ИСЛАМСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Ислам имеет более чем тысячелетний опыт и юридически разработанные программы, кодексы, формы поведения, нормы взаимоотношений между людьми, между государством и населением. Ислам представляют не только как религию для мусульман, он является еще и фундаментом образа жизни, мышления, государственного строя, права, цивилизаций десятков народов.
Из всех известных религий лишь ислам с самого начала возникновения стал идеологической и политической основой создания социально-экономического и государственного строя. Все органы, осуществляющие функции государственной власти и права в мусульманских государствах, санкционировались исламскими (шариатскими) законами. Социальная доктрина ислама рассматривает государственный строй как установленный свыше, а частную собственность объявляет неприкосновенной. Источниками шариата являются Коран и Сунна Пророка (с.а.с), а также толкования мусульманских ученых. Они охватывают все вплоть до мельчайших деталей, аспекты различных сторон жизни и деятельности государства, общества и каждого человека. Шариат охватывает широкий круг вопросов. В шариате освещаются как светские, так и религиозные проблемы. В нем связаны в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. Мусульманское право регулирует торговлю, финансы, налоговую систему, законы о семье и браке, запреты и наказания. Мусульманское право (шариат), изложенное в четырех мазхабах фикха, полностью располагается в границах дозволенного и запретного, определяемых Кораном и Сунной, в чем и выражается юридическое единство этих правовых школ. Мусульманское право сложилось в упорной борьбе с ересью, искажениями и отклонениями от предписаний Пророка (с.а.с).
Первая мусульманская община – государство – служила примером и фундаментом развития мощного исламского государственного строя в регионе Ближнего и Среднего Востока, где сохранились очаги древних цивилизаций – в Египте, Сирии, Месопотамии, Иране, Центральной Азии.
Критики ислама говорят, что ислам – это религия без установления законов и предписаний, не имеющая процедур оформления документов, ислам лишь упорядочивает и устраивает богослужения. По прибытии в Йасриб (Медина) Пророк Мухаммад (с.а.с.) взял на себя управление Мединой. Объединив всех ее жителей, он создал первую мусульманскую общину – государство. Он основал систему устройства общественного порядка на основе братства ансаров (коренные жители города) и мукаджиров (прибывшие в город), признал гражданами также иудеев, проживающих в Медине. В письменном виде были выдвинуты основы будущей конституции города-государства Медины. («Сахират-уль-Медины»). Устав Медины со своим политическим, экономическим, общественным и религиозным содержанием представляет собой договор, имеющий многосторонний характер. Устав высказывает мысль о том, что единственным элементом, обеспечивающим союз мусульман, является ислам. Устав определил существовавшее среди арабов племенное родство. Соблюдая принципы справедливости, в Уставе велелось подвергать взысканию допустившего беззаконие, произвол, даже если он является родственником кого-либо.
Даже по причине представления иудеям свободы вероисповедования и приобретения недвижимого имущества договор этот является документом исключительного значения.
Приведем некоторые пункты этого устава:
– В Медине и за ее пределами будет обеспечена безопасность. В безопасности будут находится вышедшие из Медины и проживающие в Медине за исключением тех, кто совершает насилие и преступление.
– Запрещено нарушать законы, совершать агрессию, сеять панику. Благочестивые мусульмане будут всегда выступать единым фронтом и бороться против тех, кто безумствует, желает угнетать и чинить беззаконие, кто грешит, распространяет враждебность, вызывает беспорядки и смуту, и даже если это будет сын одного из них, руки всех будут подняты против него.
– Иудеи будут обладать свободой вероисповедания. Иудеи будут придерживаться своей религии, а мусульмане – своей. Иудеям же, последовавшим за мусульманами, будет оказываться помощь без всякого притеснения, и не будет коалиции, направленной против них. В случае возникновения какой-либо войны стороны будут оказывать друг другу содействие.
– Мумины не оставляют без внимания должников и тех, численность семьи которых велика, при необходимости выплатив за них откуп согласно известным среди мусульман справедливым принципам.
Пророк (с.а.с.) подчеркивал, что Исламское государство должно отличаться от уже существовавших государств тем, что оно должно быть противоположным правлению фараонов, Римской империи, Византии и Ираку. Он отверг титул царя из-за негативного представления о царях, сложившегося у многих народов.
В исламском учении о власти и управлении основательно изложены вопросы, связанные с выбором главы государства, его обязанностями и ответственностью по отношению к своим поданным, пределами власти, критериями справедливости. Ислам отрицает наследственную передачу власти или ее приобретение.
«Власть – не отцовская шуба, чтобы переходить к сыну по наследству» – гласит восточная поговорка. В исламе человек свободен, не зависит от себе подобного. Учение ислама отрицает государственный строй, где господствует социальное рабство. Знакомясь с уставом Медины и вновь переводя взор на начальный период ислама, мы видим, как Пророк (с.а.с.) принимал самые справедливые решения по отношению к бедняку, прозябавшему в нищете, и к богачу, обладавшему состоянием, и по отношению к последователям других религий.
Прощальная Хутба Пророка (с.а.с.) является «Декларацией прав человека». Она регулировала и приводила в порядок взаимоотношения между людьми. К примеру, философ Лафайет, бывший одним из тех, кто подготовил идейные основы французской революции 1789 года, до публикации знаменитой «Декларации прав человека» исследовал и изучил все юридические правовые системы. Так, он ознакомился с принципами человеколюбия и справедливости, объявленными Пророком (с.а.с.) в его Прощальной Хутбе, которая стала светочем для всего мира.
Лафайет свой восторг выразил так: «О благородный Мухаммад! В правосудии и справедливости, Ты достиг такой вершины, какой до сих пор не удалось и впредь не удастся достичь никому!» Из всех известных религий лишь ислам с самого начала возникновения стал идеологией и политикой создания социального, экономического и государственного строя. Поскольку ислам – это всеобъемлющее мировоззрение, то совершенно естественно, что в нем присутствуют правила, относящиеся ко всем наукам, упорядочивающим действия людей, таким, как этика, право, мораль, экономика. Если система, называемая демократией, самая великая, как считают некоторые, система на Земле, то ислам обрел эту высоту намного веков раньше.

Предыдущая статьяГ. АБАШИЛОВ
Следующая статьяЮБИЛЕЙНАЯ ВСТРЕЧА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале состоялся спортивный фестиваль на призы депутата Госдумы

Спортивный фестиваль «Сильнее всех» на призы депутата Госдумы от Дагестана Абдулхакима Гаджиева состоялся в волейбольном зале стадиона им. Е....

В Махачкале прошла акция «10 тысяч шагов к жизни»

Всероссийская акция «10 тысяч шагов к жизни» прошла в Махачкале, сообщает пресс-служба Минздрава Дагестана. Участниками акции стали медработники, студенческая молодежь,...

В Махачкале увековечили память композитора Магомеда Гусейнова

Память члена Союза композиторов СССР, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Магомеда Азизхановича Гусейнова увековечили в Махачкале, установив мемориальную доску...

Махачкалинское «Динамо» потерпело поражение в Красноярске

Махачкалинское футбольное «Динамо» в рамках 12-го тура Первой лиги потерпело гостевое поражение — проиграли в Красноярске «Енисею». Игра завершилась со...

Мэр Махачкалы поздравил старшее поколение с Международным днем пожилых людей

Глава Махачкалы Салман Дадаев поздравил ветеранов войны и труда, пенсионеров с Международным днем пожилых людей. «Уважаемые представители старшего поколения! В...

82-летний житель Махачкалы попросил мобилизовать его для участия в спецоперации

82-летний житель Махачкалы Курбанов Магомед Курбанович обратился в военный комиссариат города с просьбой мобилизовать его для участия в специальной...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам