ЛЕТОПИСЬ В КАМНЕ

Небольшая фигурка зурнача притягивала взоры посетителей зональной выставки в Москве. Это было 35 лет назад, и автора скульптуры называли самым молодым участником выставки. Но фамилия начинающего художника уже давно была известна не только в художественных кругах. Дочь известного скульптора Гейбата Гейбатова, следуя зову генов, выбрала пластическое искусство. Женским рукам больше соответствуют малые формы. Сейчас московский скульптор Лейла Гейбатова продолжает работать с шамотом и керамикой, готовится к защите диссертации по искусствоведению.
Не могла не рисовать и младшая дочь Гейбатовых – выпускница школы с эстетическим уклоном Лаура. Но решила изменить уклон и разнообразить список семейных профессий. Невропатолог Гейбатова рисование отодвинула в хобби.
В отличие от брата, у которого увлечение превратилось в основное занятие, и буквально этим летом он доказал свой профессионализм, получив кандидатскую степень по философии. Когда Сабир Гейбатович напоминает, что неврология из всех физиологических наук ближе всего к философии, проявляется каркас этой семьи.
А строиться он начал на берегу Невы, где после занятий в Академии художеств студент отделения скульптуры Гейбат Гейбатов в разговоры со студенткой отделения критики Зинаидой Шолоховой о высоких материях вкрапывал свои признания в любви.
В Дагестан они вернулись вместе.
Потом, провожая каждого из трех детей в школу, вспоминали первую работу Гейбата Нурахмедовича, участвовавшую в представительной выставке. В дни Декады литературы и искусства Дагестана в Москве в 1965 году автора скульптурной композиции «Проводы в школу» запомнили не только коллеги. Сегодня с гейбатовскими творениями дагестанцы и гости республики встречаются на улицах городов и сел. Величественные бюсты Нажмутдину Самурскому, Шамсулле Алиеву, Анатолию Хуторянскому, Гамиду Рустамову, Манаширу Якубову, Готфриду Гасанову и другим выдающимся дагестанцам составляют «художественную галерею», растянувшуюся от Буйнакска до Ахтов. Умение возвышать лучшие человеческие чувства более всего нужны в монументальной скульптуре. Чтобы понять, что возвышенность достигается не только массивностью скульптуры, достаточно вспомнить иронические выпады в адрес Церетели. О том, что из всех художественных работ бюст и портрет требуют наибольшей проницательности, мы знаем еще от Родэна: «Каждый бюст стоит главы из каких-нибудь мемуаров, в нем эпоха, раса, звено, индивидуальный характер».
Пока стоят в установленном месте, памятники редко встречаются. Но увидеть друг друга могут. Скульптура, над которой работает сейчас Гейбат Нурахмедович, будет установлена в начале улицы имени генерала Омарова (в прошлом ул.Венгерских бойцов). И мирный генерал сквозь улицу, названную в его честь, будет перекликаться с дважды Героем Советского Союза Амет-Ханом Султаном.
Сейчас Г.Гейбатов разрабатывает проект памятника Лезгинцевым. В многофигурной скульптуре вновь встретятся отец и четыре сына легендарного выходца из Дагестана. Расположить их будет сложнее, чем в монументе руководителям революционного подполья, стоящем перед Республиканским культурным центром в Махачкале. В семидесятые годы многофигурный памятник был новым словом в художественном воплощении идеи.
Философы говорят: неудачную скульптуру можно разбить, а как поступить с фасадом здания?! Оказывается, можно просто снести. За пять лет, пока рукопись книги З.А. Гейбатовой-Шолоховой «Махачкала на рубеже двух столетий: архитектурные традиции и современность» (в соавторстве с сыном) лежала в Администрации города, в столице произошли изменения – многих зданий уже нет. И Зинаиде Александровне приходилось все время вносить коррективы. К 150-летию столицы Дагестана книга вышла, и у обладателя ее есть возможность проследить архитектурные изменения в городе с учетом профессионального мнения.
В Махачкалу пришли новые стили, искусствовед считает, они не испортили архитектуру города. Единственная проблема – нет ансамблевости, каждый строит сам по себе.
Классика,средневековье и постмодерн, сочетаясь в одном архитектурном сооружении, могут вызывать положительные эмоции не только у прохожих, но и у специалистов. Особняки в скандинавском стиле восхищают отстраненной величественностью.
З.А.Гейбатова-Шолохова среди авторов «Очерков истории советского искусства Дагестана», труда «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны», альбома «Искусство Дагестана». В большой монографии, выпущенной к 100-летию скульптора Хасбулата Аскар-Сарыджа, в разделе о портретной скульптуре среди мастеров этого жанра Зинаида Александровна называет и Г. Гейбатова.
Сотрудничество друг с другом для членов семьи Гейбатовых естественно.
К предстоящему юбилею скульптора супруга готовит каталог. Участник всех российских и международных выставок за последние полвека созрел для своей первой персональной выставки.
«Работать на доминанте» – стиль творчества маститого художника. Быть соавтором отца для Сабира Гейбатова – не просто труд подмастерья, а напряженная работа мысли. Уже в проектах новых совместных работ обнаруживаются авангардистские стремления Гейбатова-младшего, хотя Сабир считает:
– Если мастер сложился, его надо беречь в чистом виде.
За тринадцать лет со дня первого «перфоманса» выпускник Московской художественной школы (ныне Институт им. Сурикова) и художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета С.Гейбатов настолько оброс философией, что не удивляет его самооценка:
– Я – проблемщик.
Туго скрутив в спираль на уровне ДНК теоретические наклонности мамы с практической жилкой отца, Сабир Гейбатович стремится к макроцели: созданию основательного интеллектуального «ландшафта» в Дагестане. Одна из дорожек этого пути проходит через философский клуб «Эпохэ», дважды в месяц собирающийся за длинным столом в ресторане «Роза ветров». Сабиру одинаково комфортно и во главе этого стола, и в общей с отцом мастерской, когда можно признаться себе: «Художником больше остаюсь».
– Но не все у мастера получается, как бы он хотел, по объективным причинам, – признается Сабир Гейбатович о своих дизайнерских работах, где желание клиента прежде всего. – Люблю заказчика, который понимает, что не посоветую плохого.
Среди удачных дизайнерских решений – фойе махачкалинского ресторана – «Шахдаг». Можно заметить гейбатовский стиль и в фасадах новых городских зданий…
Семья Гейбатовых многообразна и щедра на плоды своих талантов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сулейман Керимов планирует принять участие в приватизации морского торгового порта Махачкалы

Сенатор от Республики Дагестан Сулейман Керимов планирует принять участие в приватизации махачкалинского морского торгового порта. Об этом сообщил в...

Мэр Махачкалы встретился с жильцами одного из многоквартирных домов города

7 июня мэр Махачкалы Юсуп Умавов по поручению Главы Дагестана Сергея Меликова провел встречу с жильцами многоквартирного дома №...

Мэр Махачкалы встретился с управляющим ВТБ в СКФО, а также генеральным директором ООО «Дагестан СтеклоТара» и ООО «Каспийский завод стекловолокна»

7 июня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провел встречу с управляющим ВТБ в СКФО – вице-президентом банка Александром Дыренко...

ПСБ и Министерство спорта России договорились развивать спортивную инфраструктуру России

ПСБ и Минспорта в ходе XXVII Петербургского международного экономического форума заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на комплексное содействие развитию...
spot_imgspot_img

Для общественного транспорта Махачкалы предоставят более 60 автобусов

Республика Дагестан до конца года получит более 60 новых автобусов для общественного транспорта Махачкалы. Расширение сотрудничества республики и ПАО...

Мэр Махачкалы посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ»

Вчера, Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ». Вместе со своим заместителем Османом Османовым градоначальник осмотрел помещения...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам