ПРАВО НА ДОЛГУЮ ПАМЯТЬ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АБУМУСЛИМА ДЖАФАРОВА)

Каждая эпоха должна иметь своего отразителя в творчестве. Для времени становления табасаранской литературы именно им и являлся Абумуслим Джафаров, столетний юбилей которого отмечается в этом году. Он вместе с Темирханом Шалбузовым, Ханмагомедом Ханмагомедовым сформулировал задачи дальнейшего развития родного языка и художественного творчества. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что он был автором первых сборников на заре издания табасаранской литературы («Первые шаги» (1933 г.), «Веселые голоса» (1935 г.). В своем творчестве автор откликался на злободневные проблемы новой эпохи, как раз поэтому его драма «От тьмы к свету» получила республиканскую премию.
Поэт, писатель, драматург Джафаров во многих своих ранних произведениях с высокой художественной силой описывал психологию коллективистского труда в сознании победившего народа, призывал его к новым трудовым свершениям. Это особенно ярко проявилось в стихотворении «Действуй». Говоря о первоначальном периоде становления и развития табасаранской литературы, известный дагестанский литературовед, доктор филологических наук, профессор Магомед Юсуфов в своей книге «Табасаранская советская литература» (Махачкала, Дагучпедгиз, 1986 г.) особо подчеркивает неоценимую роль Абумуслима Джафарова в создании высокохудожественных произведений, которые заслуживают внимательного изучения и рассмотрения. В частности, он пишет: «Наибольшей искренностью, страстностью, многоплановостью, где воедино сплелись романтический пафос и конкретные реалии, отличается стихотворение «Действуй» (1931 г.). Его ритмика, музыкальность, подобные строевому маршу, чеканят строчки, наполняя их одушевлением, бодростью.

Эй, верный Отчизне,
восхищенный ею,
На чунгуре свободные
мелодии играющий,
Миллионам людей жизнь
украшающий,
Различая друзей
от врагов, действуй!

Старый строй, старые
времена уничтожены,
Молния свободы ярко
освещает путь!
Крестьяне с рабочими
стали друзьями,
На огромных гигантах
строек действуй!
(подстрочный перевод)

В своих стихотворениях на патриотические темы («Вчера и сегодня», «15 лет», «Новое село») поэт выразил общую идею, которая заключается в его же словах: «Старому – огонь, новому – дорогу». Используя новизну формы стихосложения – стилевую манеру, Абумуслим Джафаров написал поэму «В СССР», в которой он воспевает благородный труд крестьянина с мозолями на руках, сверяет его дела со звуковой гаммой, ритмом времени. Тем самым он хотел передать накал энтузиазма, энергии настоящих тружеников нового времени:

Строят,
строят,
строят,
Без передышки
все обновляется
Столетиями
дремавшая Россия.

Смотрите,
смотрите,
смотрите,
Раскройте глаза,
всмотритесь,
Длинные трубы фабрик
До самых небес поднялись.

Что,
Что,
Что
Постоянно грохочет?
Земля дрожит –
неугомонный стук?
Это экспресс СССР
Со звуком «тах»,
«тах», «тах»,
«тах», «тах»!
(подстрочный перевод)

Многие произведения Джафарова, даже первых лет, написанные в период его творческой пробы сил, отличаются высокой гражданственностью и проникновенным лиризмом, необыкновенным энтузиазмом в поступках героев: и молодых, и стариков, которые стали «в ряды ударников» и «которых гноили раньше в каменном мешке». В его стихотворениях, таких как «Наш колхоз», «Новое село», «Ударник», правдиво запечатлена новая жизнь сельского труженика, которому «друзьями служат поля, земли, а плуг для него – оружие».
Стихи Абумуслима Джафарова разных лет наводят на мысль о разнохарактерности подходов к образному строю творчества. Они способны отразить через отношение к человеку, к вещам, окружающим его, какие-то существенные черты нашего современника. Он всегда был требователен, в первую очередь, к своему собственному творчеству и к творчеству других: в своих рецензиях давал достойную оценку любому автору. Словом, после тщательного анализа рецензентом рукописи издательствам легко было издавать запланированные книги. (Я не вправе утверждать, что мое предложение обязательно должно быть учтено в высших издательских кругах и творческих союзах, но все же думаю, что возникла потребность в возврате к традиции 60-х – 80-х годов, когда лишь после углубленного изучения представленной рукописи и положительной рецензии двух-трех опытных творческих работников (поэтов, писателей) приступали к ее изданию. Цель ясна – избежать всякой макулатурной литературы. Это, конечно, не означает, что опять необходимо осуществление контроля учредителем. Вовсе нет…)
Следует особо отметить тот факт, что впервые в табасаранской литературе именно Джафаров запечатлел образ ковровщицы, которая занята традиционным народным художественным промыслом. В образе главной героини поэмы «Мастерица-ковровщица» Пери поэт показал пример добросовестного и кропотливого труда, а также мастерство создания причудливых ковров – настоящих произведений искусства. Ковровщица предлагает своим подругам ради процветания родной земли взглянуть на жизнь по-иному. Пери в данном произведении представлена и в другом ракурсе – она стала помогать строить новую жизнь представителям сельского Совета, участвуя в управлении государственными делами. В тридцатых годах прошлого столетия женщина в управлении обществом была редким явлением. Таким образом, автор поднимает роль женщины в новом социалистическом обществе, делает ее полноправной хозяйкой своего родного очага.
За свою недолгую, но волею судьбы насыщенную чрезвычайно трудными, даже драматическими событиями жизнь, Абумуслим Пирмагомедович написал сотни статей, рассказов, стихотворений, поэм, спектаклей. В них вся география горного Дагестана, мудрые вершины Шалбуз-дага, щедрая земля Табасарана, добрые сердца горцев. Но не только это. Как рьяный охотник, он не забывал писать и интересные рассказы об исконных обитателях лесов и лугов – птицах и зверях. Словом, никто и ничто не ускользало от зоркого взгляда и острого пера вдумчивого писателя и одаренного поэта. И почти каждое его произведение производит на читателя неизгладимое впечатление и истинную радость.
В начале шестидесятых годов прошлого века мои первые поэтические раздумья – стихи – начали публиковаться на страницах районной газеты. Некоторые произведения я отправлял в Союз писателей и Дагучпедгиз. Мне уже тогда было понятно: к собственному творческому труду нельзя относиться равнодушно и с легкомыслием. Доктор филологических наук, профессор, ныне покойный Бейдулла Ханмагомедов и поэт Абумуслим Джафаров интересовались моим творчеством, я не раз получал из издательства положительные рецензии за их подписями. Это очень воодушевляло меня.
А когда я поступил учиться на только что открывшееся заочное отделение журналистики филфака ДГУ (которое тогда находилось рядом со зданием Союза писателей), стал часто встречаться с Джафаровым. Мы вместе проводили обеденное время, выходили на берег Каспия. Конечно, в основном говорили о творчестве, об ответственности и месте поэта в обществе. Благодаря Абумуслиму я познакомился с народным писателем Дагестана Ахмедханом Абу-Бакаром, поэтом Сулейманом Рабадановым, драматургом-журналистом Абдулом Раджабовым, журналистом Юрием Коликовым, фельетонистом Александром Грачом. Ахмедхан Абу-Бакар особо подчеркивал огромный талант Абумуслима Джафарова как драматурга. Не раз говорил о его поэме «Живых не хоронят», «Тарикули» и т.д.
Джафаров приветствовал новую социалистическую жизнь, свидетельство тому – десятки созданных им хвалебных стихотворений, рассказов, поэм. Однако из-за предательства друга, бывшего коллеги по работе в комсомоле, впоследствии ставшего начальником районного НКВД, его арестовали и в конце тридцатых годов без суда и следствия отправили в далекую Сибирь – в тюрьму сроком на десять лет. Ни родители Абумуслима, ни он сам не мог понять, за что он получил такое жестокое наказание. Единственное, что стало известно от следователя, это формулировка «враг народа». Сильно переживали родители. Только находясь в колонии строгого режима, Джафаров узнал все подробности своей «вины перед народом». Находясь в тюрьме, он решил написать автобиографическую повесть под названием «Концерт в могиле». Но из-за того, что Джафарова считали «врагом народа», ему не разрешали писать не только книги, но даже и письма. С раннего утра до позднего вечера заключенные занимались заготовкой дров. После годичного пребывания в тюрьме он все же решил написать подробное трогательное письмо своему отцу. В повести оно значилось как «Сожженное письмо».
К сожалению, при жизни Абумуслима Джафарова повесть «Концерт в могиле» так и не была полностью опубликована. К большому счастью, благодаря стараниям известного литературоведа, доцента филфака Даггосуниверситета, ныне покойного Малика Гасанова некоторые отрывки вышеназванной повести были опубликованы в республиканской и местной печати.
В письме к отцу Абумуслим рассказывает о предательстве своего друга. Вот некоторые отрывки из этого письма:
«Дорогой отец! Исполнился год, как я оказался вдали от родной земли. Один год! Это легко произнести. Но для меня этот год – нескончаемая мученическая и долгая жизнь. Впереди еще девять лет тюрьмы. Наступил апрель. Знаю, что в этом месяце наша родная земля в цветении. Но здесь на севере из-за сильных морозов деревья трещат, дышать тяжело. Когда сплевываешь, слюна изо рта мгновенно превращается в лед, и он оседает на губах… (Далее Джафаров пишет о мучениях и пытках во время передвижения группы по морозному снегу и остановки в глухом лесу, где стояла единственная деревянная изба).
…Отец, хоть сейчас послушай меня. Теперь я расскажу тебе, как это было. «Да здравствует социализм, да здравствует Италия!»- вот эти слова привели меня к таким мучениям. Мой следователь нашел вину в этих моих словах.

– Почему ты говоришь «Да здравствует Италия»? Она ведь страна Муссолини, – следователь начал издевательски кричать на меня.

– Италия не является страной Муссолини, она страна народа Италии, и эти слова были сказаны великим пролетарским писателем М. Горьким,- когда я сказал так, мой следователь в оскорбительной манере смеялся надо мной. Если бы ему принесли подписать протокол об осуждении Максима Горького, и на нем без угрызений совести он поставил бы свою подпись. После того как все стало ясно, ты, отец, узнаешь, кто из нас подлый: я или тот (следователь). Если бы тогда ты узнал об этом, тогда бы ты не на меня, а на него так жестоко смотрел. Он не человек. Он потерял всякую человечность, с прутом в руках издевается над народом…
Ты гордился новой властью. И я чувствовал радость новой жизни…И для меня широко были открыты ворота жизни. И я шел вперед, радостный, без устали. Но непредвиденное несчастье внезапно обрушилось на меня. Разве бывает такое издевательство?»
В письме Абумуслим раскрывает причину того, почему этот следователь, который называет себя другом Абумуслима, так жестоко и не по-мужски отнесся к нему.
В конце письма его автор выражает уверенность, что он когда-нибудь вернется на родную землю и напишет не одну песню о чудесном пейзаже родных мест. Письмо заканчивается такими трогательными словами: «Я тебя очень прошу, отец, пожалуйста, не читай вслух это письмо, чтобы мама не слышала его. Я знаю, что еще не высохли слезы на ее глазах. Пожалуйста, не сыпь соль на ее и так обожженное сердце. Ты ей скажи, что я живу очень хорошо.
Передаю всем вам привет.
Ваш сын Абум.
Апрель 1939 г.»
Человек способен вытерпеть многое. Мне по-человечески больно было слушать трогательные воспоминания Абумуслима Пирмагомедовича. Любому читателю, хоть немного знакомому с произведениями Абумуслима Джафарова, становится понятно, что он – патриот своей Родины, так как ни в своем творчестве, ни в собственных поступках не давал повода называться врагом народа. В повседневной жизни он был обаятельным, внимательным человеком.
Уже на второй день после нашего знакомства он пригласил меня к себе в кабинет и за чашкой чая начал беседу примерно такими словами:
«Спрашивай, Пирмагомед, не стесняйся. Ты еще начинающий поэт. А я для тебя – сама история», он и после с доброй усмешкой не раз повторял мне эту фразу. Аккуратный, не испорченный суровыми годами почерк. На столе старая пишущая машинка с заложенным в каретку чистым листом.
– Не устаете? – деликатно спросил его однажды.
– Слава Аллаху, пока держусь в творческом седле.
– Любимое дело не старит,- поддержал я.
Мне казалось, у него постоянно возникала душевная потребность – с глазу на глаз поговорить с коллегой – журналистом, поэтом, писателем и поделиться накопленными впечатлениями о жизни. Мы часто беседовали не только в кабинетных стенах.
Можно смело утверждать, что Джафаров достиг вершины своего творческого пути, так как почти в каждом произведении плачет и радуется его то радостная, то больная душа. Он ставил цель – пробудить в читателе любовь к каждому узелку мастерицы-ковровщицы, к каждой травинке и звезде, и к беззащитной бабочке, и к могущественному орлу, и к лопоухому зайчишке, и величественному льву… Ко всем нашим маленьким и большим соседям по беспокойной планете Земля. Его всегда тревожило еще одно: лишь бы не погас поэтический костер, зажженный еще в юности им и его сподвижниками. А погреться у поэтического костра есть кому: учителям и их ученикам, рядовым ковровщицам и мастерам коврового дела, врачам и чабанам.
К сожалению, Абумуслим Джафаров не дожил до своего 60-летия, в 1969 году, когда в районе готовились в торжественной обстановке отметить его юбилей, он умер. Но благодарный народ не остался в долгу – Хивская районная библиотека и Хивская средняя общеобразовательная школа носят его имя. Также в родном доме поэта и писателя установлена мемориальная доска. Творчество Абумуслима изучается в школах, училищах и вузах, студенты пишут дипломные работы по его произведениям.
В стихах Джафарова – ощущение полета, жажда постоянно верить в людей и любить свой народ, радость общения с героем своего времени. Лично я каждый раз открываю книгу Абумуслима Джафарова в надежде найти новые неординарные мысли и, убедившись, что не попусту потратил время, закрываю ее с душевной просветленностью от живых лучей его поэтических строк.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам