Учение Л.Н.Толстого и национальная (государственная) идея России

Смысл притчи в увязке с текстом состоит в следующем: искать нечто, в том числе и идею, следует там, где оно может оказаться, а не там, где проще проводить поиски.
Недавно искали «Имя России» и «нашли» его в лице Александра Невского, совершенно забыв о том, что сей князь был приемным сыном хана Золотой Орды Батыя, внука Чингис-Хана, и с помощью татарской конницы силою собирал дань с русских земель в пользу ордынцев. Кстати, та же конница составляла костяк армии Невского, разгромившей немецких рыцарей в 1242 году при Ледовом побоище.
Данный исторический факт даже не упомянут в известном советском фильме, в котором показана эта знаменитая битва.
Я не знаю, какое место «занял» Л.Н.Толстой в списке поисковиков «Имени России», зато мне достоверно известно, что именно с его именем ассоциируется Россия у миллионов граждан нашей страны и у многих жителей разных национальностей остального мира.
Бесполезно искать Национальную идею у князей, царей, генсеков и даже президентов. Ее поиск у националистов и шовинистов противопоказан здоровью общества и целостности государства.
В советско-коммунистическую эпоху в поисках «Имени России», или Советского Союза, а также Национальной или Государственной идеи никакой необходимости не было. Все было и так ясно: Россию и Советский Союз перед всем миром и на все времена, а также во всех отношениях и ракурсах представлял «вождь мирового пролетариата товарищ В.И. Ленин, а Государственная идея Советского Союза была воплощена в одном емком и звучном понятии «коммунизм» со всеми его толкованиями и комментариями.
Распад этой идеи, происшедший одновременно с разрушением советской политэкономической системы, обнаружил за собой колоссальный духовный вакуум, в котором целостность общества теряет свойство устойчивости.
Это обнаружилось сразу же, когда скороспелые и серьезно не проработанные псевдореформы «гарвардских мальчиков» провалились с треском, разладив общество и расшатав государство.
Здесь напрашивается такая ремарка: живут же европейцы и американцы без всяких нацидей или госпрограмм, которые бы предусмотрели построение чего-то намеченного или достижение запланированного в назначенное время. Я имею в виду «планы партии и народа» типа пятилеток или построение коммунизма за пару последующих десятилетий.
У них (за исключением гитлеровской Германии) никогда не было и нет пятилетних планов, директив по коллективизации, индустриализации или электрификации, которые выполнялись бы любой ценой, и многого другого, через что прошла наша Родина.
Вместе с тем, в тех же странах гражданские свободы и личные достижения человека, а также реализация основных принципов демократизации общества возведены в культ.
Все это в совокупности с другими составляющими, такими как создание и функционирование институтов социального и правового государства, материальное обеспечение и духовное насыщение негосударственных структур, политическая ориентация на ненасилие во внешних и внутренних делах, могли бы стать компонентами государственной идеи.
Смысловое содержание таких компонентов без труда обнаруживается в произведениях Л.Н. Толстого, вошедших в серию под названием «Запрещенный Толстой», которые на собственные средства издал духовный сподвижник и меценат В.А. Мороз, данное благородное деяние которого с нравственной точки зрения заслуживает самого высокого общественного признания.
Удивительно, выпуская огромными тиражами различного рода чтиво, которое не предназначено ни для ума, ни для сердца, а способно лишь будоражить низменные инстинкты человеческой натуры, издатели, ничтоже сумняшеся, «проходят мимо» толстовских трудов, актуальность которых с течением времени не утрачивается, а становится все более очевидной и общественно значимой.
Само понятие «национальная идея» слегка попахивает национализмом, поэтому его использование относительно многонационального государства выглядит некорректно. Более предпочтительным в нашем случае кажется употребление понятийного термина «Государственная идея», в котором национальный акцент отсутствует. Такие мысли, наверное, не посещали головы чиновников, давших ведущему энергохолдингу название «РусГидро», что означает «русская вода». Очень странно выглядит словосочетание «русская вода реки Аварское Койсу» в устах недалеких жонглеров понятиями-терминами.
Элементы российской государственной идеи обнаруживаются во многих трудах Л.Н. Толстого. Даже в повести «Хаджи Мурат» они присутствуют, о чем свидетельствует эпизод, показывающий отношение простой русской женщины из народа Марьи Дмитриевны к отсечению головы главного героя и ее публичной демонстрации по аулам и гарнизонам: «Все вы живорезы. Терпеть не могу. Живорезы, право, – сказала она, вставая… – Война! – вскрикнула Марья Дмитриевна. – Какая война? Живорезы, вот и все. Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право, – повторила она».
Кстати, если бы Марья Дмитриевна была нашей современницей с большими чиновничьими полномочиями, то голова Хаджи Мурата давно покоилась бы в земле вместе с его останками. Полномочия же земляка и тезки знаменитого наиба, депутата Госдумы Гаджи-Мурада Омарова оказались явно недостаточными для того, чтобы воссоединить тело с головой…В связи с этим толстовским героем примечателен еще такой факт. Когда в 60-х годах прошлого века повесть «Хаджи Мурат» перевели на аварский язык, ею зачитывались в дагестанских аулах. Старики говорили: «Этот Толстой скорее всего был аварцем, иначе он бы не смог так правдиво и доброжелательно описать аварскую жизнь как бы изнутри». Такой своеобразный комплимент умудренных опытом многих прожитых лет аксакалов дорого стоит. При этом учтем, что об аварцах писал царский офицер, воевавший с ними в Кавказскую войну.
Чтобы писать о «неприятеле» так, чтобы написанным восхищались и «свои» в России, и «противники» в Дагестане, недостаточно иметь только талант: для этого нужно быть гениальным.
Из российских писателей –мыслителей ХХ века с фигурой Толстого сопоставим разве что только Солженицын, на которого можно было бы рассчитывать в плане формулирования государственной идеи. Но он высмеял поручение Ельцина Академии Наук разработать такую идею, убедительно обосновав невозможность выполнения подобного «заказа» посредством реализации указаний и распоряжений.
Александр Исаевич прекрасно понимал, что Великая Отечественная война давно закончилась, а «Война и мир» еще не написана. Еще не появился в России подобного уровня автор: Толстые не в каждом веке рождаются.
Поэтому-то и следует обратиться к его творческому наследию, чтобы черпать из него необходимый для составления формулировок Госидеи духовный заряд.
Этот заряд в основном аккумулирован в произведениях, опубликованных в серии «Запрещенный Толстой», да и в других книгах, увидевших свет в разное время, можно найти много интересного и важного в смысле госидеи – было бы желание поискать нужное и способность понимать найденное.
Такие же сочинения Л.Н. Толстого, как «О государстве», «О религии», письма «Офицерская памятка», «Церковь и государство», «О социализме» и многие другие, прямо насыщены неординарными мыслями, которые бы составили духовный каркас, вокруг которого могла образоваться государственная идея России. Дело за «поисковиками», точнее, за теми, по указаниям которых они действуют. Желаем первым исполнительности, а вторым – прозорливости.
 

Окончание следует.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале состоялся спортивный фестиваль на призы депутата Госдумы

Спортивный фестиваль «Сильнее всех» на призы депутата Госдумы от Дагестана Абдулхакима Гаджиева состоялся в волейбольном зале стадиона им. Е....

В Махачкале прошла акция «10 тысяч шагов к жизни»

Всероссийская акция «10 тысяч шагов к жизни» прошла в Махачкале, сообщает пресс-служба Минздрава Дагестана. Участниками акции стали медработники, студенческая молодежь,...

В Махачкале увековечили память композитора Магомеда Гусейнова

Память члена Союза композиторов СССР, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Магомеда Азизхановича Гусейнова увековечили в Махачкале, установив мемориальную доску...

Махачкалинское «Динамо» потерпело поражение в Красноярске

Махачкалинское футбольное «Динамо» в рамках 12-го тура Первой лиги потерпело гостевое поражение — проиграли в Красноярске «Енисею». Игра завершилась со...

Мэр Махачкалы поздравил старшее поколение с Международным днем пожилых людей

Глава Махачкалы Салман Дадаев поздравил ветеранов войны и труда, пенсионеров с Международным днем пожилых людей. «Уважаемые представители старшего поколения! В...

82-летний житель Махачкалы попросил мобилизовать его для участия в спецоперации

82-летний житель Махачкалы Курбанов Магомед Курбанович обратился в военный комиссариат города с просьбой мобилизовать его для участия в специальной...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам