Шихаб эд-Дин подолгу и успешно учился у разных учителей-наставников, в частности, он изучал философию, богословие и право в городе Мераге у шейха Меджида ал-Джили. Его соучеником в одно время был ставший позже знаменитым богословом и философом Фахр эд-Дин ар-Рази, которого и поныне считают одним из классиков мусульманской мысли. После окончания очередного этапа учебы Сухраварди некоторое время жил в Исфахане, где близко познакомился с учением Абу Али Ибн-Сины (Авиценны) и его последователями. Здесь по просьбе друзей и почитателей он написал на персидском языке свой первый трактат «Бустан ал-кулуб» («Сад сердец»). Продолжая совершенствоваться, Сухраварди учился у одних и обучал других, он много путешествовал, подолгу общаясь со знаменитыми учеными и суфиями своего времени.
Тарикат Сухравардийя принято считать относящимся к суннитскому направлению в исламе и шафиитскому мазхабу (правовой школе шариата), хотя отнесение суфийских орденов к той или иной исламской ветви является весьма условным.
Из источников известно, что Шихаб эд-Дин в свое время принимал наставления от брата знаменитого во всем мусульманском мире Абу Хамида ал-Газали шейха Ахмеда и сам был учителем великого персидского поэта-мистика и странствующего суфия-дервиша Саади из Шираза.
В Багдаде Сухраварди преподавал в известном университете Низамийя, основателем которого был просвещенный визир Халифата и меценат Низам ал-Мулк.
Получив духовный статус суфийского наставника-учителя, Сухраварди основал на древних багдадских руинах на берегу Тигра рибат (школу-обитель). Это заведение стало не только центром религиозно-мистического просвещения, но и убежищем для некоторых суфиев, подвергавшихся преследованиям со стороны власть имущих.
Сухраварди не был аскетом и отшельником в общепринятом смысле этих слов, хотя время от времени уединялся от людей на более или менее продолжительное время и вообще вел очень скромный образ жизни. Но это не мешало ему поддерживать хорошие отношения с правителями Халифата или даже выполнять функции их посла по особым поручениям. Он совмещал такую работу с обязанностями суфийского наставника и одновременно выступал в качестве научно-практического консультанта по религиозно-мистическим вопросам. Об этом аспекте деятельности Сухраварди арабский ученый и путешественник Ибн Халликан в своей книге «Вафайят» пишет следующее: «Я встретил людей, которые слушали его лекции и останавливались в его халва (место медитаций и радений в обители – М.И.), где обучались под его наставничеством, как это принято у суфиев. Они мне рассказывали, какие странные испытывали ощущения, когда им удавалось достичь экстатического состояния (ахвал). Он прибыл в Ирбил как посланец багдадских властей и устраивал собрания для обсуждения религиозных вопросов, но мне так и не удалось увидеть его, ибо я был слишком молод. Он часто совершал паломничества в другие страны и иногда жил недалеко от Каабы. Многие из современных ему суфиийских шейхов переписывались с ним, обращались к нему за помощью при решении сложных вопросов и искали его совета в форме фетвы (обоснованного и компетентного заключения по той или иной теоретической или практической проблеме, связанной, как правило, с религией, философией, юстицией – М. И.).
Ученики Шихаб эд-Дина распространили его учение по всему мусульманскому миру – от Индии до Африки. От этого тариката в разное время отпочковались различные духовные школы, связанные с основным орденом мистическими узами.
Полноправным наследником Сухраварди стал его сын Имадудин, а после него орден возглавил отпрыск последнего – Абдурахман. Они способствовали тому, что ответвления и филиалы (фуру) Сухравардийя стали действовать в различных областях и городах Туркестана и Индостана, Ирана и Афганистана, привлекая все больше муридов и других сторонников.
Основные принципы тариката изложены в книге Абдулкахира Сухраварди «Адабуль муридин» («Наставление муриду»), которые получили свое развитие и новое значение в труде Умара Сухраварди «Аварифуль маариф» («Дары Божественного Знания»).
Эти и другие труды ученых-мистиков, являющиеся теоретической базой данного тариката, можно объединить под общим названием «Кодекс чести», соблюдение требований которого считается необходимым условием нравственного воспитания и духовного совершенствования личности адепта.
В Сухравардийя уделяется особое внимание искреннему служению Господу, прозрачному взаимоотношению между учителями и учениками, открытости в дискуссиях, а также защите корпоративной чести и личного достоинства мурида.
Примечательно, что с одним из прямых потомков и наследников Шихаб эд-Дина состоял в переписке великий русский духовный мыслитель и писатель Лев Николаевич Толстой. Осенью 1907 года он получил из Калькутты от известного индийского философа, юриста и издателя Абдуллаха ал-Мамуна Сухраварди сборник хадисов (изречений) пророка Мухаммеда на английском языке под названием «Sayings of Mohammed». Л.Н.Толстой не только читал эту книгу, но и использовал ее содержание в своих сочинениях, в частности, в трудах «На каждый день» и «Круг чтения», о чем информировал своего индийского респондента. Хадисы из этого сборника не только вошли в произведения Толстого, но и вышли отдельной книгой в 1910 году в московском издательстве «Посредник» в серии «Замечательные мыслители всех времен и народов». На титуле значится ее необычное название: «Изречения Магомета. Избраны Л.Н.Толстым».
В России не отмечена сколько-нибудь заметная деятельность тариката Сухравардийя ни в прошлом, ни в настоящем. Но российские мусульмане, знакомые с духовно-мистическим учением этой школы, с глубоким почтением относятся к его носителям, призывающим людей не только к постижению Божественной Истины, но и к милосердию и добру, любви и миру.