Правовой основой формирования и функционирования муниципальной казны городского округа город Махачкала являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Дагестан» и Устав муниципального образования городской округ «г. Махачкала».
Казна – это особая экономико-правовая категория. Гражданский кодекс Российской Федерации (п.З ст. 215) дает понятие муниципальной казны и определяет ее структуру – «средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования».
В научной литературе отдельные авторы дают иное определение муниципальной казны (см. «Энциклопедия управленческих знаний», муниципальная наука, 2002 г., глава 13, стр.250-254). В данной статье мы не рассматриваем теоретические и научные понятия казны и ее содержания. Наша задача – определить содержание муниципальной казны. Поэтому мы целиком и полностью исходим из указанного положения п.З. ст. 215 Гражданского кодекса РФ. В Российской Федерации казна существует на трех уровнях: казна РФ, казна субъектов в составе Российской Федерации и казна муниципального образования. Казна определяет экономическую основу муниципального образования, аккумулирует всю собственность муниципального образования, его умение управлять в решении вопросов местного значения и активного участия в гражданско-правовых отношениях. Следовательно, казна – эффективный и важный инструмент управления всей совокупностью муниципального имущества.
Статья 50 п.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ) определяет, какое имущество может находиться в собственности муниципального образования, и указано, что в собственности городского округа могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 ст.50 названного Федерального закона, т.е. 34 вида имущества.
Однако, к сожалению, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Глава 8, ст. ст. 49-65) не содержит ни слова о муниципальной казне, тогда как казна составляет сердцевину экономической основы муниципального образования.
На ее основе строится и создается вся многоотраслевая муниципальная инфраструктура. Соответствующая инфраструктура, созданная на должном уровне, обеспечит нормальное и эффективное функционирование деятельности органов местного самоуправления в решении всего комплекса вопросов местного значения. В этой связи важно определить имущество, составляющее муниципальную казну, а также порядок, условия и формы его использования. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ можно выделить следующие основные формы: это свободное муниципальное имущество, не переданное никому и неиспользованное, муниципальное имущество, находящееся в казне и переданное в аренду, муниципальное имущество, переданное на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям (МУП) и оперативного управления муниципальным учреждениям и организациям (МУ).
По состоянию на 01.01.2008г. на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество передано 144 муниципальным унитарным предприятиям балансовой стоимостью 668 144 780 руб., в арендное пользование передано 413 29,5 кв.м. Доходы по арендной плате составили в 2005 году – 21410,0 тыс.руб., в 2006 году – 23 264,4 тыс. руб. и в 2007 году -33 061,3 тыс. руб.
По мнению Комитета по управлению имуществом, в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждое муниципальное образование как собственник муниципального имущества не только должно, а обязано иметь свою собственную казну. Для этого необходимо согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 Муниципальное образование городской округ «Город Махачкала» должно принять муниципальный правовой акт о муниципальной казне, который должен определить порядок и условия ее формирования, структуру, цели и функции, роль в развитии городского хозяйства (инфраструктуры) укрепления экономической основы городского округа, форму управления и контроля за правильными и эффективными использованием имущества казны.
В этих целях важно вести полный учет объектов муниципальной собственности, а это возможно составлением и ведением Единого реестра муниципальной собственности. Реестр – это основа для всего процесса управления муниципальным имуществом. Реестр – это зеркало, где четко отражается реальное состояние объектов муниципальной собственности, в него вносятся все изменения и соответственно обновляются.
Главой города Махачкалы Амировым С. Д. принято специальное постановление, где констатировано, что казна – это способ эффективного вовлечения в гражданский оборот финансовых и земельных ресурсов, важный инструмент инвестиционной политики, совершенствования управления муниципальной собственностью в решении вопросов местного значения.
На основании указанного постановления от 20.07.2006 г. №1457 Комитета по управлению имуществом г. Махачкалы разработано Положение о муниципальной казне города Махачкалы, который вносит на обсуждение и высказывание предложения по его совершенствованию.
Муниципальные районы и городские округа Республики Дагестан могут использовать данные Положения применительно к своим условиям и особенностям.
Стабильная казна – гарантия стабильности всей экономической структуры на всех трех уровнях – Российской Федерации, Республики Дагестан и муниципальных образований.