РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К СВЕТУ ВЕЧНОСТИ

А вот суфии «сходят с дистанции» в процессе обучения и практики по таким же или схожим причинам и мотивациям, относящимся в основном к позитивным или негативным качествам личности, которые закладываются на генетическом уровне и развиваются или устраняются в процессе духовного роста и нравственного развития человека.
Выполнение вирда в Накшбандийя, как и в других тарикатах суфийской традиции, – это только начало сокровенного Пути, ведущего в Запредельный мир, к Источнику несотворенного света вечности.
Важное значение для исполнения вирда имеют психо-физические упражнения, которые в различных формированиях тариката могут исполняться по-разному, хотя их определяющая основа и сохраняется, некоторые практические упражнения до сих пор вызывают дискуссии и споры, и не всеми наставниками и послушниками принимаются к неукоснительному исполнению по заранее разработанному стандарту.
К таковым, прежде всего, относятся зикр – упоминание Всевышнего; халват – созерцательное затворничество или уединение; рабита – духовная связь сердца мурида с сердцем шейха с представлением учеником воображаемого образа наставника.
В вопросе зикра Накшбанд расходился со своим непосредственным учителем Амиром Кулалом, который был сторонником громкого упоминания Аллаха. Рассказывают, что Баха эд-Дин «неохотно практиковал громкий зикр бок о бок с Амиром Кулалом», и в конце концов расхождение между ними в данном вопросе привело к тому, что Накшбанд, ссылаясь на авторитет своего духовного учителя и практического основателя тариката Абдул Халика аль-Гиджувани, рекомендовал практиковать тихий вариант зикра, что преимущественно соблюдается.
Тем не менее трения и споры между сторонниками двух разновидностей зикра продолжаются и по сей день, а в каких-то братствах Накшбандийя Аллах упоминается и громко, и тихо. Обычно коллективный зикр проводится громко, а индивидуальный – тихо.
Другое дело – с музыкой, пением и танцами, которые практикуются в некоторых тарикатах. В Накшбандийя эти элементы коллективного радения суфиев не нашли значительной поддержки, хотя отношение к ним время от времени тоже менялось.
Известный немецкий ориенталист, крупнейший специалист по суфийским традициям Юрген Пауль по этому поводу с ссылкой на средневековые трактаты мусульманских ученых пишет: «Баха эд-Дин вполне определенно высказывался за исключение из своей практики таких элементов, как громкий зикр, музыка и танец, а также созерцательное затворничество и отшельничество. Позднее доводы в полемике были изменены на противоположные: как может быть наставником на мистическом пути лицо, не обладающее видимыми состояниями, не участвующее в сеансах зикра и не практикующее созерцательное затворничество…Однако подход к этому вопросу весьма осторожен; музыка и танец разрешаются, хотя и между прочим. Собрания подобного рода могут проходить глубокой ночью, когда все беспробудно спят. Нужен дом на отшибе, чтобы снаружи не было слышно никакого шума; шейх и по возможности вся братия должны присутствовать; не допускается никаких надуманных телодвижений.
Подведем итог: во времена Баха эд-Дина практиковались оба вида зикра, не исключалось использование музыки и танца даже сторонниками тихого зикра».
Этот «итог» в настоящее время можно оставить в силе с замечанием о том, что практикование в системе накшбандийского тариката музыки, танца и тем более пения стало весьма редким явлением. Оно, скорее, характерно различным братствам, отпочковавшимся в течение веков от Накшбандийя.
Что же касается самого зикра, то, в конце концов, в результате вековых дискуссий было признано, что тихий зикр (калби, хафи) является обязательным (фарз) и входит в вирд, принимаемый на себя муридом, а громкий зикр (лисани) является дополнительным и потому вполне допустимым, а идеалом же богопоминания считается практика, когда имя Всевышнего произносится и сердцем, и языком.
Созерцательное затворничество (халват) как один из важных элементов мистического Пути к Господу также имел и имеет в Накшбандийя неоднозначное восприятие в среде как наставников разных уровней, так и послушников, относящихся к различным формированиям.

Предыдущая статьяТРИУМФ КУЛЬТУРЫ
Следующая статьяВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Салман Дадаев поздравил экс-главу Дагестана Владимира Васильева

Мэр Махачкалы Салман Дадаев поздравил бывшего главу Дагестана, ныне – руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Владимира Васильева...

Глава города поручил оказать материальную помощь мужчине, пострадавшему от падения дерева

Мужчине, пострадавшему от падения дерева в Махачкале весной прошлого года, по поручению главы города Салмана Дадаева будет оказана материальная...

Проблемные вопросы по электроснабжению

В Махачкалинском городском Собрании состоялась встреча руководства Собрания с 1-м заместителем – главным инженером Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ»...

Завершается благоустройство двора по улице Учительской

В Махачкале завершается благоустройство дворовой территории по улице Учительской, 11 «а». О проделанной работе рассказал начальник городского Управления ЖКХ Шамиль...

В Махачкале демонтируют незаконно возведенные строения

Мероприятия по демонтажу незаконно возведенных строений проводятся в Махачкале, между микрорайоном ДОСААФ и поселком Семендер, сообщает пресс-служба администрации города. Согласно...

154 дома в Махачкале подготовлены для введения в гражданский оборот

154 многоквартирных дома в Махачкале подготовлены для введения в гражданский оборот. Об этом на заседании под руководством Главы Дагестана...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам