ИСТОРИЯ И НРАВСТВЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ

В феврале все страны СНГ отмечают очередную дату вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Раз в год все разорванные части некогда великой единой страны вспоминают общие даты, боль утрат, снова спорят о том, нужно или не нужно было вводить войска в соседнюю страну. И сторонники, и противники вооруженного вмешательства во внутренние дела Афганистана достаточно эмоционально и аргументированно, уже с привлечением примеров из современной нам геополитики доказывают свою правоту. Но история не терпит сослагательного наклонения. Афганская война – это то, что уже случилось с нашей страной и определило судьбы целого поколения наших соотечественников, разделив их на участников тех событий и тех, кто узнавал о них по скупым сообщениям прессы.

Предоставив историкам, политикам и политологам возможность спорить о целесообразности ввода или вывода войск из Афганистана и оценивать глобальные итоги той военной катастрофы, общество должно все-таки обратиться лицом к ветеранам. Это люди, до конца исполнившие свой воинский долг: они пошли туда, куда послала их Родина, и, не жалея своих молодых жизней, выполняли интернациональный долг перед дружественным народом так, как понимали его в то время наши политики и идеологи. Сегодня большинство из этих людей нуждается, прежде всего, в понимании и признании их жизненного подвига, в социальной защите государства и даже в адресной помощи.
Другой немаловажный вопрос – это увековечение памяти о тех событиях и участии в них дагестанской молодежи тех лет.
Увековечение памяти – это вопрос очень деликатный, и наше дагестанское общество как раз подошло к тому, что пора бы остановиться и задуматься над тем, кого и почему мы хотим увековечить. Стоит ли говорить еще раз о том, что из официальных – обозначенных свеженькими табличками – названий махачкалинских улиц стали исчезать привычные имена и увековеченные исторические факты. Вместо них мы видим пантеон недавно усопших людей, в большинстве своем либо совсем неизвестных, либо известных, но совсем не теми подвигами, которые стоит увековечивать для потомков. Объединяет их то, что богатые потомки пытаются таким образом переписать дагестанскую историю в пользу своих тухумов, нисколько не задумываясь над тем, какое влияние на подрастающие поколения окажет такая наглядная агитация. И это далеко не праздные опасения. Большинство стран очень щепетильно относится к названиям улиц и площадей – это история в камне, и переписывать ее, нанося удар культурному наследию нации, неэтично. Во Франции, например, мы видим бережное отношение ко всем периодам истории страны и ее героям. Это была сложная история: это и Великая французская революция, Парижская Коммуна, взятие Бастилии и Наполеон Бонапарт, колониальные войны, коллаборационизм части общества и капитуляция Гитлера и непримиримый генерал де-Голль. Здесь по закону ставят памятники лишь через 50 лет после смерти человека, если и через столько лет нация признает его заслуги, но, раз увековечив память, здесь не будут в угоду новым либералам или коллаборационистам пересматривать историю и переименовывать улицы, сносить памятники.
Хотелось бы обратиться к дагестанскому обществу: что плохого сделали нам 26 Бакинских комиссаров, расстрелянных английским оккупационным корпусом только за то, что хотели построить лучший и социально справедливый мир для всех. Армяне, азербайджанцы и русские – они погибли за одну гуманистическую идею, своей дружбой и своей гибелью, вопреки спровоцированным погромам и насаждаемой искусственно межнациональной розни, соединив соседние народы. А что потеряли в Азербайджане англичане? Чужую нефть? Мы же, разрушая памятники и память о гуманизме и подвигах предков, возрождаем заросшие было старые раны ненависти и войн. Можно пройтись и по другим улицам и подумать, была ли нужда переименовывать их? Если даже новое имя достойно увековечения, зачем делать это в спешке, и не лучше ли выбрать для этого какие-нибудь безымянные или просто новые улицы? И почему в результате продолжающихся варварских переименований с улиц города постепенно исчезают недагестанские фамилии?
А ведь в России тоже существовали свои нравственные критерии, не допускавшие преждевременного увековечения памяти или, напротив, разрушения памятников, которые уже были воздвигнуты. Так, императрица Екатерина Вторая изложила свою позицию по поводу увековечения заслуг человека очень четко. Писатель Валентин Пикуль в своей книге «Фаворит» приводит отношение царицы. Когда после чтения ее «Наказа» сенаторы, желая задобрить главу государства, предложили поставить триумфальную арку или отлить ее статую из золота, она резко оборвала их: «Я не так глупа, чтобы самой себе памятники ставить. Нельзя ставить памятники при жизни человека. Пусть он помрет сначала, никак не менее тридцати лет должно миновать, чтобы страсти поутихли, чтобы свидетели дел повымерли, – лишь тогда истина обнаружится, и поймут люди, достойна ли я места в истории государственной. Тогда уж ставьте, черт с вами». Даже в этом небольшом эпизоде мы видим и бережное отношение государыни к истории вверенной ей страны, и наивысшую требовательность к себе, и человеческую скромность. Хорошо бы и сегодня многим из власть предержащих и деньги имущих поучиться такому отношению к месту в истории себя любимых и своих усопших родственников.
Кстати, Пикуль приводит и другую мысль, высказанную Екатериной Великой: «Величие человека чаще всего есть не его собственное, а лишь тех великих людей и событий, которыми он удосужился окружить себя… Вот ежели удастся мне такого состояния достичь, тогда – да, не спорю, стану и я великой». (В. Пикуль. «Фаворит», т. 1, с. 326-327.)
А вспомнил я об этом наказе императрицы Екатерины в связи с курьезным случаем, произошедшим со мной недавно. Руководитель ветеранской организации ФСБ в Дагестане Хирамагомед Баулов вместе с офицерами Управления занят оформлением музея чекистов республики. Его помощники обращаются к семьям ушедших из жизни сотрудников контрразведки и разведки с просьбой передать в музей предметы, относящиеся к их служебной деятельности.
В свое время я передавал трофейный пистолет «парабеллум», который остался от вернувшегося с фронта Великой Отечественной войны земляка. После возвращения из оперативной командировки в ДРА я передавал также в музей форму, которую носил при участии в оперативно-войсковых операциях. Не знаю, и как сложилась судьба оружия, обезвреженного в 1960 году террориста. Может быть, оно было уничтожено. Думаю, нужно наладить учет всего, что поступает в музей, краткую историю экспоната, кем и при каких обстоятельствах он был передан на хранение.
Но я, признаюсь, был немного шокирован, когда недавно ко мне обратились с просьбой передать в музей все награды, которыми я удостоен за время трудовой деятельности и, конечно, в годы службы в органах госбезопасности. Хотел спросить, а не рано ли?
Думаю, есть много возможностей увековечения памяти достойных сынов Отечества. Но для того, чтобы и через века не забыть о них и тех жертвах и лишениях, которые они на себя приняли ради спасения своей страны, нужно собрать по крупицам историю каждого солдата и отдать в руки тех, кто сохранит эту память и будет воспитывать на этом примере молодые поколения. Одним из примеров увековечения памяти о воинской славе наших соотечественников можно считать «Книгу Памяти» о солдатах Великой Отечественной войны. Вышли 11 томов с именами и описанием подвигов на полях сражений 95 тысяч наших дагестанцев. Семьи погибших получили «Книги Памяти» в подарок. Возможно, в будущем нужно будет издать такую же книгу памяти о ветеранах-интернационалистах: как бы мы под воздействием сегодняшней политической конъюнктуры ни переписывали историю, правда бумерангом вернется к нам, к нашим потомкам. Недавно нами также издана книга бывшего офицера-пограничника Гаджи Гунашева – уроженца селения Ругуджа Гунибского района, о тяжелых боях с фашистами в Крыму – «Аджимушкайский дневник».
Редколлегия «Книги Памяти» «Солдаты Отечества» поддерживает ветеранов войн, желающих вынести на страницы книг или газетных статей воспоминания о друзьях-товарищах, о подвигах и героизме защитников Родины, организует встречи ветеранов с молодежью. Их подвижническое служение истории Родины заслуживает самой высокой оценки общества.
Но есть и другие примеры.
В 1999 году дагестанцы отразили нападение банд боевиков из соседней Чечни. Вокруг увековечения памяти участников тех событий тоже уже сегодня много нечистоплотной возни. Зачастую о людях, встававших под обстрелом, чтобы прикрыть товарищей, возвращавшихся в горящий танк, чтобы вытащить вслед за первым второго бойца, и погибших, намеренно забывают. Зато люди, попозировавшие пять минут на передовой с чужим автоматом наперевес под прикрытием скалы, теперь не стесняются козырять участием в боевых действиях, выбивать себе и своим чадам незаслуженные ордена и почести. Наверное, таких людей нужно просто выставлять на осмеяние, чтобы другим неповадно было.
Возможно, чтобы избежать ошибок при увековечении памяти, нам нужно вернуться к тем нравственным критериям, которые были свойственны нашим предкам, и жестко давать отпор спекулянтам от истории и тем, кто в угоду сиюминутной выгоде готов пожертвовать правдой и совестью.
Что касается моих наград, эту просьбу исполнят мои родные. Пока же в День чекистов, отмечаемый ежегодно 20 декабря, я надеваю форму и награды, которыми удостоен не на юбилейные дни рождения, а за заслуги перед Родиной. Это ордена Андропова, «Щит Отечества» и другие, которыми было отмечено мое долголетнее служение государству Российскому.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам