РАО «ЕЭС РОССИИ» УХОДИТ В ИСТОРИЮ

Уже на следующей неделе, 1 июля 2008 года, компания РАО «ЕЭС России» прекртит свое существование. Таким образом, завершается основная фаза реформы российской электроэнергетики. Процесс сложный, обремененный многочисленными вызовами и опасностями, экономическими и социальными. «Последние шаги уходящей компании должны быть направлены на повышение качества обслуживания потребителей» – так считают в РАО «ЕЭС», и это мнение в Клубе региональной журналистики «Из первых уст» озвучила Марина Либоракина, руководитель дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России».Сейчас реформа находится в заключительной фазе, и самое время подводить итоги. Мы все каждый месяц получаем счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Там есть существенная строчка «доплата за электричество». Более того, цена электричества также включена в цену большого количества других коммунальных услуг. Соответственно, от успеха реформы в конечном итоге зависит то, насколько мы будем удовлетворены этими базовыми для жизни, важными условиями. Когда мы сейчас подводим итоги реформирования, не случайно на повестке дня становится вопрос работы с потребителями.
Если на самой последней миле у нас будут сбои, считайте, что вся реформа, все привлечение инвесторов в частную генерацию, все большое масштабное строительство – все прошло зря. Именно поэтому даже на самых последних стадиях реформирования в РАО «ЕЭС России» реализуется достаточно большая и серьезная программа действий по самым болезненным для электроэнергетики проблемам. Это технологическое присоединение к распределительным сетям. Вопрос, который беспокоит и волнует прежде всего, – малый бизнес. Не только их, и всех садоводов, огородников, тех, кому приходится присоединять свою дачу, и тем более тех, кто обеспокоен развитием национальных проектов, в частности, доступного жилья.
Мы провели анализ проблем, встречались с самыми разными группами предпринимателей: от тех у которых действительно одна пошивочная мастерская на 34 швейные машинки, до тех, которые практически занимаются средним бизнесом, например, фабрика по изготовлению конфет. Переговорили и с организациями по защите прав потребителей, и с Союзом потребителей России, и с целым рядом людей, которые представляют разные группы наших потребителей. Подготовили проекты документов, разместили их в открытом доступе в интернете.
Какие это документы? Это новый типовой договор, в котором прописываются цена, порядок оплаты, возможные экономические санкции, длительность – сроки процедуры. Второй крупный документ – это стандарт раскрытия информации. Поскольку бессмысленно говорить о каких-то злоупотреблениях и борьбе с ними, если система в целом непрозрачна, и потребитель никогда не может понять, в чем же его права, и где у него есть возможность их защищать. И третье – мы опубликовали некоторый базовый перечень мер в поддержку малого бизнеса. Почему малого? Потому что малый бизнес оказался самой пострадавшей стороной.
Получив не только анализ проблем, но и критические замечания по поводу наших проектных документов, мы доработали этот пакет документов, и 9 июня текущего года он был подписан председателем правления. Схематически это можно представить так: есть три опоры, на которых наша инициатива держится. Технологическое присоединение должно быть, и никаких немотивированных отказов больше не будет. Это запрещено очень строго. Следующий пункт – принципиальный. Техприсоединение должно быть выполнено точно в срок. Все, что записано в нормативно-правовой базе, в условиях договора, должно быть выполнено день в день. Третье – тех-
присоединение должно осуществляться без вымогательств, без злоупотреблений, без коррупции.
Мы выделили 4 группы потребителей – от самых маленьких и социально незащищенных до крупных алюминиевых заводов. Выделены они исходя из объема присоединяемой мощности. Первая группа – это присоединение мощностью до 15 кВт, то есть маленькое наше бытовое потребление. Здесь физические лица, разные некоммерческие объединения, садовые, гаражные товарищества, товарищества собственников жилья. Здесь же субъекты малого предпринимательства, у которых микропредприятия. Второе – более крупные присоединения – от 15 до 100 кВт. Это, допустим, авторемонтная мастерская, автомойка, маленький ресторан. Третья группа – это средний бизнес. Четвертая группа – крупный бизнес, которому нужны большие объемы присоединяемой мощности.
Все возможные источники питания у нас поделены на 2 группы: открытые и закрытые. Для первой группы, то есть физических лиц и самого маленького бизнеса, срок присоединения 1 год. Это очень сильное решение, потому что, когда у нас центры питания закрываются, у них все равно есть очень маленький резерв. Следующий пункт – цены. Они расписаны по этим 4-м группам с учетом региональных особенностей, а специальный инженерный термин «отсутствие технической возможности технологического присоединения», с чем была связана основная масса злоупотреблений, уходит в прошлое. Исключение – группы крупных и средних потребителей, у которых действительно это так.
Для первой группы вообще у нас никаких индивидуальных проектов не предполагается, не будет и оплаты за проект. Точка присоединения – не дальше
25 м от границы земельного участка садового товарищества. Сейчас физические лица оплачивают техприсоединение по сравнительно дешевой цене 550 руб. за факт присоединения. Мы выступили с предложением ввести аналогичную стоимость для субъектов малого предпринимательства, у которых до 15 кВт. Это справедливо, потому что объем мощности ровно такой же, как и для физических лиц. Размер платы для потребителей по стандартному меню – никаких дополнительных расходов не будет.
Порядок оплаты. Стопроцентная предоплата запрещена. Если речь идет о второй, третьей, четвертой группах потребителей, то придется заплатить поэтапно: 30%, 30%, 30% и 10% суммы в конце. Если речь идет о физическом лице, мы предложили 80% в начале срока действия договора и 20% в конце, но клиент вправе оплатить всю сумму – 550 руб. вначале, чтобы 2 раза не ходить в Сбербанк.
Следующий пункт – контроль рублем. Установлены серьезные санкции. Если речь идет о самых маленьких физических потребителях, о физических лицах, то за каждый день просрочки клиент будет получать 3% от платы за техприсоединение. 3% от 550 рублей – маленькая сумма, но она существенно вырастет, если работу задержали на год. Если речь идет о более крупных потребителях, там предусмотрена скользящая шкала. Чем больше срок присоединения, тем выше неустойка. Предусмотрены и возмещение убытков, связанных с задержкой техприсоединения, и компенсация по упущенной выгоде.
1 июля РАО «ЕЭС России» прекращает свое существование. Перспектива у энергетики хорошая, но кто даст гарантии? Это ключевой вопрос. В сетевом хозяйстве на самом деле сохраняется государственный контроль. До 2011 года оно приватизировано не будет, и новое министерство энергетики – именно та структура, которая от имени государства заседает на всех советах директоров, принимает все решения и требует исполнения всего того, что сделано. Все решения дальше пройдут через совет директоров.
Система такая. На самом верху – холдинг МРСК, в который входят межрегиональные сетевые компании, центры Северного Кавказа. В каждый из них входят региональные компании, каждая – в своем субъекте Федерации. Государство как держатель контрольного пакета обязано будет контролировать исполнение. Вопрос: будет ли это работать? Здесь ничего другого, кроме постоянного контроля, требований со стороны общества и потребителей, для государства нет. Заводить судебные дела и добиваться их исполнения. Тем более когда будет новая редакция правил, то все правовые инструменты будут в его руках.
Что делать, если факт вымогательства уже зафиксирован? В каждой сетевой организации по всей нашей вертикали будут созданы службы внутреннего контроля. Нам конфедерация потребителей России помогла провести контрольные закупки. Очень полезное мероприятие. Такого рода «народный контроль» за деятельностью сетевой компании должен быть выстроен. И без средств массовой информации, без широкого публичного, гласного общественного обсуждения контроля система работать не будет.
С корпоративной точки зрения здесь будет выстроена дополнительная система: сетевые компании будут отчитываться перед своими советами директоров. Каждая из них обязана при совете директоров создать комитет по технологическому присоединению, куда включить представителей малого бизнеса. Я считаю, что вы все осенью можете публично потребовать от своих сетевых компаний отчет. Вся эта информация будет на сайте РАО «ЕЭС России». Сайт будет действовать до конца года. Вся информация будет открыта и доступна.
Надеюсь, что будет существенное вливание в помощь малому бизнесу, садоводам и огородникам, чтобы жизнь была нормальная. И вообще, все результаты реформы, о которых сейчас мы можем с гордостью говорить, выраженные в киловатт-часах, триллионах рублей привлеченных инвестиций, будут подкреплены каждым конкретным результатом, который почувствует каждый человек.
Весной было заключительное собрание всех генеральных директоров страны РАО «ЕЭС России». Обсуждали, что делать после 1 июля. Председатель Совета директоров Анатолий Чубайс сказал: «Я всех прошу принимать решения, руководствуясь интересами рынка, потому что выше рынка ничего нет. Выше рынка только совесть». Думаю, что в вопросе взаимоотношений с потребителями нужно тоже придерживаться этого принципа всем нашим сетевым и сбытовым компаниям.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Коллегия Министерства экономики и территориального развития РД состоялась в Махачкале

Заместитель главы столицы Дагестана Юсупа Умавова Сейфулах Исаков принял участие в расширенной коллегии Министерства экономики и территориального развития РД....

В Махачкале на улице Пражской начат ремонт дороги

В 2024 году на 18 улицах будет проведен капитальный ремонт дорожного полотна в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»....

Дагестан включается в программу «Семья»

В своем Послании Федеральному собранию Глава России объявил о запуске национального проекта «Семья». Его меры будут действовать до  2030...

В Махачкале в тестовом режиме заработали платные стоянки

В столице начали тестировать платные парковочные места. Тестовый режим продлится до 20 марта текущего года, сообщается в тг-канале мэрии...
spot_imgspot_img

Более 98 тысяч дагестанцев получают СМС-информацию о задолженности по налогам

В Республике Дагестан набирает популярность бесплатная услуга ФНС России «СМС-информирование о задолженности по налогам» - на 1 марта 2024...

Несовершеннолетних участников беспорядков в аэропорту Махачкалы поставили на учет

22 несовершеннолетних жителя республики Дагестан, участвовавшие в несанкционированной акции в аэропорту города Махачкалы, были поставлены на учет в подразделение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам