В поиске современного диалога

— Не ошибусь, если скажу, что состоявшийся на семинаре разговор, стал как бы продолжением темы, заявленной в выступлении Президента страны Д.А.Медведева на его августовской встрече в Сочи с лидерами исламских религиозных организаций и главами субъектов ЮФО. Президент видит главную проблему внутриконфессиональной напряженности в том, что существует ислам традиционный (хороший) и нетрадиционный (плохой). На семинаре была проанализирована эта точка зрения. Вместе с тем прозвучала мысль о том, что вопрос этот надо рассматривать в ретроспективе, так как подобные дискуссии имеют давнюю историю. В своем выступлении мне пришлось напомнить коллегам, что ваххабиты себя ваххабитами не называют, скорее, салафитами. Но дело даже не в самоназвании данного течения в исламе. Различные элементы ритуала, религиозного сознания в исламе имели место задолго до нашего времени, и все это приводило к жестким дискуссиям. Достаточно вспомнить работы нашего современника — дагестанского востоковеда Амри Шихсаидова об ученом-богослове XVII века Ал-Кудуки из Гергебильского района. Одним из направлений ислама традиционного является ислам таклида, то есть следование разным исламским правовым школам, к примеру, суфийского толка. А шариатский ислам более близок к тому, что у нас в Дагестане принято называть- «ваххабитский ислам».
Известный журналист и религиовед Максим Шевченко высказывается в защиту того, что еще в период Кавказской войны в Дагестане имело место ваххабитское мышление. Поэтому вопрос о традиционности и нетрадиционности ислама не так прост.
Выступающие на семинаре сошлись во мнении, что государству не следует втягиваться в эту дискуссию, давая оценки религиозным течениям. Раз религия отделена от государства, то пусть чисто теологические вопросы решают алимы и богословы. То есть государство должно быть равноудалено от всех течений, конечно, если их представители соблюдают принципы светского государства и не пытаются насильственным путем изменить конституционный строй в стране. Президент РД Муху Алиев в своем Послании Народному Собранию в 2007 году отметил, что необходимо переходить от силовых методов к идеологическим. Надо различать обычный бандитизм и идеологический терроризм, то есть мотивированное определенными идеями действие. Если мы признаем за этими противоправными акциями исламский фактор, то надо противопоставить идеологии идеологию. Если мы убеждены в том, что после учебы в зарубежных исламских центрах к нам в страну завозится враждебная идеология, то необходимо обучение осуществлять у нас. Пессимисты говорят, что в нашей стране нет специалистов высокого уровня. Ничего подобного, они есть. Но, к сожалению, приходится констатировать, что есть силы, которые идеологии противопоставляют пулю.
И еще. Очень важно, что на семинаре по одной теме выступали представители различных научных специализаций — востоковеды, этнографы, источниковеды, социологи.
Такое сотрудничество обогащает. И позволяет давать власти рекомендации с учетом знания прошлого нашего наследия и реалий сегодняшнего дня. Государству необходимо вести конструктивный диалог с религиозными организациями и создавать условия верующим для обсуждения внутриконфессиональных вопросов без их политизации. К примеру, таких как повторение полуденной молитвы, посещения могил, нужно ли вешать тряпочки к зиярату и, наконец, какого масхаба придерживаться и т. д.
Ученые пытались проанализировать проблему соотнесения понятий «консерватизма» и «традиционализма». Отмечалось, что есть консерватизм прогрессивный, который воспроизводит жизнеспособные элементы прошлого, а есть традиционализм, не несущий такого понимания проблемы.
Мы сегодня наблюдаем различные точки зрения по вопросу о том, с кем конкретно идет война на Северном Кавказе. С какой идеологией? Если это мусульманская конфессиональная идеология, то почему в оценках ваххабизма произошел раскол суннитского течения в российском исламе? Почему российская интеллигенция — научная, журналистская- также разделена в ответах на этот вопрос? Многочисленные выступления в СМИ только усилили существующие разногласия. Такое взаимонепонимание наблюдается и в деятельности законотворческих структур федерального и регионального уровня: антиваххабитские законы приняты в нескольких северокавказских республика: в Дагестане, Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии, в Ингушетии, в Чечне ваххабизм просто запрещен. Возникает вопрос и о причинах — мировоззренческого, политического, конфессионального и другого характера — этих противоречий, понять которые без научного анализа трудно.
Так вот: научный подход к проблеме должен способствовать преодолению сложившейся ситуации в госконфессиональных отношениях. Более подробно это означает: способствование принятию государством законов, которые бы стали правовой основой в разрешении пртиворечий; оказание помощи государственным и конфессиональным органам в объективной и непредвзятой оценке состояния общественного мнения по спорным вопросам государственно-конфессиональных отношений, таким как: социальная роль церкви; участие церкви в политической жизни общества; роль церкви в системе образования и воспитания; насколько «нормально» существование «рамочных» законов — законов регионального характера- для регулирования религиозной деятельности в России и др.
Если говорить о противоречиях, то, к примеру, относительно ваххабизма нет единого мнения у нынешних лидеров мусульман России. Глава Центрального управления мусульман России Талгат Таджутдин категорически против иностранного вмешательства в духовное пространство России, тогда как председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что Королевство Саудовская Аравия способствует повышению духовного образования наших граждан. Такая же ситуация разногласий сложилась по отношению к событиям в Ираке. На семинаре прозвучала точка зрения, с которой я согласился, что необходимо поставить вопрос о создании единого муфтията России. Хотя известные этнографы Владимир Бобровников и Дмитрий Макаров (автор книги «Официальный и неофициальный ислам в Дагестане») считают, к примеру, что не надо мешать естественному развитию ислама в России. Таким образом, дискуссия о традиционности и нетрадиционности в исламе продолжается… 
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В добрый путь. В школах Махачкалы прозвучал последний звонок

25 мая. Школа №18 г. Махачкалы. Директор Салим Абдулкадыров в гуще событий. В фойе выпускники повязывают друг другу ленточки....

В собственность Махачкалы возвращен земельный участок площадью 529 квадратных метров

Власти Махачкалы через суд добились отмены незаконной регистрации права собственности и возврата в муниципалитет земельного участка площадью 529 квадратных...

На строящемся водоводе «Чиркей-Махачкала-Каспийск» выполнили около 70% работ

Порядка 70% работ уже завершили на строящемся в Дагестане водоводе «Чиркей-Махачкала-Каспийск». Об этом сообщили на прошедшем накануне заседании президиума...

Юсуп Умавов поздравил махачкалинцев с последним звонком

Глава Махачкалы Юсуп Умавов поздравил махачкалинцев с последним звонком. «Сегодня в нашем городе и по всей стране звучит последний звонок,...
spot_imgspot_img

Подозреваемый в убийстве дагестанской певицы Талисман Омаровой арестован

Суд в Дагестане арестовал на два месяца 34-летнего жителя Каспийска, подозреваемого в убийстве своей сожительницы, певицы Талисман Омаровой, сообщает...

Более 300 объектов отремонтируют и построят в Дагестане в 2025 году по нацпроектам

В Дагестане в рамках национальных проектов в 2025 году планируется отремонтировать и построить более 300 объектов. Об этом сообщил...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам