«АГУЛЫ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.»

Монография доктора исторических наук А.Г. Булатовой, кандидата исторических наук А.И. Исламмагомедова и доктора филологических наук Ш.А. Мазанаева посвящена историко-этнографическому исследованию одного из коренных народов Дагестана – агулам. Она является плодом многолетней исследовательской работы. В ней широко использованы историко-этнографические сведения, собранные авторами во время поездок в Агульский район.

Новизна и актуальность изучения исторического прошлого того или иного народа далеко не определяются его количеством. Важными в этом вопросе являются данные об историческом прошлом, этнографические и лингвистические сведения.
Необходимо отметить, что именно разработка истории того или иного народа помогает как проследить основные закономерности, так и выявить особенности его исторического развития.
Монография состоит из введения, шести глав, заключения, списка сокращений и иллюстративного материала. Во введении даются общие сведения о народе, природно-климатические условия, количественный состав, территория расселения народа, дается общий обзор источников и литературы.
В главе I «История и социальные отношения» прослежена история агулов с древнейших времен до первой половины XIX века. Используя данные археологических исследований, проводившихся в 1965 году, а также данные лингвистики, авторы делают попытку проследить историю агулов с древнейших времен до начала XX века. Во втором параграфе монографии затрагивается развитие социальных отношений, в нем дается характеристика форм земельной собственности, на основе которой авторы дают характеристику социальному развитию агулов в рассматриваемый период.
Глава II монографии посвящена основным занятиям агу-
лов – земледелию, скотоводству и промыслам. Дается объективная оценка значению земледелия в жизни агулов. Прослеживается поэтапный процесс от вспашки до сбора урожая, т.е. весь цикл сельскохозяйственных работ. Детально освещен в работе и сельскохозяйственный календарь, которым руководствовались агулы при выполнении работ, связанных с хозяйственной деятельностью; на основе архивного материала авторами показано, что скотоводство играло важную роль в хозяйстве. В ней также отражены формы скотоводства, существующие у агулов. Наряду с земледелием и скотоводством агулы занимались ремеслами и промыслами, о чем свидетельствует богатый исторический и этнографический материал, приведенный в работе.
Глава III работы «Материальная культура» посвящена материальной культуре агулов: поселения, жилище, одежда, пища. Отмечается, что приоритетом в выборе места для заселения были южные склоны долин рек, защищенность местности, наличие земельных угодий вокруг поселения и другие факторы. В ней же приводятся легенды и предания об образовании и истории многих агульских поселений. Авторы монографии отмечают, что с установлением Советской власти произошли коренные изменения в характере поселений агулов, в их форме и планировке.
Хорошо и детально исследованы в работе вопросы, связанные с одеждой агулов, как мужчин, так и женщин. Авторы, в частности, отмечают, что традиционная агульская одежда сходна с одеждой других народов Дагестана. В ритуальной одежде, особенно в женских украшениях, сохранились древнейшие верования агулов.
Рассматривая национальную кухню агулов, в работе отмечается, что специальной кухни у агулов, как и у других народов Дагестана, не было. Основной пищей были изделия из муки и круп. Достаточно подробно освещаются традиционные блюда агулов, такие как хинкал, пироги, супы и т.д. В работе отмечается, что пища агулов отличалась значительным разнообразием и своеобразием.
Глава IV исследования посвящена семье и семейным обрядам. В ней говорится, что у агулов были большие неразделенные и малые семьи. На основе сведений, представленных информаторами, авторы монографии собрали богатый материал о том, как главы семей, будучи детьми, жили с родителями в составе большой неразделенной семьи. Интересен материал, приводимый в работе о свадьбе и заключении брака у агулов. Приводятся свадебные ритуалы и обряды: вывод невесты, сватовство, свадебные игры и танцы.
Отдельный параграф работы посвящен похоронно-поминальным обычаям. В нем говорится, что в целом они были похожи на те, что и у других народов Дагестана. Ритуалы погребально-поминального цикла в большей своей части были исламскими. Консерватизм обрядов, по мнению авторов, объясняется тем, что в трагической ситуации люди действуют в соответствии с традициями и стереотипами поведения.
Глава V «Общественный быт» посвящается общественному быту агулов. Вопросы, поднятые в данной главе, изложены доступно и на основе самых разнообразных источников. В первом параграфе «Система управления» освещена борьба агулов против ханов и беков, в ней рассмотрена роль сельских сходов, джамаата, совета старейшин. На основе конкретного материала – статистических цифровых данных и историко-этнографических сведений, авторам монографии удалось проследить дифференциацию агульских обществ, показать выделение сельской верхушки и разорение беднейших слоев общинников. Авторами отмечено, что агульский тухум по своему содержанию мало чем отличался от тухумных организаций других народов Дагестана. О значении взаимопомощи в жизни агулов говорится в 3-м параграфе главы, в частности к взаимопомощи прибегали в затруднительных случаях, когда необходимо было выполнить большой объем работ. Отмечая гостеприимство агулов, авторы пишут, что оно распространялось не только на знакомых и друзей, но и на всякого путника, нуждавшегося в ночлеге.
Воспитание культуры человеческого общения является важной социальной проблемой. Согласно горской этике все спорные вопросы решались у агулов на основе норм адата и шариата.
В 6-м параграфе «Кровная месть» на основе устного материала раскрываются причины этого явления и церемониал примирения. Затрагивая формы досуга, авторы монографии правильно пишут о том, что у агулов молодежной формой досуга было шествие в горы для сбора дикорастущих съедобных трав, праздники и игры.
Значительной по объему и содержанию этнографического материала представлена VI глава «Духовная культура». Она делится на параграфы: народные знания, система исчисления времени, хозяйственный календарь, народная медицина, народная метеорология, народная астрономия, метрология. Во 2-м параграфе «Праздники, игры, развлечения» на основе обширного этнографического материала рассматриваются праздник весны и нового календарного года, обряды, связанные с вызыванием дождя и солнца. Начало сельскохозяйственных работ сопровождалось большим праздником «къуларик» (отдача лета), после чего проводились игры и развлечения.
Религиозным воззрениям агулов посвящен 3-й параграф главы. В нем отмечается, что агулам было известно о мифологических персонажах, культе предков, поклонении святым местам и т.д. Авторы отмечают, что народная религия агулов представляла собой синкретизм реликтов из древнейших религиозных воззрений с мусульманством. О богатом разнообразии фольклора агулов свидетельствует 4-й параграф главы. В нем рассматриваются различные жанры прозы и поэзии, среди которых исторические предания, легенды, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки, сказки, рассказы о мифологических существах, детский фольклор, частушки, любовная лирика.
Несмотря на большую работу, проделанную авторами по сбору исторического, этнографического, фольклорного материала, монография не лишена отдельных замечаний и пожеланий. Составители исследования не учли, что за последние 5-7 лет по истории, этнографии, языку агулов выпущены не только отдельные статьи, но и защищены кандидатские диссертации, выпущены монографии. Истории агулов посвящена кандидатская диссертация «Агулы в XVIII – первой половине XIX вв.» (проблемы социально-экономического развития и политического устройства) агула по национальности И.Г. Ибрагимова, и выпущена монография «Агулы XVIII – первой половины XIX века» (Махачкала, 2008), подготовлено и издано более 40 статей непосредственно по данной теме исследования. Не упомянуто в работе о значительной по объему и содержанию представленного материала монографии С.О. Хан-Магомедова. «Агульская архитектура» (М., 2001). За последние годы были защищены кандидатские диссертации по агульской филологии молодыми агульскими учеными, что является вкладом не только в изучение языка народа, но и в изучение его истории, этнографии, фольклора и традиций.
Определенное значение в исследовании темы отводится языку и данным лингвистики, без учета которых трудно решить такую важную и необходимую проблему, касающуюся истории, этнографии и этногенеза народа. В этой связи большую ценность представляют исследования по агульскому языку, где содержатся сведения о названиях населенных пунктов, этнонимах, топонимах, гидронимах, что, к сожалению, не учтено составителями данной монографии. В этой связи хотелось отметить работы лингвистов, внесших большой вклад в исследование данной темы: Дирр А. «Агульский язык»// СМ ОМПК. Тифлис,1907.Вып.37.; Магометов А.А. «Агульский язык», Тбилиси,1970.; Тарланов З.К. «Агулы: их язык и история», Петрозаводск,1994. Сулейманов Н. Д. «Сравнительно-историческое исследование агульского языка», Махачкала,1993. Шаумян Р. «Грамматический очерк агульского языка», М.-Л.,1941.
Эти недостатки не умаляют и не заслоняют той многолетней и кропотливой работы, проделанной авторами, итогом которой стала данная монография. В заключение хочется отметить, что данная монография является большим вкладом в историю и этнографию агулов.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам