Вахит Акаев, доктор философских наук, был приглашен Норвежским институтом международных политических отношений в рамках сотрудничества с Чеченским государственным университетом в качестве гостя-исследователя в Норвегию, где он провел два месяца. В его задачи входило написание научной статьи и ее публикация на английском языке, изучение социальной политики Норвежского государства, установление контактов с университетами и исследовательскими центрами. Интерес к чеченской диаспоре у него был абстрактным. Сотрудники Института международных отношений в Осло сообщили ему, что в Норвегии имеется значительная чеченская диаспора.
Только с прибытием в Норвегию проблема чеченцев в иммиграции (их образ жизни, судьбы, процессы интеграции в европейское сообщество) для него приобрела исследовательский смысл. При встрече с Вахитом Акаевым был задан единственный вопрос: не забыли ли чеченцы свою веру – ислам, влияет ли социальный характер на вероисповедание.
– Чеченская диаспора – это мусульманская диаспора, она соблюдает обычаи, обряды своего народа, а также все требуемые по нормам мусульманские праздники, делает намаз, держит пост, посещает мечеть. В городе Осло я видел две мусульманские мечети. Норвежец, который сопровождал меня, рассказал, что они выстроены на средства иммигрантов из Пакистана, Судана, Сомали, а также с участием мусульман других стран. Есть города, в которых мечетей нет, например, в городе Конгсвингер, где я был в гостях у одной чеченской семьи. От хозяина Аслана я узнал, что после обращения в органы местной власти, мусульманам-иммигрантам выделили специальную комнату, где они совершают пятничную молитву. Во время религиозных праздников они могут взять выходные дни, норвежские чиновники этому не препятствуют, они по-настоящему толерантны. На территории этой страны не было религиозных столкновений с властями и внутри диаспор.
Семьи чеченцев берегут свой родной язык и для этого имеются все необходимые предпосылки. Дети иммигрантов изучают родной язык в норвежских школах. Обучают их квалифицированные чеченские учителя из числа иммигрантов. Работу преподавателей оплачивает государство.
Чеченцы ценят исламскую культуру. Они хорошо информированы о том, что происходит на их исторической родине. Их интересует как политическая, так и экономическая ситуация в Чеченской Республике. По этому поводу при встрече с семьями соотечественников в городе Ставангере, состоялся очень интересный разговор, было несколько любопытных идей, предложений на тему развития банковской системы в России, создания на ее территории Исламского банка развития. Собрались 15 человек. Большинство было настроено скептически, из-за того что в России действует Закон о банке и банковской деятельности, который расходится с исламской банковской системой. Я не буду углубляться в суть этой проблемы, оставлю ее для изучения специалистам. У норвежских чеченцев различный уровень жизни, политические предпочтения, отношение к современной Чечне. Многие из них прочно интегрировались в эту страну, они уверены в своем будущем.
Имеются и такие, чье будущее неопределенно. Я посетил лагерь «Дале муттак», находящийся в городе Санднес. Расположен он у подножия горы, на берегу залива Норвежского моря. Чеченцы, сомалийцы, курды и другие мигранты поселены в многоэтажном здании. Во Вторую мировую войну лагерь был выстроен немцами и функционировал как госпиталь и место отдыха для раненых офицеров, которых доставляли на подводных лодках. Так вот, в этом большом здании среди иммигрантов находились 20 чеченцев – 5 семей, все верующие мусульмане. Несмотря на выпавшее им испытание, они не отказались от своей веры, не бросаются в крайности, законопослушны. Среди них есть чеченцы, которым отказали в проживании в Норвегии. Один подросток на грани психологического срыва. Он из семьи Абу. Эта семья попросила меня повлиять на их судьбу, помочь облегчить им условия жизни. Я подробно рассказал об этом случае коллегам по Интернету, затем работникам Департамента по работе с иммигрантами. Разъяснял проблемы чеченской диаспоры в Норвегии с представителями Норвежского Форин-офиса (МИД Норвегии) После приезда в Осло из Ставенгера мне сообщили, что семье Абу выделили отдельный двухэтажный дом, и у них все относительно нормализовалось. Им помогли. Стали улучшать жизненные условия остальным эмигрантам, временно пребывающим в лагере «Дале муттак». Прибывшие полгода назад из Чеченской Республики мигранты испытывают большие трудности. Им не дают разрешения на пребывание в Норвегии. Норвежцы объясняют это тем, что число беженцев увеличивается, а самих норвежцев 4 млн человек. Что касается чеченцев, они могут жить на территории России, где им ничего не угрожает. Норвежские власти подтвердили это выступлением президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова, его обращением к мигрантам вернуться на родину, которое транслировалось по норвежскому телевидению.