Изысканная утонченность орнамента в гармонии с композицией рождают в руках мастера-оружейника великолепные образцы подлинного произведения искусства, в основе которых символ мужества и отваги горца – холодное оружие. Острый «характер» клинка мягко трансформируется в притягательную для ценителя искусства
цельную эстетическую форму, наполненную философско-идейным содержанием.
О том, как замысел мастера находит воплощение в оригинальных сюжетных композициях, главным связующим звеном в которых выступает нож, корреспонденту «МИ» рассказал художник Рамазан АХМЕДОВ.
– Трудно переоценить красоту ваших изделий. Их создание дань семейной традиции?
– В нашем роду художников не было, но эмоционально-чувствительных натур с развитым художественным вкусом – предостаточно. Думаю, каждый человек наделен творческим потенциалом, только не всем дано раскрыться, проявить потаенные способности.
Что касается меня, то должен сказать вам, что никогда не понуждал себя творить помимо своей воли. Только по велению души. Поэтому изделия получались словно спонтанно, самым естественным образом, хотя многие из первых
моих работ оказались никому не нужными поделками философского толка.
Вы не разочаровались?
– (Задумчиво). Сначала были лепестки, затем – цветочки, теперь – ягодки. Первые работы были исполнены в виде
ювелирной пластики. Позже заинтересовался художественной обработкой ножей, тем более что эта ниша никем не
была занята…
– Предпочитаете копировать орнамент или импровизировать?
– Изделие само мне подсказывает, какой узор уместен. Сложнее воплотить в произведении творческий замысел,
поэтому я не ограничиваю себя условностями стиля или элементами композиции.
– Как рождаются композиционные сюжеты в вашем сознании?
– Состояние души должно быть особенным. То, что не могу материализовать, имеет смысл заключить в идее.
Поэтому не все экспозиционные работы выставляются в окончательном варианте. Это тематические наброски, испол-
ненные экспромтом, по наитию.
Единожды созданное произведение уже не повторяю вновь. Случается так, что заказчик требует определенную
форму, но я всегда прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Мне важно воплотить свои мысли. А в заказах я не нуждаюсь.
– Вы лишены материального интереса?
– На определенном этапе было состояние, когда жил по принципу «не хлебом единым». Обзавелся семьей – при-
шлось «заземлиться», думать о мирских потребностях. Материальная сторона – это возможность создавать, выразить то, что хочу сказать своей работой. Как у В.Высоцкого: «Хочу быть чистого слова случай».
– Ряд работ исполнен в сочетании с арабской вязью. Какой смысл вкладываете в них? – Я верующий человек. Часто обращаюсь в своих работах к хадисам, мудрым изречениям. Вдумайтесь только: «Поднять оружие против истины – значит поднять его на свою погибель» – слова имама Шамиля.
– У холодного оружия ярко выраженный мужской характер. Каким вам видится его предназначение после
художественной обработки? – Оружие олицетворяет собой добро и зло. Декорирование не влияет на его
функциональность, поэтому то, с какой целью оно будет применено, – зависит от владельца. Я выбираю чистую, светлую сторону – мои изделия излучают энергию добра и в большей степени представляют эстетическую ценность.
Это так называемое белое оружие. – Судя по дипломам, вы активно участвуете в выставках…
– Это мизер творческой жизни. В московских экспозициях участвовал, когда оружейный рынок только открылся. По-
том интерес к ним остыл. В основном это коммерческие мероприятия, и речь об искусстве здесь не идет.
– А о зрителях?
– В Дагестане мое искусство ценится больше, чем в Москве. У людей появилась потребность приобретать действи-
тельно ценные и достойные вещи. – Какие творческие планы на перспективу? – Надо все обдумать, взвесить. Есть
желание работать с новыми идеями, но для этого надо переосмыслить пройденные творческие этапы. И возраст требует рационального подхода к жизни. – Вы ссылаетесь на возраст, словно он вас подгоняет.
– Я ценю время. В одном из хадисов сказано, что «зря потраченное время – это грех».
– Помимо искусства, чем еще увлечены?
– Искусство не терпит к себе поверхностного отношения: плохо ли, хорошо ли – надо работать в одном направле-
нии. Углубляться в свою профессию, чтобы достичь совершенства.