ИСЛАМСКИЕ ТРАДИЦИИ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Как свидетельствует из книги, М.Ярагский не только создал учение, которое стало духовно-нравственным кредо мусульманских народов, но сделал решительный шаг дальше. Он не ограничил духовно-нравственный мир верующих мусульман нормами Корана. Более того, он высказал идеи, которые противоречили канонам Корана, особенно положениям о дарованных Господом “преимуществах одних перед другими”, “преимуществах мужчин перед женщинами”, “различении людей на “свободных” и “рабов”, «об обязанности подчинения тем, в чьих руках находится власть», о закате и др.
Учение М.Ярагского явилось первой и пока единственной в длительной истории Дагестана социальной теорией, возникшей на местной основе и разработанной местным мыслителем, теорией, которая оказала могучее влияние на весь ход исторического процесса в Дагестане с 20-х годов XIX века и по настоящее время, и, судя по приметам времени, сейчас оживает её ослабленное прежде воздействие на социально-экономическую, политическую и духовно-нравственную жизнь дагестанских народов.
Автор далее отмечает: «Имам Магомед Ярагский из глубин истории приходит к современным поколениям как великий учитель, как первый сознательный горский демократ, реформатор и гуманист, как мужественный поборник веры, свободы и нравственности, основатель начал дагестанской государственности, духовный предводитель крупнейшей в истории человечества вооруженной борьбы горцев Кавказа за социальное освобождение, равноправие и политическое самоопределение.
Гуманистические идеалы М.Ярагского находят свое воплощение и в современных демократических процессах. Повержены и осуждены мировым сообществом колониализм, шовинизм и расизм. Всё более утверждаются в общественной жизни планеты приоритет свобод человека и гражданина, этнокультурное многообразие, равенство религий, веротерпимость землян, свобода совести».
Открытие М.Ярагского как ученого и ярагинизма как своеобразного религиозно-светского учения, принадлежащее, прежде всего, профессору А.Г. Агаеву – это явление конца XX века. Его идеи пока как следует не осознаны людьми. Народы ещё не овладели сполна его мыслями. Но в ближайшем будущем народы Северного Кавказа, надо надеяться, изучат наследие великого мыслителя и сделают его достоянием новых поколений при изучении в школе и вузе истории своего края, культуры и традиций своего народа. Это будет еще один шаг к возвращению в жизнь традиционных для горцев духовно-нравственных ценностей старших поколений.
В Коране 114 глав, каждая из которых имеет свое название. Все они начинаются одними и теми же словами, которые служат эпиграфом: “Во имя бога, милостивого и милосердного”. И это неслучайно, ибо эти категории, определяющие высокий уровень нравственности каждого мусульманина, в различных вариантах и значениях употребляются в Священной книге более 300 раз. Стержневые понятия морали мусульманских народов, забытые в прошлом, постепенно возвращаются в жизнь в условиях подлинной демократии. Только 9-я глава “Покаяние”, которая призывает к борьбе с многобожниками, отвергающими веру в единого Бога, не начинается с этого эпиграфа. Высокий уровень морали правоверных мусульман определяется и другими категориями, такими, как пожертвования, помощь, благодетельность, благодеяние, благодарность, благопреклонность, которые должны быть неотъемлемыми качествами характера любого, кто верен исламу.
Каждое из названных слов, выражающих нравственные категории, употребляется в Священной книге от 60 до 170 раз. Именем Аллаха автор Корана призывает каждого истинного мусульманина следовать этим нормам, проявлять их по отношению к слабым, бедным, обиженным, униженным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Одновременно Пророк предостерегает нас от злодеяний, жестокости, гнева, преступлений, скупости по отношению к близким.
Интересно само понимание сущности милосердия Великим Пророком. Он проповедовал и молился на кафедре. Его заповеди отличались миролюбием и милосердием, внушали благоговение к Аллаху и любовь к людям. “Тот, кто не любил божьих созданий и Его собственных сынов, – говорил он, – не будет любим и Богом. Мусульманин, одевший нагого единоверца, будет одет Аллахом в зеленые райские одежды”. В одной из проповедей Магомета приводится сказание, в котором ангелы, обращаясь к Богу, спрашивают: “Есть ли в Твоем творении что-нибудь крепче гор?” Бог отвечал, перечисляя сначала железо, затем огонь, воду, ветер. Когда же ангел спросил, что же сильнее ветра, Бог ответил: “Добрый человек, подающий милостыню; если она скрывает от левой руки то, что подает правой, то он преодолевает все”. Каждый хороший поступок, по словам Магомета, есть дело милосердия. “Ваша улыбка брату есть милосердие; побуждение ближнего делать добро равно милостыни; указание настоящей дороги есть милосердие; ваша помощь слепому тоже милосердие; очищение дороги от камней, терний и другого сора – тоже милосердие; если вы подаете жаждущему напиться, то вы совершаете дело милосердия”. “Истинное богатство человека в будущей жизни составляет то добро, которое он делает ближнему на земле. Когда он умрет, люди спросят, какое богатство оставил он после себя? Ангелы же, которые будут допрашивать его, спросят, какие добрые дела совершил он при жизни”. “О, Пророк! – сказал один из его учеников, – моя мать, Омсад, умерла; какую лучшую милостыню могу я подать для блага ее души?” “Воду, – ответил Магомет. – Выкопай ради нее колодезь и достань воду жаждущим”. Человек вырыл колодезь во имя матери и сказал: “Колодезь этот вырыт ради моей матери; пусть и награда за него дойдет до ее души”.
Магомет настойчиво проповедовал также милосердие, выражаемое словами. Один из жителей Басры Абу-Джарай попросил Пророка дать ему какое-нибудь великое жизненное правило. “Ни о ком не отзывайся дурно”, – ответил Магомет.
Приведенные жизненные правила, рекомендуемые Великим Пророком, еще глубже укрепляют мысль о том, что в исламе очень сильны педагогические традиции. Отмеченные нами и испытанные самим Магометом качества личности стали традиционными в характере горцев. Этим нормам в прошлом следовали все верующие горцы и горянки. Их читали как священную молитву пять раз в сутки. Главный мулла каждую пятницу повторял их в мечети, где молились все. Более того, от каждого верующего требовалось, чтобы он не только соблюдал священные заповеди Корана, но и внедрял их в характеры детей, подростков и молодежи в процессе домашнего воспитания, в общественных местах, во время традиционных праздников и похорон. Воспитание юных поколений в духе верности исламским традициям считалось священной обязанностью каждого мусульманина. Если учесть, что народы Северного Кавказа с VII века считаются преданными и верными служителями ислама, то не приходится сомневаться в том, что нравственный потенциал религии, ярко выраженный в Коране, нашел широкое отражение в традициях, обычаях, обрядах кавказских горцев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале состоялось шествие в поддержку специальной военной операции

Патриотическая акция в поддержку специальной военной операции «Поддержим наших» состоялась в Махачкале в рамках празднования 165-летнего юбилея города. Участники шествия...

Премьер-министр Дагестана поздравил жителей Махачкалы с 165-летием города

Председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов поздравил жителей Махачкалы с Днем города — сегодня, 25 сентября, исполняется 165 лет со...

Глава Дагестана поздравил жителей Махачкалы с Днем города

Глава Дагестана Сергей Меликов поздравил жителей Махачкалы с Днем города — сегодня, 25 сентября, исполняется 165 лет со дня...

В Махачкале состоялось шествие белых платков

Шествие белых платков, приуроченное к 90-летию со дня рождения народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой, состоялось в Махачкале сегодня, 24...

Центральные улицы Махачкалы 25 сентября закроют для транспорта на время мероприятий ко Дню города

Центральные улицы дагестанской столицы завтра, 25 сентября, будут закрыты для транспорта в связи с проведением мероприятий, приуроченных к 165-летию...

Мэрия Махачкалы на фоне мобилизации изменила формат празднования Дня города

Глава Махачкалы Салман Дадаев в связи со специальной военной операцией и проводимой в стране частичной мобилизацией принял решение изменить...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам