СТАНОВЛЕНИЕ АЛБАНИСТИКИ КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ И ЛЕЗГИНСКИЕ НАРОДЫ

В работе прошедшего недавно в Москве в Академии государственной службы при Президенте РФ Международного симпозиума «Кавказская Албания и лезгинские народы: история, культурное наследие и современность» участвовал и кандидат филологических наук, известный лезгинский поэт Фейзудин Нагиев. Мы попросили его поделиться своими впечатлениями о работе этого форума и ответить на некоторые интересующие нас вопросы.- Фейзудин Рамазанович, этот научный симпозиум был представительным, расскажите, пожалуйста, об организаторах, участниках и основных вопросах, которые на нем обсуждались.
– В оргкомитет по подготовке симпозиума входили представители ведущих отечественных научных учреждений, государственных и общественных структур: Института языкознания РАН, Института философии РАН, Института востоковедения РАН, Института этнологии и антропологии РАН, Академии государственной службы при Президенте РФ, Министерства регионального развития РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА).
В работе симпозиума участвовали ученые из России, Армении, Швейцарии, Грузии, Украины, Франции, занимающиеся проблемами истории и письменности Кавказской Албании, что и придало мероприятию международный статус и подняло интеллектуальную планку этого значимого научного форума. По общему признанию участников этого третьего по счету форума по албанистике (первые два проходили, соответственно, в Баку и Ереване), вопреки всевозможным слухам и устрашающим прогнозам некоторых «доброжелателей»,он прошел достаточно организованно и конструктивно. Открывая симпозиум, директор Института философии академик РАН, наш земляк Абдусалам Гусейнов призвал всех участников проявлять корректность и не политизировать научные данные и предположения.
Доклады участников не выходили за пределы обсуждаемой темы и были посвящены вопросам истории, культуры, языка, религии, а также письменности Кавказской Албании и лезгинских народов, которые, по мнению большинства выступавших, и составляли коренное население этого государства.
– Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом государстве и об основных проблемах албанистики.
– Кавказская Албания, или, как ее называют лезгинские народы, Алпан, Алупан, наряду с Арменией и Иверией, была одним из древнейших закавказских государств. Пределы Кавказской Албании (Алупана) простирались от реки Арас до города-крепости Чула (территория современного Дербента) и верхних отрогов Самурского хребта, называемых в народе Къирав или Цирав (есть даже местная порода овец «цирав»). Обратите внимание: армяне называют южную пограничную реку Алупана Араксом, а азербайджанцы – Аразом. Но исконное название реки – Арас, что означает «военная», «спорная», ибо за этой рекой простиралась недружественная к албанам страна Мидия (возможно, поэтому «мидяй» – «мидянин» по-лезгински означает «враг»). Слово «арас» в лезгинском языке имеет следующие значения: 1) «арасун» (расун) – насиловать, покорить силой; 2) «расун» – штопать, ремонтировать, мастерить, реконструировать, моделировать, плести; 3) «арас» – война, военный; 4) «арс» – воин, военачальник, царствующий князь; этот титул присоединялся к имени царствующей особы, например, Арс-Ваган, Арс-Вален. Любопытно,что слово «арас», перекликается с именем древнегреческого бога войны Ареса.
Граница Кавказской Албании с востока на запад шла от Каспийского моря до пределов Восточной Грузии с включением (в различные исторические периоды) Кахетии, Эретии (всего междуречья Иори и Алазани), Кардмана (совр. Гардабани) и Гогарены.
Жили на этой территории в основном лезгинские народы: йыхбы, рутулы-михеды, яргулы – агулы, чилбы, жэки, хыны-хоны -хновы, кимилы, фийи – фивы, фриги, мики, леги, гелы, гилы, гаргары, касы, эджеры, эры, кахи, лацы, карды, гугары, ути, цоды, гаргары, арцы, сисаки – цицек, тапыры-таваспары и др. В настоящее время многие из этих племен ассимилировались в других народах (в том числе и в лезгинском) и исчезли. А названия некоторых народов и племен сохранились в названиях населенных пунктов и родов.
В Алупане среди лекских племен жили также и другие племена: дидуры, гунны, мосхи-мушки (маскуты), шаки, саки (скифы), хазары, гохтанцы, марды (курды), баласаканы (талыши), таты…
Хотя археологический материал подтверждает, что территория от Дербента до реки Арас представляет непрерывную Чула-арасскую археологическую культуру, но ученые, исходя, видимо, из политических соображений, разделяют ее на Куро-аракскую, приписываемую Армении, и Ялойлу-тепинскую, приписываемую Азербайджану, культуры.
А что касается современных проблем албанистики, то это в основном вопросы о границах Кавказской Албании, о ее этносах, этнических территориях и их локализации, о религии, языке и письменности… К сожалению, алупанских письменных памятников на сегодняшний день сохранилось очень мало.
– Чем объяснить такое малое количество сохранившихся памятников этой древней письменности?
– В силу многих исторических причин материальное и духовное наследие Алупана было с годами утеряно. Ввиду важного стратегического положения (владение проходом ЧIула) Алупан не раз становился ареной и жестоких баталий, и опустошительных набегов как для полчищ степного мира (сарматов, алан, массагетов, гуннов, хазар, тюрков-огузов, монголо-татар…), так и для южных империй (Ирана, Восточного Рима – Византии, Арабского халифата и других).
В результате военных сражений и церковных споров погибали не только старинные пергаменты с письменами, но и тексты на камнях. Духовную литературу Алупанской автокефальной (самостоятельной) апостольской церкви, проповедовавшей византийское православие – дифизитство, уничтожала и армянская просветительская монофизитская церковь. Использовав вражду между Халифатом и Византией, Армянская григорианская церковь добилась упразднения арабами византийского православия в Алупане. По наущению армянского католикоса Елии арабами были казнены многие непокорившиеся церковные служители Алупана, в том числе алупанский католикос Нерсес-Бахур и царица Спрама. С того времени, как православие было заменено армянским григорианством (монофизитством) и Гандзасар попал в духовное подчинение Эчмиадзина, алупанским католикосам вменялось рукополагаться у армянского католикоса.
В этот период после предварительного перевода на армянский язык почти полностью была уничтожена алупанская церковная литература.
– Можно ли сегодня говорить о какой-то научной базе албанистики? Если да, то назовите наиболее значимые достижения этой науки.
– На сегодня скудную материальную базу албанистики составляют отдельные, чудом сохранившиеся фрагменты алупанского письменного наследия. Среди них – найденный в 1937 г. профессором И.В.Абуладзе в Матенадаране в старинной армянской рукописи XV в. список алупанского алфавита из 52 букв. Найденные в Мингечауре письмена на подсвечниках успешно расшифрованы профессором Ярали Яралиевым, хотя, как известно, некоторая часть исследователей относится к этой расшифровке скептически. Мне тоже удалось расшифровать письмена на могильных плитах из Кудкашена и Варташена, а также синхронное письмо алупанскими и арабскими буквами VIII в. в селении Куруш Докузпаринского района. Эти расшифровки опубликованы в журнале «Возрождение» и моей монографии «Етим Эмин. Путь к истине» в 2000-2002 гг.
Пожалуй, самым большим достижением можно считать алупанские тексты на грузинских палимпсестах (это использованные вторично, после снятия первого текста, пергаменты), которые были обнаружены директором Института рукописей им. К.Кикелидзе членом-корреспондентом НАН Грузии Зазой Николаевичем Алексидзе в монастыре святой Екатерины на Синае. Эти тексты, датируемые IV веком, позволяют перенести время возникновения алупанской письменности на целое столетие назад и высказать сомнения в авторстве создания алупанского алфавита Месропом Маштоцем. В настоящее время эти тексты, а их около трехсот, подготовлены для издания на английском языке, и мы с нетерпением ждем их публикации, ибо их расшифровка, возможно, снимет многие дискуссионные на сегодня вопросы.
Научную базу албанистики составляют источники латинских, греко-римских, алупанских, древнеармянских, древнегрузинских и арабских авторов, начиная с античности и до раннего средневековья. Эти источники дополняют труды и исследования русских, армянских, грузинских, азербайджанских, европейских и дагестанских ученых.
Историческая наука всегда была небеспристрастной, но труды некоторых современных авторов зачастую пестрят надуманными утверждениями. Албанистика сегодня настолько политизирована (хотя она была политизирована еще во времена армяно-алупанских церковных борений), что научная истина зачастую оказывается окутанной туманом политической конъюнктуры.
– Если коротко, о чем идут основные споры?
– На сегодня в албанистике сложилось несколько исторических традиционных школ. К сожалению, азербайджанские ученые не приехали на этот форум, как отмечают СМИ, по политическим соображениям. Азербайджанская историческая традиция отождествляет понятия «Алупан» и «Азербайджан», «алупанец» и «азербайджанец». Некоторые ученые этой школы считают алупанцев этническими тюрками, хотя авторитетные ученые считают, что в этногенезе азербайджанцев принимали участие персы, тюрки и кавказские народы.
Грузинская историческая традиция считает, что не только Кахетия, Эретия, Гогарена всегда находились в составе Грузии, но также и все южное побережье реки Кур вместе с провинцией Кардман.
Армянская историческая традиция, исходящая из армянской церковной идеологии, оспаривающей апостольское начало Алупанской церкви и ее первичность по отношению к Армянской церкви, включает весь Южный Алупан (правобережье реки Кур) с более чем тремя десятками его областей и этносами в состав Великой Армении.
Споры вызывают и даты принятия христианства Алупаном и Арменией, хотя у алупанского историка Моисея Дасхуранви ясно сказано, что на 43-м году греческого летоисчисления «просветился Алупан». И произошло это от апостола Елише в Северном Алупане – Лпине в селении Киш. В 315-316 гг. (на 272 года позже!) вместе с Арменией уже от Григория Просветителя «просветился» Южный Алупан (правобережье реки Кур). По свидетельству М. Дасхуранви, принятие христианства Урнайром в 315-316 г. году было повторным «просветлением» Алупана, который еще в апостольской период узнал «о спасительном явлении истинного солнца».
Как я уже говорил, дискуссионными остаются вопросы северной, западной и южной границ. Хорошо, что восточной границей является Каспийское море, и его невозможно никуда отодвигать. Хотя местонахождение южной и северной границ определяется легко при привлечении ономастического материала, и проходят они соответственно по реке Арас и горным отрогам Самурского хребта Цирав, ряд ученых отодвигает северную границу до реки Терек и Каранайских гор, а южную сужает до реки Кур.
На точность дат, приведенных в начале ответа на Ваш вопрос, указывают и синайские тексты. Ничего противоречащего истине нет в том, что алупанцы, получившие крещение на 270 лет раньше армян, и письменностью овладели на сто с лишним лет раньше.
– Фейзудин Рамазанович, албанские храмы сохранились?
– В свое время в Иерусалиме алупанцы построили несколько десятков церквей и монастырей. Но в период арабского завоевания и после распада государства Алупан эти церкви были потеряны.
Сегодня из алупанских христианских храмов и церквей частично или полностью сохранились: храм (330-340 гг.) в крепости Нарын-Кала в г.Дербенте, куда в 552 г. был перенесен патриарший престол; храм апостола Григориса (357 г.) на месте его гибели на поле Ватнеан (около поселка Белиджи); первая на Кавказе церковь апостола Елише в селении Киш (I в.); Лекит (IV-V вв.); церковь в сел. Даш-Салахлы Казахского района (Республика Азербайджан.); Агогланский и Хотованский монастыри; Амарас (IV-V вв.) и Алупанский патриарший кафедральный собор Гандзасар 1216-1238 гг. на (правобережье реки Кур); монастырь Давид-Гареджи V в. в Грузии и другие.
Эти храмы могли бы после соответствующей реставрации быть задействованы по своему функциональному назначению.
(Кстати, белиджинскую церковь апостола Григориса реставрирует, как я слышал, армянская община).
– А что за нация албанцы?
– Албанцы – не тюрки, не азербайджанцы и не армяне. Такого этноса не было вообще. Кавказская Албания – это название государства, страны, такое же, как Дагестан или Азербайджан. Говоря о древнем государстве, невозможно не указывать его границы.
– Наверное, прежде всего, из-за этого под любое обсуждение проблем албанистики и подводят политическую подоплеку?
– Майский симпозиум в Москве был задуман как чисто научная дискуссия и, как признали многие его участники, стал первым этапом в развитии этой области науки.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан в топ-7 российских регионов для хайкинга

Республика Дагестан попала в топ-7 регионов Российской Федерации для занятий хайкингом и трекингом. Об этом рассказал сервис туту.ру. Если вы планируете пеший...

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...
spot_imgspot_img

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам