ЕЩЕ РАЗ О СУЛТАН-МАХМУДЕ ТАРКОВСКОМ

Так получилось, к сожалению, что наша история искажалась, долгое время не могли мы в полный голос заявить об основателе Чирюрта и Эндиреевского владения Султан-Махмуде Тарковском, выдающемся полководце и государственном деятеле. Сильные государства никогда не признавали у присмиренных народов наличие героического прошлого. Однако истина от этого ничуть не пострадала.
Для потомков полузабытых героев прошлого нет более благородного и благодатного дела, чем устранение «белых пятен» в истории своего народа. Так, жители поселка Тарки, выражая свои патриотические чувства, выступили с инициативой восстановить память о славном Султан-Махмуде. Донести до нынешнего и идущего ему на смену поколения всю правду о великом предшественнике, который своими ратными подвигами во имя свободы Отчизны стал образцом для подражания новым поколениям, – с этой целью был образован Общественный комитет. В январе 2009 года Комитет отметил своеобразный юбилей – год с момента образования. Мероприятия, посвященные этой дате, прошли в актовом зале поселковой школы при большом стечении народа.
Наш корреспондент встретился с одним из организаторов Общественного комитета по увековечению памяти Султан-Махмуда Тарковского Вагидовым В.А. и побеседовал с ним

– Вагид Абдулмеджидович, в течение 2008 года республиканские и национальные газеты публиковали статьи о Султан-Махмуде Тарковском. На телевидении был организован круглый стол. Состоялись передачи на радио. Наши читатели проявляют интерес к этой исторической личности, чье имя как символ мужества и непоколебимости звучало во многих странах Востока и Запада.
Не могли бы Вы рассказать о происхождении шамхалов Тарковских. Где родился Султан-Махмуд? Что дает вам основание так высоко чтить его память? Что успел сделать Общественный комитет за год работы? Каковы его планы на ближайшую перспективу?

– Хорошие вопросы. И Султан-Махмуд достоин, чтобы восстановили правду о нем в полном объеме. Кто ознакомится с содержанием нашей беседы, полагаю, сам и умом, и сердцем ощутит дыхание давно минувших дней. Я же, отвечая на ваши вопросы, буду краток.
Возникновение рода шамхалов относят к тому времени, когда «аравитяне распространили свою власть в горах Кавказских». В «Дербент-наме» отмечено, что «Абу-Муслим Абд-ал-Малик, наместник арабов из Закавказья, предпринял поход против кумыков. Кумыки вышли к нему навстречу, но после нескольких сражений покорились и приняли ислам. Его величество для вновь обращенных мусульман соорудил джума-мечеть в главном городе кумыков. Назначил Шахбала, сына Абдуллы, сына Абаса, самым старшим из правителей всего Дагестана. Всем вилайетам и племенам страны от границ Грузии до Дешт-и-Кипчак строго приказал, чтобы находились в его повиновении». Именно от его имени (Шахбал) происходит, как обычно полагают, титул шамхал, считая, что это слово образовано путем соединения наименований двух административно-территориальных единиц. Шам – арабское название Сирии, Хал – часть наименования города Халеб в этой стране. По мнению К.С.Кадыраджиева, термин «шамхал» имеет общетюркское происхождение, Г.-Р.А.-К.Гусейнова – хазарское. Академик международной Тюркской академии К.Т.Лайпанов считает, что первый шамхал был правнуком Гамзата, дяди посланника Аллаха (мир ему). Имеются и другие версии родословной шамхалов. «Но во всех случаях, – отмечал Г.Д.Даниялов, – шамхал происходит однако от дяди Пророка Мухаммада (соллаллагьи таала алайгьи ва ссалам)».
В 1548 году в Тарки от брака Чопан-шамхала и представительницы рода Анзоровых, которые по своему социальному положению были первостепенными узденями, т.е. выходцами из древних княжеских (дворянских) родов, пользовавшимися большим влиянием, чем князья Кабарды, родился Султан-Махмуд. Братья, родные по отцу – Эльдар, Магомед, Андия, Гирей, считая его чанка, т.е. неполноправным представителем шамхальского рода, отказались выделить ему в потомственное владение соответствующий удел, которым он, кстати, управлял еще при жизни своего отца Чопана. Как гласит предание и свидетельствуют исторические источники, Султан-Махмуд впоследствии добился признания равноправия и получил в правление земли между реками Сулак и Терек. В 1575 году на этих землях он основал Эндиреевское княжество (бийлик), пределы которого, в частности на западе, выходили далеко за нынешние административные границы Дагестана.
Султан-Махмуд прожил полную событиями жизнь. Умер в преклонном возрасте и был похоронен вблизи селения Бавтугай нынешнего Кизилюртовского района. На месте захоронения наши современники возвели мемориальный комплекс (зиярат). В любое время года его посещают многочисленные паломники.
Шамхалы пользовались большим влиянием среди владетелей Северо-Восточного Кавказа. В более раннее, чем эпоха Султан-Махмуда, время они владели «всем краем от Шемахи до Черкасов». Не случайно в труде знаменитого историка А.К. Бакиханова «Гюлистан-и-Ирам» сказано, что «Казикумухское шамхальство в XVI – начале XVII века достигло наибольших размеров при шамхале Чопане, владевшем всем краем от границ Кайтага, Кюринского округа, Аварии, черкесов и реки Терек до Каспийского моря». Причем, как отмечала С.Ш. Гаджиева, со времен распространения ислама в Дагестане и «в тревожную эпоху монгольского нашествия и в первое время после падения Золотой Орды» из соображений безопасности кумыкские владетели находились в Казикумухе. Об этом свидетельствует и то, что, как указывает А.Р .Шихсаидов, на «шамхальском» кладбище в селении Кумух обнаружена могила Эльдара Тарковского (годы правления 1623-1636).
В XVI веке шамхалы свою резиденцию из нагорного Дагестана перенесли в известный еще с гуннских времен политический центр на Северном Дагестане -Тарки.
В течение длительного времени (с XVI по XIX век) одновременно сталкивались интересы трех государств, желавших закрепиться на Кавказе, – Ирана, Турции, России. Плацдармом этих столкновений, источником материальных и людских ресурсов, экономическими и стратегическими путями из Европы в глубь Азии, а также субъектом международной политики, узловой точкой в ее пространстве, в котором сходились Запад и Восток, являлось шамхальство. Оно играло если не решающую, то одну из ключевых ролей. Соперничество этих трех государств за власть на Северном Кавказе завершилось присоединением всего Северного Кавказа к России.
В истории шамхальства довольно заметный след оставила вторая половина XVI – первая половина XVII века. В междоусобной борьбе князей это некогда могущественное политическое образование Северо-Восточного Кавказа еще при шамхале Чопане Тарковском начинает раскалываться на самостоятельные, более мелкие владения.
Первым выделяется Буйнакское владение с землями от Буйнака (современный Уллубийаул) до границ Кайтагского уцмийства. Это на юге шамхальства. На севере, на землях между реками Сулак и Терек, образуется широко известное в тот период Эндиреевское владение. Основал его выходец из Тарки Султан-Махмуд – младший сын шамхала Чопана Тарковского. Несколько позже наметилась тенденция отделения от шамхальства лакских и других с дагестаноязычным населением земель. Не отличалась стабильностью и внутриполитическая обстановка. Воспользовавшись этим, Россия во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова обостряет отношения с шамхальством, стремясь завоевать его земли.
Начиная с 1560 по 1605 год, с целью «силой подчинить себе шамхальские земли, а самого шамхала укротить за проведение независимой политики», в Дагестан совершается десять походов. Его сравнительно малочисленные народы в многочисленных сражениях отстаивали право строить собственную жизнь, исходя из своих коренных интересов. Удары царских войск первыми всегда принимали на себя жители Эндиреевского княжества. Они боролись против гнета и насилия, против колониальной политики царизма. И каждый раз ценой огромных человеческих жертв им приходилось отстаивать не только свою свободу, но еще и сохранившуюся целостность шамхальства.
Вдохновителем и организатором этой борьбы был Эндиреевский владетель Султан-Махмуд Тарковский, больше известный в народной традиции, а также по архивным материалам российского происхождения как Султан-Мут. «Душой борьбы с нами, борьбы не на жизнь, а насмерть со своей фанатической ненавистью мусульманина стал Султан-Мут». Так писал генерал- лейтенант, военный историк, публицист В.А.Потто.
Выигравший около сорока сражений и не проигравший ни одного, лично возглавивший объединенные силы шамхальства в решающей битве под Бавтугаем, на так называемом Караманском поле в 1605 году, Султан-Махмуд, проявив несокрушимую волю к свободе и независимости, подверг полному разгрому во много раз превышающие по военным, людским, материальным ресурсам войска И.М.Бутурлина. Впоследствии русский историк, автор «Истории государства Российского» Н.М.Карамзин назовет эту битву несчастной и что она «на 118 лет изгладила следы Российского владения в Дагестане».
Как отмечал дореволюционный дагестанский исследователь Д.М.Шихалиев: «Если по справедливости, то всю славу такой победы надо было бы приписать Султан-Махмуду потому, что он был первым и главным виновником изгнания русских гарнизонов с кумыкских земель». Другой наверняка так и поступил бы, но не Султан-Махмуд, который был лишен такого человеческого порока, как эгоизм. От себя можем добавить то, что он смог добиться этих побед только благодаря объединению всех народов Северо-Восточного Кавказа.
Султан-Махмуд Тарковский снискал себе славу одного из выдающихся деятелей в истории своего времени, ибо он в справедливой войне спас народ от порабощения и полного истребления, отстоял нашу веру, родной язык и культуру. И тем не менее замечает М.Гусейнов: «Вряд ли найдется равная Султан-Муту по значимости историческая фигура, которая столь незаслуженно предалась бы забвению».
Справедливости ради надо сказать, что личность Эндиреевского владетеля Султан-Махмуда Тарковского, начиная еще с XVII века, не раз привлекала внимание исследователей. Но во всех трудах ему давались не самые лестные характеристики. Причина виделась главным образом в том что он обильно пролил кровь царской армии. В то же время ни слова не говорилось о том, что «он (Султан-Махмуд) все таки первым пошел навстречу переговорным процессам с русскими … первый в истории выступает инициатором … идеи о мире с побежденной стороной, более того, он выступает автором и первым исполнителем ориентированного на многие столетия вперед проекта существования и созидательной жизни своего отечества в составе еще вчера с оружием в руках кровопролитно сражавшейся страны» (З.Н.Акавов).
Замечу только, что дружбу он предложил как победитель, а не как проигравшая сторона. Видно, Султан-Махмуд стремился к мирному сосуществованию с Россией, русским народом, и что из Дагестана, являющегося веками ареной тяжелых кровопролитных сражений, он хотел сделать территорию мира.
Много воды утекло, пока это стало возможным. Сегодня наша республика и по территории и по площади одна из самых больших республик, входящих в состав Российской Федерации. Рядом с коренными народами и этническими группами, населяющими Дагестан, мирно сосуществуют представители более 60 народов России и бывшего Союза.
Враги не раз пытались вбить клин между нами, разрушить наше единство. Дагестан каждый раз давал достойный отпор недругам, внося тем самым значительный вклад в судьбу Российского государства. Так было в первые годы становления Советской власти, так было и в годы войны с германским фашизмом в 1941- 1945 годах, и совсем недавно, в 1999 году, когда международный терроризм проверял Дагестан на устойчивость. Пора бы знать нашим врагам, что Дагестан, сделавший однажды выбор в пользу России, никогда с этого пути не сойдет.
Много толков о том, что Султан-Махмуд силой оторвал часть шамхальства. Правда же состоит в том, что его братья, как отмечалось выше, отказали выделить ему удел, что было принято в традициях государств того времени, в т.ч. и в Дагестане. «В создавшейся ситуации Султан-Махмуд принял вполне логичное решение – обратился к родственникам по материнской линии и с их помощью добился возвращения принадлежащей себе по праву доли отцовского наследства»
(М.-С.К. Умаханов).
Султан-Махмуд был высокообразованным человеком. Г.М.Оразаев пишет в этой связи, что «сохранилось довольно большое письмо, написанное Султан-Махмудом», в котором видны элементы литературного творчества.
Источники свидетельствуют, что в составе немецкого посольства проездом в Персию и обратно дважды в Дагестане побывал самый почитаемый поэт Германии XVII века Пауль Флеминг. О своем пребывании в местах проживания кумыков он тепло и восторженно написал 94 стихотворения. Султан-Махмуду посвятил несколько баллад, элегий, од. На родине поэта издали сборник под названием «Дагестанские стихи» и опубликовали на немецком языке в 1641 году в Амстердаме и на латинском в 1649 году в Гамбурге. О существовании этого бесценного памятника культуры стало известно благодаря писателю А.М.Гамидову, который нашел и перевел стихи классика немецкой литературы на кумыкский язык и выпустил книгу «Дагестанские стихи немецкого поэта» (2007г.).
Широкой общественности о нем было мало что известно. Проявляя любовь и отдавая дань памяти национальному герою Дагестана Султан-Махмуду, сейчас делается все, чтобы восстановить его былую славу и память о нем передать потомкам.
Важной вехой на этом пути стал 2008 год – год проведения Международной конференции «Эндиреевский владетель Султан-Махмуд Тарковский в истории российско-кавказских взаимоотношений (вторая половина XVI – первая половина XVII в.)», посвященной 460-летию Султан-Махмуда.
Конференция проводилась по инициативе общественности поселка Тарки и селения Эндирей при поддержке Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.
В работе конференции участвовали исследователи из Турции, Азербайджана, республик Северного Кавказа, а также ученые-историки Республики Дагестан, преподаватели, аспиранты, соискатели и студенты вузов республики, поэты и писатели Дагестана, учителя школ, простые граждане Махачкалы и других районов и городов. Сам по себе это отрадный факт. Однако сколько бы ни сделали для увековечения памяти этого политического, государственного деятеля, великого полководца, все равно будет меньше того, что сделал он сам для своего народа.
Хочется надеяться, что дело не застопорится. Ученые-историки в своей повседневной работе найдут новые и новые сведения и, используя их, восстановят всю правду о Султан-Махмуде, имя которого достойно быть вписанным золотыми буквами в летопись истории Дагестана.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане прошел трейловый забег Dagestan Wild Trail

На прошедших выходных в Дагестане прошёл пятый забег Dagestan Wild Trail 2024, которым трейлраннеры традиционно открывают свой беговой сезон. Трейлраннинг...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь Дня местного самоуправления

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщение, приуроченное ко Дню местного самоуправления, который традиционно...

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...
spot_imgspot_img

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам