В поиске современного диалога

– Не ошибусь, если скажу, что состоявшийся на семинаре разговор, стал как бы продолжением темы, заявленной в выступлении Президента страны Д.А.Медведева на его августовской встрече в Сочи с лидерами исламских религиозных организаций и главами субъектов ЮФО. Президент видит главную проблему внутриконфессиональной напряженности в том, что существует ислам традиционный (хороший) и нетрадиционный (плохой). На семинаре была проанализирована эта точка зрения. Вместе с тем прозвучала мысль о том, что вопрос этот надо рассматривать в ретроспективе, так как подобные дискуссии имеют давнюю историю. В своем выступлении мне пришлось напомнить коллегам, что ваххабиты себя ваххабитами не называют, скорее, салафитами. Но дело даже не в самоназвании данного течения в исламе. Различные элементы ритуала, религиозного сознания в исламе имели место задолго до нашего времени, и все это приводило к жестким дискуссиям. Достаточно вспомнить работы нашего современника – дагестанского востоковеда Амри Шихсаидова об ученом-богослове XVII века Ал-Кудуки из Гергебильского района. Одним из направлений ислама традиционного является ислам таклида, то есть следование разным исламским правовым школам, к примеру, суфийского толка. А шариатский ислам более близок к тому, что у нас в Дагестане принято называть- «ваххабитский ислам».
Известный журналист и религиовед Максим Шевченко высказывается в защиту того, что еще в период Кавказской войны в Дагестане имело место ваххабитское мышление. Поэтому вопрос о традиционности и нетрадиционности ислама не так прост.
Выступающие на семинаре сошлись во мнении, что государству не следует втягиваться в эту дискуссию, давая оценки религиозным течениям. Раз религия отделена от государства, то пусть чисто теологические вопросы решают алимы и богословы. То есть государство должно быть равноудалено от всех течений, конечно, если их представители соблюдают принципы светского государства и не пытаются насильственным путем изменить конституционный строй в стране. Президент РД Муху Алиев в своем Послании Народному Собранию в 2007 году отметил, что необходимо переходить от силовых методов к идеологическим. Надо различать обычный бандитизм и идеологический терроризм, то есть мотивированное определенными идеями действие. Если мы признаем за этими противоправными акциями исламский фактор, то надо противопоставить идеологии идеологию. Если мы убеждены в том, что после учебы в зарубежных исламских центрах к нам в страну завозится враждебная идеология, то необходимо обучение осуществлять у нас. Пессимисты говорят, что в нашей стране нет специалистов высокого уровня. Ничего подобного, они есть. Но, к сожалению, приходится констатировать, что есть силы, которые идеологии противопоставляют пулю.
И еще. Очень важно, что на семинаре по одной теме выступали представители различных научных специализаций – востоковеды, этнографы, источниковеды, социологи.
Такое сотрудничество обогащает. И позволяет давать власти рекомендации с учетом знания прошлого нашего наследия и реалий сегодняшнего дня. Государству необходимо вести конструктивный диалог с религиозными организациями и создавать условия верующим для обсуждения внутриконфессиональных вопросов без их политизации. К примеру, таких как повторение полуденной молитвы, посещения могил, нужно ли вешать тряпочки к зиярату и, наконец, какого масхаба придерживаться и т. д.
Ученые пытались проанализировать проблему соотнесения понятий «консерватизма» и «традиционализма». Отмечалось, что есть консерватизм прогрессивный, который воспроизводит жизнеспособные элементы прошлого, а есть традиционализм, не несущий такого понимания проблемы.
Мы сегодня наблюдаем различные точки зрения по вопросу о том, с кем конкретно идет война на Северном Кавказе. С какой идеологией? Если это мусульманская конфессиональная идеология, то почему в оценках ваххабизма произошел раскол суннитского течения в российском исламе? Почему российская интеллигенция – научная, журналистская- также разделена в ответах на этот вопрос? Многочисленные выступления в СМИ только усилили существующие разногласия. Такое взаимонепонимание наблюдается и в деятельности законотворческих структур федерального и регионального уровня: антиваххабитские законы приняты в нескольких северокавказских республика: в Дагестане, Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии, в Ингушетии, в Чечне ваххабизм просто запрещен. Возникает вопрос и о причинах – мировоззренческого, политического, конфессионального и другого характера – этих противоречий, понять которые без научного анализа трудно.
Так вот: научный подход к проблеме должен способствовать преодолению сложившейся ситуации в госконфессиональных отношениях. Более подробно это означает: способствование принятию государством законов, которые бы стали правовой основой в разрешении пртиворечий; оказание помощи государственным и конфессиональным органам в объективной и непредвзятой оценке состояния общественного мнения по спорным вопросам государственно-конфессиональных отношений, таким как: социальная роль церкви; участие церкви в политической жизни общества; роль церкви в системе образования и воспитания; насколько «нормально» существование «рамочных» законов – законов регионального характера- для регулирования религиозной деятельности в России и др.
Если говорить о противоречиях, то, к примеру, относительно ваххабизма нет единого мнения у нынешних лидеров мусульман России. Глава Центрального управления мусульман России Талгат Таджутдин категорически против иностранного вмешательства в духовное пространство России, тогда как председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что Королевство Саудовская Аравия способствует повышению духовного образования наших граждан. Такая же ситуация разногласий сложилась по отношению к событиям в Ираке. На семинаре прозвучала точка зрения, с которой я согласился, что необходимо поставить вопрос о создании единого муфтията России. Хотя известные этнографы Владимир Бобровников и Дмитрий Макаров (автор книги «Официальный и неофициальный ислам в Дагестане») считают, к примеру, что не надо мешать естественному развитию ислама в России. Таким образом, дискуссия о традиционности и нетрадиционности в исламе продолжается… 
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Всероссийская акция зимнего купания прошла в Махачкале

Сегодня, 24 ноября, на городском пляже Махачкалы прошла Всероссийская акция зимнего купания «День моржа». Мероприятие, организованное при поддержке столичной администрации,...

В рамках нацпроекта в Махачкале завершают ремонт еще одной улицы

На стадии завершения находятся ремонтные работы на улице Джабраилова в Махачкале, проводимые в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные...

В Махачкале посадили сотни деревьев в рамках акции «Сохраним лес»

На территории Эльтавского леса накануне прошла экологическая акция «Сохраним лес», в рамках которой были высажены сотни саженцев деревьев. В акции...

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь Дня матери

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщение, приуроченное ко Дню Матери, который традиционно отмечается...
spot_imgspot_img

В Администрации Махачкалы прошла встреча в честь 25-летия разгрома международных бандформирований

23 ноября в Администрации города Махачкалы состоялась важная встреча, приуроченная к знаменательной дате – 25-летию разгрома международных бандформирований, которые...

В Махачкале продолжают менять светильники уличного освещения

Одной из бригад специалистов МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» проводится замена светильников уличного освещения на проспекте Акушинского. Остальные бригады работают...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам