АРСЕН ДЖАБРАИЛОВ: ПСИХОЛОГ НЕ МАГ И НЕ ВОЛШЕБНИК

Спокойный неяркий свет, тихая музыка, мягкое кресло и магически притягательные глаза напротив. Согласитесь, обстановка довольно интимная. Но увы, это не романтическое свидание. Цветов здесь не дарят и серенад не поют. Здесь говорят о проблемах и о том, что болит в душе…

Арсен Набиевич Джабраилов – практикующий психолог со стажем. 16 лет работы в школе №5, 3 года преподавания в университете, разного рода тренинги и работа со студентами дали ему немалый опыт. Любовь к своей профессии не дают Арсену Набиевичу сидеть на месте ни минуты. Через экран телевизора, радиостанции, страницы газет он убеждает нас, что о проблемах нельзя молчать, о них нужно говорить и их необходимо решать.
Психологическая служба «Маслиат», где Арсен Джабраилов исполняет обязанности заместителя руководителя, функционирует 2,5 года. Дети, взрослые, студенты всегда могут получить здесь профессиональную помощь и поддержку. В кабинете индивидуальных консультаций «Маслиат» меня усадили в кресло «пациента», и, не нарушая атмосферу сеанса психотерапии, Арсен Набиевич рассказал мне о психологической службе, своих клиентах и весеннем обострении. Но право задавать вопросы на «приеме» у психолога, я все же оставила за собой.

– Арсен Набиевич, а сегодня вообще популярно обращаться за помощью к психологу?

– Такой популярности, как в Европе, конечно же, нет. У нас еще не принято иметь личного психоаналитика. В силу нашего менталитета люди обращаются к нам в крайних случаях, когда невмоготу. Тогда, когда не помогают экстрасенсы, гадалки, врачи. Когда стоит вопрос идти к психиатру, человек задумывается: пойду-ка сначала к психологу. В моей практике были случаи, когда обращались психически больные люди, с явной шизофренией. Но думаю, что постепенно популярность психологов в нашем обществе возрастет.

– Расскажите, пожалуйста, что представляет собой ваша служба психологической помощи «Маслиат».

– Наша служба функционирует при ДГУ. Ее руководителем является декан психологического факультета А.М. Ахмедханов. До декабря 2006 года службы как таковой не было. Психологическая работа с людьми велась, но как-то разрозненно. Сейчас мы все объединились и представляем единый центр. Конечно же, есть психологи, которые не входят в нашу службу, работают отдельно. Они, как правило, уже имеют свое имя в сфере психологии, свою клиентуру. В «Маслиате» работают 12 специалистов. Кто-то имеет одно направление, у кого-то направления перекрещиваются. Так, 4 психолога у нас работают с детьми, они же работают с их родителями. 4 психолога занимаются исключительно взрослыми людьми и 2 сотрудника – «целители тела» – наши массажисты. Помимо того, что наши психологи работают здесь, они преподают в университетах, школах и других местах. Поэтому найти их в «Маслиате» не всегда просто. Необходимо предварительно записаться на прием.

– Вы сказали, что психологи имеют свое направление. А в каком направлении и с какими клиентами работаете вы?

– Чаще всего с людьми, имеющими запущенные формы невротического расстройства, когда проблема переходит в разряд пограничного состояния, что затрагивает физиологические и эмоциональные процессы.

– В таких случаях, как правило, назначают комплексное лечение. Применение медикаментов, транквилизаторов приветствуется или же это мешает «исцелению души»?

– Если есть необходимость, то обязательно вмешивается врач. Мы можем сами направить клиента к невропатологу, на УЗИ и прочее. Важно не приглушить боль, а снять симптомы, устранить причину. Если же заниматься только лечением души и боль при этом будет сопутствовать, то мало вероятно, что можно абсолютно помочь человеку.

– С какими проблемами люди чаще всего обращаются к вам?

– С самыми разными. Проблемы семейного характера, взаимоотношений с детьми, с родителями, коллегами, какие-то конфликтные ситуации, горе, утраты близкого человека, а иногда вообще сталкиваешься с людьми, одержимыми фантастическими идеями.

– Это какими?

– К примеру, ко мне пришла женщина с просьбой сделать так, чтобы ее дочь не выходила замуж за такого-то человека. Она собиралась привести ее ко мне, чтобя я как-то воздействовал на ее дочь. Психолог не маг и не волшебник. Она говорила, что парень в принципе хороший, но родственники у него не подарок. Знаете, помощь в сложившейся ситуации скорее нужна была не дочери, а матери, которая имела устойчивое негативное отношение к молодому человеку.

– То есть клиенты не всегда правильно понимают, кто такой психолог.

– Да, именно так. Как-то мне позвонила одна родительница и стала жаловаться на своего непослушного сына-двоечника. Они записались ко мне на прием. Пришли. И что выясняется? 16-летний подросток даже не знает, куда его привели и зачем. И мать просто не понимает, что нельзя таким образом поступать с ребенком, что это неуважение к нему, к его личности. Ребенок возмущен, обижен, с ним не пошли на обычный нормальный диалог. Такая ситуация, как правило, порождает еще больше негатива и непонимания в семье. Многие убеждены, что сейчас психолог щелкнет пальцами, и все проблемы улетучатся. Такого не бывает. К психологу нужно обращаться, имея собственное желание и стремление что-то изменить в себе и в своей жизни. Работая с ребенком, психолог обязательно работает с его родителями. Так как ребенок может и изменится, а его родители нет. Это тупиковая ситуация. К сожалению, чаще бывает так, что родители не хотят что-либо делать, им комфортнее оставаться такими, какие они есть.

– Арсен Набиевич, какие формы работы с клиентами у вас существуют?

– Самые разные. От обычного разговора до гипнотерапии, если в этом есть необходимость.

– А в каких случаях вы считаете это необходимым?

– К примеру, когда я вижу, что у человека очень сильный сознательный заслон от любого воздействия. И эту установку легче снимать, когда человек находится в трансовом состоянии. Нельзя сказать, что это классический гипноз, где человек полностью погружается в сон. Это состояние, когда человек бодрствует, но в какой-то момент перестает реагировать на внешние раздражители. Он слышит только голос психолога и самого себя. Таким образом мы вытаскиваем наружу позитив и показываем ему, каков он есть. Это делается для того, чтобы поднять внутренние ресурсы человека, чтобы ему было за счет чего исправляться в этой жизни.

– Бывали случаи, когда клиенты жаловались, что нет результатов?

– Конечно. Но знаете, в чем причина? Люди совершенно не хотят работать над собой. У меня есть клиенты, которые ходят ко мне полтора года. Но все было бы иначе, если они элементарно выполняли мои поручения: половину работы делаю я, половину они. То есть 50 на 50. К сожалению, это не всегда происходит. После беседы клиент удовлетворенный уходит, но эта удовлетворенность и легкость временны. Они снова приходят ко мне, и так по кругу. Привязывать их к себе только ради того, чтобы заработать деньги, это нечестно. Но здесь нет вины психолога. Начатую работу необходимо доводить до конца.

– Вы жалеете своих клиентов?

– Я им сочувствую, сострадаю. Но я должен прежде всего помочь. Если у человека горе, то он должен пережить это горе. А если не переживет, то через год на годовщину (смерти, разлуки) будет обострение. Я не могу пережить за человека горе, я должен помочь ему пережить его.

– Но тем не менее человек обращается к психологу в последнюю очередь?

– Да, мы как последняя соломинка. Можно сразу спрашикать: у экстрасенсов были? У гадалок? У врачей? То есть прошли всех и только в конце попали к нам. Человек идет по пути наименьшего сопротивления. Как говорил Эрик Берн: «Человек хочет быстро, легко, за один раз и дешево избавиться от проблем». Такова его натура. Никто не хочет долго работать над собой.

– Известно, что время года по-своему воздействует на человека. Только наступила весна. Какие проблемы в это время особенно беспокоят человека?

– Весной начинается обострение всех болячек. Проблемы, по которым к нам обращаются, – это неврозы, неврастения. Люди жалуются, что не могут спать, что у них пропал аппетит, ко всему апатия. В такой период всплывает безответная любовь, боль утраты близкого человека и т.д.

– Как же с этим бороться? Что вы посоветуете нашим читателям?

– Не болеть! Любое обострение сопровождается межсезоньем, любое межсезонье приводит к внутреннему дисбалансу. Весна сопровождается авитаминозом, ослабленностью организма после зимы. Важно хорошо питаться, больше фруктов, овощей. Можно принимать витамины, которые отпускаются без рецепта врача. Погода становится теплее, поэтому посоветовал бы совершать прогулки вдали от автодорог. Если проблемы совсем катастрофические, то, конечно же, лучше искать специалиста, который помог бы выйти из этого состояния.

– Арсен Набиевич, спасибо за содержательную беседу. Было очень приятно попасть к вам на прием (благо, по долгу службы) и посидеть в этой замечательной обстановке. Успехов вам!

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам