Учение Л.Н.Толстого и национальная (государственная) идея России.

Как известно, одним из краеугольных камней толстовского учения является древнейший, еще добиблейский принцип ненасилия, евангельский вариант которого проповедовал великий писатель.
Государственная идея бессмысленна без государства, а оно состоит из многих частей, важнейшими из которых являются армия и аппарат принуждения (насилия).
Лев Николаевич принципиально выступал против всякого насилия, отвергая в том числе и такую его форму, как военные действия.
Принудительные меры государства, предпринимаемые с целью поддержания порядка и борьбы с преступностью, являются другой разновидностью насилия, без которого не обходится ни одно организованное общество.
Л.Н. Толстой в статье «О государстве», опубликованном в 1909 году, пишет, что выполнением государственных функций, в том числе и охранительно-принудительного характера занимаются «все эти цари, министры, архиереи, генералы, которые делают то же самое, что делает стражник».
Развивая мысль в этом направлении, в своем докладе, приготовленном для Конгресса мира в Стокгольме, в августе того же года Лев Николаевич написал, что насилие в мире осуществляется «разными людьми, случайно, по наследству ставшими императорами, королями, или по разным интригам, по выборам ставшими президентами, депутатами палат парламентов».
Он признавал государственное насилие, осуществляемое аппаратом принуждения как реальность, отмечая при этом, что его следует ограничить, а в идеале – избежать.
Вот вам один из элементов государственной идеи – принципиальный курс на всемирное ограничение насилия властей по отношению к гражданам.
Другой элемент идеи – это отношение государства и общества к земле и ее недрам.
Л.Н. Толстой в своем письме, адресованном министру, будущему премьеру царского правительства Петру Аркадьевичу Столыпину, 26 июля 1907 года пишет: «Причины революционных ужасов имеют очень глубокие основы, но одна из них – это недовольство народа неправильным распределением земли…Несправедливость состоит в том, как не может существовать права одного человека владеть другим (рабство), так не может существовать права какого бы то ни было человека владеть землею как собственностью. Земля есть достояние всех, и все люди имеют одинаковое право пользоваться ею».
Вопрос о праве каждого и всех пользоваться землею как общим национальным достоянием Толстой еще раз поставил перед Столыпиным в письме, направленном ему из Ясной Поляны 28 января 1908 года.
Как будто продолжая толстовские мысли, академик РАН Петраков В.И. сравнил право собственности на землю и недра с «правом» едока, желающего получить бесплатный обед в ресторане, ссылаясь на то, что у него имеется личная посуда.
С такой посудой академик сравнил технические средства разработки и транспортировки ископаемых, которые по праву владения акциями принадлежат разного рода абрамовичам, дерипаскам и прочим. «Но у них нет и не может быть никаких прав собственности на ископаемые, лежащие в земле», – возмущается Петраков.
Таким образом, государственная идея станет народной, если в ней найдет отражение принцип общего владения землей, водой, недрами и другими естественными ресурсами, данными Богом людям, а не отдельным собственникам, сумевшим завладеть ими правдами и неправдами в смутный переходный период.
В этой связи возникает перед взором бассейн реки Аварское Койсу в Унцукульском районе Дагестана, где запущена Ирганайская ГЭС. Здесь бесчинствуют некоторые безответственные чиновники от энергетики, разбогатевшие на продаже электричества, вырабатываемого дармовой водой. Мало того что они до сих пор полностью не рассчитались с местными жителями, дома и сады которых оказались затопленными вследствие заполнения водохранилища, так еще регулярно отключают электричество в переселенческих селах, «экономя» таким образом энергию, чтобы покрыть воровство денежных средств, собираемых с населения.
А их коллеги в Махачкале занимаются такими же отключениями абонентов, но с другой целью – чтобы посредством электрошантажа прибрать в собственность муниципальные распределительные сети.
Толстой, конечно, не мог предугадать, какие в России разгорятся страсти в связи с введением права частной собственности на землю и другие природные богатства через сто лет после его писем Столыпину. Но он провидчески чувствовал опасные последствия подобных нововведений и потому предупреждал об этом сына своего друга министра Петра Аркадьевича и в его лице царское правительство.
Еще один компонент, который мог бы стать частью государственной идеи, – это отношения между церковью и государством.
В своем труде «Церковь и государство» Л.Н.Толстой пишет: «Большое зло – соединение христиан с властью. Освящение власти государственной есть кощунство. Церковь пытается объяснить святость, законность государства и возможность его быть христианским. В сущности же слова «христианское государство» есть то же, что слова «теплый, горячий лед».
…Понятие церкви стало для некоторых как власть. Оно соединилось с властью и стало действовать, как власть. И все то, что соединилось с властью, перестало быть верой, а стало обманом. Истинная вера везде может быть, только не там – не в государственной вере».
Попробуйте переложить эти слова великого писателя на нашу современную церковно-государственную жизнь, и вы убедитесь в абсолютной правоте их автора. Церковные учреждения (не только христианские) превращаются в своего рода министерства и департаменты и становятся институтом в руках политиков и политиканов. А это один из первых признаков вырождения веры. То, что произошло с христианством со времен Византии, происходит и с исламом со времен Халифата. В силу многих причин (это уже отдельная тема) политика, которая первоначально, на заре расцвета религий использовалась во имя веры, постепенно стала доминировать в этом тандеме, в результате чего уже религия стала приложением к политике. Другая плоскость проблемы – это вмешательство церкви в политику, в том числе образовательную и военную. Об этом свидетельствуют усилия иерархов РПЦ по введению в школах программного учебного предмета под названием «Основы православной культуры», а также учреждению в армии института капелланов. В настоящее время эти вопросы находятся на стадии обсуждения и проработки, что свидетельствует об общей тенденции огосударствления церкви.
Все возвращается на круги своя: то, от чего сто лет назад остерегал Л.Н. Толстой, становится реальностью его потомков.
А чтобы избежать очередное наступление на грабли, следует фиксировать в государственной идее толстовский принцип в путинском изложении: мухи отдельно, котлеты отдельно. Задолго до Толстого и Путина этот принцип предельно ясно выразил Иисус Христос: Богу – богово, кесарю – кесарево. Так что в вопросе взаимопозиций церкви и государства ничего изобретать не нужно – все предельно четко обозначено в словах, приведенных выше.
Еще одной составляющей государственной идеи могла бы стать мысль Л.Н. Толстого, заключенная в следующих его словах, изложенных в статье «О социализме»: «Никто не может знать ни тех законов, по которым изменяется экономическая жизнь народов, ни той наилучшей формы экономической жизни, в которую должно сложиться современное общество. …Экономические формы жизни человеческих обществ мало могут быть предвидены и определены. Предполагаемые различными людьми наилучшие устройства обществ не только не содействуют благу людей, но и составляют одну из главных причин того неустройства человеческих обществ, от которого теперь страдают люди нашего времени».
Мы строили социализм и коммунизм «по законам» Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина – Хрущева – Брежнева. Эти «законы» где-то сходились, где-то расходились, и в итоге устройства жизни по ним общество пришло к разрушительному результату. Затем стали строить капитализм «по законам» Ельцина – Гайдара – Явлинского – Черномырдина и даже Березовского и Абрамовича. Финал опять нисколько не утешает российского общество.
Слава Богу, Медведев и Путин свои аналогичные «законы» не обозначили, а указали лишь отдельные вехи для ориентировки, как будто прислушавшись к толстовским словам о том, что «никто не может знать законов экономической жизни, в какую форму должно сложиться современное общество».
Совершенно очевидно, что в государственной идее не может быть места «предсказаниям оракулов» ни прошлого, ни настоящего, ни социализма, ни капитализма.
Если углубляться в дальнейшие рассуждения о том, каким должно быть содержание государственной идеи и какие мысли Л.Н. Толстого могли бы это содержание обогатить, то придется еще много и долго думать и писать. Цель настоящей публикации весьма ограничена: автор всего лишь желает обратить внимание «искателей идеи» на кладезь мудрости, откуда можно черпать необходимою для нее духовно-интеллектуальную подпитку.
В качестве завершения материала прямо-таки напрашивается еще одна цитата из статьи Л.Н. Толстого «О социализме»: «Вам, людям будущего, если вы хотите исполнить свое высшее человеческое назначение, надо прежде всего освободиться, во-первых, от суеверия о том, что вы знаете, в какую форму должно сложиться человеческое общество, во-вторых, от суеверия патриотизма, в-третьих, от суеверия науки, в-четвертых, от суеверия, что религия отжила свое время…чтобы исполнить свое назначение человека». Как говорится, ни убавить, ни прибавить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...

В Дагестане наградили отличившихся женщин

6 марта в Доме Дружбы прошла церемония награждения отличившихся дагестанок государственными наградами. Открывая мероприятие, Глава Республики Дагестан С.А. Меликов,...

С Международным женским днем 8 Марта!

Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Этот один из самых любимых...

Юсуп Умавов выступил с докладом о работах по повышению надежности электроснабжения жителей столицы

Во вторник, 5 марта, Глава Республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на мероприятии выступил...
spot_imgspot_img

Внимание, голосование!

15–17 марта жители Дагестана cмогут принять участие в голосовании за объекты благоустройства по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды»!...

В Махачкале начат ремонт моста на улице Каммаева

При плановом объезде улично-дорожной сети специалистами УЖКХ был выявлен факт разрушения деформационного шва на путепроводе на ул. Каммаева. Столичными коммунальщиками...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам