое учение и практическую деятельность этого ордена. Определенный интерес в этом отношении представляет статья В. Гордлевского «У гробницы Бахаудина», перепечатанная в сборнике «Суфии».

Автор пишет: «Воспользовавшись пребыванием в Бухаре (в 1929 г.), я отправился в кишлак Бахаудина, находящийся на расстоянии одного таша (9 км) от города, – места рождения и погребения Бахаудина Накшбанда (1318-1389гг.), основателя ордена Накшбандийя, который из Средней Азии проник на юг, в Индию и на Зондские острова, и на запад, и север (к татарам, башкирам и другим, на Кавказ и в Турцию), и свидетельствует о громадном влиянии, оказанном Индией (родиной суфизма) на уклад мировоззрения мусульман. У мусульман Бахаудин окружен ореолом святости, и двукратное или троекратное посещение могилы его равняется паломничеству в Мекку… Ревнители правоверия, накшбанди, как бы застыли, всецело отдавшись молчаливому самоуглублению, но логически неизбежен был у них впоследствии переход от эпического покоя к бурному протесту там, где политический режим нарушал созерцательное состояние, где мусульманину трудно было выполнять веления религиозного закона. Так, накшбанди действительно борются за чистоту правоверия, воскрешая эпоху первых веков воителей ислама».

Традиция проведения тихого и громкого зикров в Накшбандийя исходит, видимо, к учителям Баха эд-Дина Гиджувани и Кулалу соответственно.
Помимо Гиджувани, тихий зикр практиковали таджикский шейх Ариф Дикгирани и тюркский шейх Ясавийской школы Кусим, у которых Баха эд-Дин также проходил обучение.

Некоторые идейные принципы, традиции и практики по мере исторического и духовного развития тариката Накшбандийя стали утрачивать свое значение, а некоторые, наоборот, оказались на первом плане.
«Опьяненный» суфизм тайфуритов Абу Язида Бистами уступил свое место «трезвому» суфизму Джунайда, громкий зикр Кулала был вытеснен тихим зикром Гиджувани.

Кроме того, считавшийся похвальным в начале аскетизм в форме уединения и нищенства со временем перестал быть таковым, а сама (радения) с музыкой, песнями и танцами не нашли в Накшбандийя поддержки среди подавляющего большинства учителей и учеников.

Потомок Баха эд-Дина в третьем поколении Саид Кашгари (умер в 1456 г.) воспитал великого поэта и мистика Востока Абдурахмана Джами. Последний привлек к накшбандийскому тарикату другого великого поэта, Алишера Навои.
Несмотря на то, что много средневековых ираноязычных поэтов и ученых были членами братства Накшбандийя, приверженность суфиев этого тариката к суннитскому исламу являлась причиной гонений на них со стороны шиитских правителей Ирана. Особенно эти гонения приобрели лавинообразный характер во время правления династии Сефевидов.

Согласно свидетельству иранского ученого Мирзы Махдума Шарифи, который из-за преследований властей вынужден был покинуть страну, «участие в обряде зикра считалось признаком принадлежности к накшбандийскому братству и могло повлечь за собой смертную казнь».

Не только участие в особенных религиозных мероприятиях, но и высказывания, противоречащие официальной идеологии государства или воззрениям верхушки господствовавшего исламского течения, приводили инакомыслящих или даже не так понятых суфиев на эшафот.

Мусульманский мир содрогнулся от страшной казни Аль-Халладжа в 922 году в Багдаде. Он был учеником известных суфийских наставников Абу Мухаммеда ат-Тустари и Амра аль-Макки, которые воспитали целую плеяду популярных во многих исламских странах мистиков.

Имеются противоречивые сведения о контактах Халладжа с известным суфийским авторитетом, сторонником «трезвости» в мистицизме Джунайдом аль-Багдади (умер в 610 г.). Одни утверждают, что Джунайд и Халладж встречались и дискутировали, а другие пишут, что Джунайд, узнав об «опьяненности» Халладжа, отказался общаться с ним.

Как бы то ни было, проповеди и действия Халладжа не вписывались в поведенческие параметры, принятые в обычной суфийской среде в то время.
Халладж выступал против «элитарности» суфизма, ношения мистиками особой одежды и знаков различия, за строгий аскетизм и отвержение всего мирского, он критиковал богатых чиновников и духовников и потому приобрел в их лице противников и даже врагов. В то же время к нему тянулись бедные «искатели истины», сотни из которых всюду сопровождали своего учителя.
На первое паломничество в Мекку Халладж потратил год, в течение которого он всюду проповедовал свои взгляды, которые многие духовные лица в разных городах воспринимали негативно.

Во время второго паломничества, которое Халладж совершил через пять лет проповеднической деятельности, его сопровождали несколько сотен учеников, в основном из бедняцкой среды.

В Мекке Халладжа обвинили в вероотступничестве не только официальные духовники, нашедшие в проповедях Халладжа много «крамольного», но и местные суфии, которые выступили с нападками на него «за разглашение божественных тайн», а также публичное чудотворство и даже шарлатанство.
После второго паломничества Халладж отправился в странствия по Центральной Азии и Индии, где приобрел большую популярность и многочисленных сторонников.
Вернувшись в Багдад, он продолжал проповедовать в основном на рыночных площадях и караван-сараях, поскольку директора медресе старались не допускать его на кафедры своих заведений.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале задержаны водители, выложившие видео опасной езды в соцсети

Сотрудники Госавтоинспекции Дагестана обнаружили в соцсетях очередные публикации с видеозаписями грубых нарушений Правил дорожного движения. Нарушители установлены, задержаны, привлечены...

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» Махачкалы

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» города Махачкалы по подозрению в превышении должностных полномочий, сообщает СКР по Дагестану. По...

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана обжаловал свой пожизненный срок

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана полковник Гази Исаев обжаловал в Верховном суде РФ свой пожизненный срок за...

В столице Дагестана установили мемориальную плиту участнику СВО Алексею Дорохову

Память еще одного участника специальной военной операции – Алексея Дорохова, отдавшего свою жизнь, защищая интересы родной земли, увековечили в...
spot_imgspot_img

Свыше 1230 обвиняемых привлек СК Дагестана в 2024 году к уголовной ответственности

За минувший год Следственное управление СК Дагестана привлекло к уголовной ответственности свыше 1230 обвиняемых, в целом в суды было...

Махачкала может получить 97 транспортных единиц

Администрация Махачкалы подала заявку на участие в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» на приобретение в 2025 году 97 транспортных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам