Печаль осенняя светла

Память об ушедших родных и друзьях живет в сердце каждого, но здесь, на местах вечного успокоения, она воплощена в мраморные надгробия с именами и датами.
Среди роскошных памятников – скромная, незаметная могила. Небольшая мраморная табличка с выбитыми строчками: Барият Мурадова, народная артистка СССР. И все… А было время, когда гремела слава этой великой актрисы, ею восхищались, ей посвящали стихи и песни, слагали поэмы и писали книги. Неужели так коротка человеческая память, что невозможно запечатлеть ее облик в бронзе или мраморе?
Народная артистка Советского Союза, депутат Верховного Совета РСФСР Барият Мурадова – поистине достояние республики, ее гордость и слава. Божий дар – талант, помноженный на труд и силу характера, сделали ее тем, кем она была – личностью. Она блистала на сцене, выступала с трибун, да и просто помогала людям. Такие не забываются, да и как можно забыть человека – первопроходца дагестанской сцены? Ведь на подмостки Барият попала, когда ей исполнилось 8 лет…
Было это в тяжелые 20-е годы прошлого века. Времена голодные и холодные, но согретые светом революции и мечтами о новой жизни. Родилась Барият в талантливой семье – мать Балаханум и тетка Ниярханум прославились как замечательные певицы и даже выступали в Санкт-Петербурге. В семье хранится потрескавшаяся пластинка, где запечатлены их голоса. А звонкий голосок самой Барият завораживал слушателей, когда она пела колыбельную своим тряпичным куклам.
Семья жила трудно, особенно после того, как погиб отец Барият – красный партизан. Он был даргинец, родом из селения Кадар, а мать – кумычка из селения Нижний Дженгутай.
Барият доводилась племянницей тоже очень известному человеку – Татаму Мурадову, и он вскоре взял девочку в свою семью. Все Мурадовы были талантливы и много сделали для искусства и культуры Дагестана.
Татам Мурадов руководил самодеятельными театрами, организовал оркестр народных инструментов, хор. Эти музыкальные коллективы давали первые концерты по республиканскому радио, совершали гастрольные туры по всему Дагестану.
Конечно же, Татам Мурадов не мог не заметить исключительные способности девочки. Барият – тонкая, грациозная с большими выразительными глазами была не только очень музыкальна, но и могла изобразить кого-то так, что все вокруг смеялись. Да и характер ей достался легкий, жизнерадостный, добрый.
Неудивительно, что в возрасте восьми лет она впервые вышла на сцену. И самым первым номером в ее жизни стал танец. Дядя достал для нее черкеску, сапожки, и в этом костюме мальчика Барият танцевала так ловко и темпераментно, что зал взорвался аплодисментами и долго не отпускал юную артистку.
Барият же на радость публике схватила гармошку и под собственный аккомпанемент исполнила какую-то веселую песню. С того для Татам Мурадов стал брать племянницу в поездки с концертами художественной самодеятельности.
В своих воспоминаниях Аткай так пишет о ней: «Что пела эта сказочная девочка? Думаете, детские песни о говорящей кукле или зайчихе в девичьем платье? Нет. Вначале это были героические мотивы – потом веселые кумыкские частушки (сарыны)…
Это было давно, на заре Советской власти. Аул, где нет еще клуба. Клуб – площадь перед мечетью. Тенью минарета рассечена площадь. Мечеть полна людьми, которые долго сидят там, слушая длинную без конца повторяющуюся молитву муллы. Но вот на площадь приходит девочка. Садится на камень, играет и поет. Даже сам мулла остановил молитву. Люди не смогли не выйти из мечети, не могли не слушать ее».
Так получилось у Барият, что не думала она о сцене, не мечтала стать артисткой, но жизнь сложилась так, что профессия сама стала ее жизнью. Все время в разъездах, все трудности наравне со взрослыми, сама себя чувствовала взрослой, когда сверстники еще держались за подол матери.
Было очень трудно. Профессия актрисы в те времена не только не приветствовалась, но и считалась уделом легкомысленных женщин. Когда Барият поехала со спектаклями народного театра при махачкалинском Клубе горянок в те же аулы, где когда-то танцевала в мальчишеской черкеске, ее встретили враждебно. В девушку полетели комья грязи, вслед, как удары хлыста, неслись грязные, злые слова…
Но Барият уже не могла отступить. Она выступала в главных ролях в спектаклях по пьесам Татама Мурадова.
Мурадов писал пьесы, сам ставил их, сочинял к ним музыку и тексты песен, играл главные роли. Его спектакли сопровождал хор. Барият так вживалась в роль своих героинь, что не разделяла себя от них, сочувствовала их судьбе, искренне страдала и плакала.
А ведь она еще не была профессиональной актрисой. Позже, когда закончила Махачкалинский театральный техникум и стала актрисой профессионального театра, она и тогда оставалась на сцене искренней и любящей своих героинь. Можно сказать, что именно в спектаклях Татама Мурадова возникла традиция изображения национального женского характера. И именно в одном из его спектаклей кто-то стрелял в Барият, ранил ее в ногу. Другая бросила бы все и ушла со сцены. Но не такова Барият: помимо таланта, у нее был сильный характер и неукротимое стремление выступать на сцене.
В 30-е годы группа Татама Мурадова побывала в Москве, там коллектив представлял дагестанское искусство. Грандиозное событие для молодых артистов! Концерты с большим успехом прошли в театре «Метрополя». Барият срывала больше всех аплодисментов, ее не отпускали со сцены, требуя, чтобы она пела снова и снова.
После одного из концертов к ней за кулисы подошла пожилая женщина и похвалила ее. Это была Надежда Константиновна Крупская.
В 1930 году произошло открытие первого дагестанского национального кумыкского театра. Молодые актрисы мечтали о красивых платьях, о поклонниках и цветах. А начинать спектакль в ауле приходилось порой с мытья полов и уборки помещений. В дороге тоже всякое случалось: как-то труппа заблудилась, и на актеров напали собаки; однажды на крутом повороте Барият выбросило наружу. Она сломала руку, но на сцену вышла и доиграла спектакль до конца.
Приходилось приучать людей к театру, бороться за зрителя, приобщать народ к искусству. Но и сама Барият в это время развивалась, крепла профессионально, становилась личностью.
Критик Рыбаков писал о ней: «Образы, созданные Мурадовой, могут быть самыми разнообразными по жанровым признакам, но она всегда остается верна своей главной теме: утверждению и поэтической пропаганде образа женщины своего народа».
Ей дорог каждый созданный образ. Даже не очень положительные персонажи в ее исполнении имеют какую-то перспективу на исправление. Все эти женщины, изображенные на сцене, живут среди нас, они любят, страдают, воспитывают детей. Тонко и бережно раскрывает на сцене их характеры Барият Солтанмеджидовна.
Конечно, полностью талант актрисы не мог бы раскрыться без шедевров мировой и русской классики. Барият Солтанмеджидовна демонстрирует душевный мир женщин разных стран, эпох и социальных слоев. В ее репертуаре были Дездемона, Лаура, Сюзанна, Лариса… Женщины сильные, красивые, с тонкой душевной организацией. Такими предстают они в исполнении Барият Мурадовой.
Кстати, известная актриса Людмила Целиковская писала так: «Пятьдесят раз я сыграла Лауру в «Каменном госте». С чувством опасения и взволнованности шла в незнакомый кумыкский театр. С неослабевающим вниманием следила за действием. Актриса Б. Мурадова познакомила меня с такой Лаурой, которую я до сих пор никогда не знала».
Актриса Любовь Орлова обратилась к Мурадовой с такими словами: «Барият Мурадова, мы с вами почти незнакомы. Но я увидела Вас в роли Лауры и полюбила навсегда. В этом образе Вы раскрыли для всех нас свою душу, свое благородное сердце».
О прекрасной душе и благородном сердце Барият Солтанмеджидовны можно говорить бесконечно. Может быть, человечность и есть ее самый большой талант. Умение сопереживать другому, сочувствовать и помогать – такое тоже дано не всякому. Сколько раз бывало такое: узнавала, что родители не отпускают дочку учиться или насильно выдают замуж. Приходила, уговаривала стариков – и все получалось! Строили жизнь молодые по своему выбору и были счастливы.
Она приходила в любой дом, как самая почетная гостья. На стол ставилось для нее все самое лучшее. И так, вечерами, за неторопливой беседой решались сложные семейные проблемы.
Был такой случай. Вечером вся в слезах пришла к актрисе женщина. Рассказала, что муж из-за ревности выгнал ее из дома и не отдает детей. Причем ревность его не имеет под собой никаких оснований. Барият Солтанмеджидовна оставила незнакомку ночевать у себя, а утром отправилась к ревнивому упрямцу. Долго говорила с ним, объясняла истинное положение дел. Не сразу, но удалось ей помирить супругов. С той поры жили они дружно.
Или вот еще. Рассказывают, как помогла она парню, который пытался вытащить у нее кошелек из сумки. Пристыдила воришку, поговорила с ним. Он, конечно, рассказал какую-то грустную историю. Поверила или нет – кто знает! Но взялась устраивать парню его судьбу. Сначала помогла с работой, потом с учебой. Все сложилось у него, как у всех нормальных людей. А если бы не встретила его тогда в магазине?
Таких историй много, много добрых дел на счету у актрисы. Ей дороже всего на свете способность человека к бескорыстию, к истинной высокой дружбе и любви. Барият Мурадова воспела эти прекрасные чувства в созданных ею образах, в музыке, песнях и по жизни тоже следовала им.
История ее жизни – история становления и развития профессионального театра в Дагестане, история страны в ушедшем уже XX веке.
Замечательная женщина, она оставила глубокий добрый след в искусстве и культуре горного края.
… Осмелевший ветер гонит желтые листья, лихо гнет тонкие веточки деревьев. Прозрачный воздух дышит легкой прохладой. Печаль осенняя светла…
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам